Российская нефть утекает из ЭстонииГрузооборот эстонских портов ГАО «Таллинский порт» (в госкорпорацию входят пять портов: в Таллине, в Мууга, Палдиски, Пальясааре и на Сааремаа — прим. ИА REGNUM) в феврале 2015 года составил 1,9 млн тонн грузов, что на 25,8% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Как сообщает эстонский портал rus.err.ee, наибольший спад наблюдается по нефтепродуктам (минус 36,4% в сравнении с прошлым годом). Оборот нефтепродуктов в порту за февраль составил 1,19 млн тонн. Руководство порта связывает падение грузопотока с экономической и политической ситуацией в мире. Как рассказала изданию руководитель отдела маркетинга ГАО «Таллинский порт» Наталья Байдина, снижение объемов нефтепродуктов связано с падением цен на нефть на мировом рынке и изменениями в системе налогообложения экспорта нефтепродуктов в России. «Часть нефтепродуктов, которые шли через Таллинский порт, Россия теперь экспортирует через свои порты», — отметила Байдина.
В феврале по объемам перевалки нефтепродуктов среди российских портов Балтийского моря лидировала Усть-Луга, рассказали корреспонденту
ИА REGNUM в ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». Объемы перевалки нефтепродуктов в Большом порту Санкт-Петербург снизились на 10% до 798,8 тыс. тонн. Порт Приморск сократил перевалку сырой нефти на 9% — до 3,3 млн тонн, при этом увеличив на 31% оборот дизельного топлива — до 1,2 млн тонн. Объемы перевалки нефти в порту Усть-Луга выросли по сравнению с прошлым годом на 36% и составили 2, 2 млн тонн. Нефтепродукты составили 2,3 млн тонн (плюс 21% к показателю прошлого года). Порт Высоцк в феврале перевалил 834,1 тыс. тонн нефтепродуктов — на 3% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. Объемы перевалки нефтепродуктов в порту Калининград снизились на 28% до 203,2 тыс. тонн, сырой нефти — на 17% до 66,2 тыс. тонн.
В целом, как уточнили в Минэнерго РФ, экспорт российской нефти в феврале 2015 года составил 18 млн тонн, что на 776,3 тыс. тонн ( 4,5%) больше, чем в прошлом году.
На Балтике образовался контейнерный дефицитВ Большом порту Санкт-Петербург за два месяца 2015 года импорт груженых контейнеров упал на 28% до 132 000 TEU, экспорт — на 1,3% до 96 300 TEU, пишет газета «Ведомости». Как рассказала изданию заместитель гендиректора транспортной компании ООО «Балтика-транс» Ирина Капитанова, на рынке появилась проблема пустых контейнеров для экспорта: из-за санкций и снижения курса рубля импорт упал, и высвобождающихся контейнеров под обратную загрузку стало меньше. Порожние контейнеры приходится заказывать отдельно, подтверждает гендиректор Infranews Алексей Безбородов.
Стоит отметить, что соседние порты Финляндии столкнулись с аналогичной проблемой. Как ранее сообщало
ИА REGNUM, международные контейнерные операторы, работающие в стране, ведут по всем портам Балтийского моря активный поиск пустых контейнеров, которые вследствие обвала российского движения не поставляются в финские порты. При этом участники рынка отмечают, что финские порты всегда ощущали нехватку пустых контейнеров во время экономических кризисов, но никогда ситуация не обострялась так сильно, как сейчас. «Обычно контейнеры, которые приходили пустыми из российских портов в Финляндию, обеспечивали нас достаточным количеством инвентаря для морских перевозок экспортных грузов. В нынешней ситуации закупки Россией западных товаров могут приостановиться надолго», — говорит директор шипинговой компании CMA CGM в Финляндии Йоуни Ахрела.
Руководитель дирекции транспортных операций логистической группы Tamarix Сергей Попов рассказал «Ведомостям», что поставки товаров народного потребления из стран Евросоюза в феврале упали на 10-12%. Экспорт за этот период вырос на 5-7%, в основном за счет сырьевой группы, добавил он. «В феврале грузооборот нашей компании упал чуть меньше чем на 50%», — сообщил в комментарии изданию топ-менеджер крупной стивидорной компании, занимающейся продовольствием. Оборот всех типов грузов в логистической компании FM Fresh снизился, в сегменте непродовольственных товаров падение составило 30-40%, в продовольственном — 10-15%, говорит Александр Дьяконов, директор по транспорту FM Fresh. По словам Сергея Попова, многие контракты между поставщиками и импортерами приостановлены. Полностью контракты будут перезаключены ближе к маю, к концу года с рынка могут уйти до 20-30% импортеров, считает специалист.
Латвийские порты ушли в «минус»Грузооборот портов Латвии, которые являются конкурентами российских портов на Балтике, в январе-феврале 2015 года снизился по сравнению с прошлым годом на 5,1% до 12,8 млн тонн, сообщает портал The Baltic Course со ссылкой на департамент транзитной политики Министерства сообщения Латвийской Республики. Больше всего в портах Латвии перевалено сыпучих грузов — 6,1 млн тонн. Перевалка наливных грузов составила 4,9 млн тонн, генеральных — 1,8 млн тонн. Рижский порт обработал 6,8 млн тонн грузов — на 4,7% больше, чем за первые два месяца 2014 года. Объемы перевалки грузов в Лиепайском порту выросли на 14,9% до 939 тыс. тонн грузов. Грузооборот Вентспилсского порта, который имеет наибольший удельный вес транзитных грузов, напротив, существенно снизился. Объем перевалки грузов в порту составил 4,826 млн тонн, что на 18,4% меньше по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года. На показатели повлиял рухнувший из-за санкций транзит каменного угля через порт. Объем перевалки грузов на АО «Baltic Coal Terminal» (терминал представляет интересы владельца груза — ОАО «Шахта Заречная», поставляющего уголь из России — прим.
ИА REGNUM) сократился на 28%. Тем не менее, несмотря на «сдержанные прогнозы грузооборота на 2015-й год и последующее запланированное сокращение бюджета», повышать плату за портовые услуги не планируется, рассказали корреспонденту
ИА REGNUM в пресс-службе порта. Кроме того, у Вентспилса масштабные планы по развитию — запланированные на 2015 год инвестиции в инфраструктуру порта составляют 25,6 млн евро. «Из них вплоть до 11,9 млн евро планируется получить в виде софинансирования из фондов Европейского союза», — пояснили в порту.
Автоперевозчики Северо-Запада придут в портыНа рынке международных автомобильных грузоперевозок разворачивается серьезный кризис, который специалисты уже сравнивают с ситуацией 2008 года, пишет РБК. По данным издания, падение общего объема международных грузоперевозок в Северо-Западном федеральном округе к марту 2015 года достигло 30%, а в сегменте рефрижераторных грузов — 40%. Сократились поставки в Россию продуктов, лекарств, различных потребительских товаров, а также промышленного оборудования. Больше всего сократились перевозки из Эстонии, Литвы, а также Финляндии. По всем скандинавским странам за последние полгода снижение составило около 20%, что особенно болезненно для автомобильных перевозчиков, поскольку около 70% перевозок на этом направлении осуществляется россиянами (на эстонском направлении, к примеру, только 17%). По словам заместителя руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по СЗФО Константина Шаршакова, большая политика оказывает сильное влияние на бизнес российских грузоперевозчиков. Так, после высказываний президента Литвы о том, что Россия является террористическим государством, работа грузовладельцев с российскими перевозчиками была сведена к минимуму. Как рассказывают участники рынка, сокращение заказов на европейском направлении побуждает грузоперевозчиков переориентироваться на обслуживание морских портов. «Наши перевозчики стали возить грузы из наших портов в Казахстан. Мы недавно встречались с руководством терминалов в Усть-Луге и договорились о сотрудничестве», — отметил Шаршаков.
Экологический подход к «Северному потоку» обошелся в 140 млн евроИнвестиции в экологический мониторинг подводного газопровода «Северный поток» составили 40 млн евро, еще 100 млн евро было потрачено на экологические исследования, сообщил руководитель экологического менеджмента проекта Хэльг Бруно в ходе форума «День Балтийского моря», который состоялся на этой неделе в Санкт-Петербурге.
«Мы постоянно занимаемся мониторингом качества воды, смотрим на химический состав, на изменение этого состава. В течение двух лет мы проводили эту работу и не нашли никаких изменений», — цитирует Бруно ИАА «ПортНьюс». По словам специалиста, результаты мониторинга подтвердили, что воздействие на окружающую среду было в соответствии или ниже значений, установленных для данного проекта.
Как рассказали корреспонденту
ИА REGNUM в пресс-службе компании «Газпром», маршрут газопровода был намечен, насколько это возможно, как прямая линия и при этом «скорректирован с учетом определенных зон, таких как экологически чувствительные зоны, участки захоронения химического оружия, военные зоны, важные навигационные маршруты и другие особые зоны». Кроме того, «Северный поток» спланирован так, что он не пересекает места захоронений вооружений времен Второй мировой войны.
Напомним, что газопровод «Северный поток» проходит через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая (район Выборга) до побережья Германии (район Грайфсвальда). Протяженность газопровода составляет 1224 км, производительность — 55 млрд куб. м газа в год. Целевыми рынками поставок по морскому газопроводу являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны. Проект «Северный поток» реализует совместное предприятие Nord Stream AG, акционерами которого являются ОАО «Газпром» (51%), Wintershall Holding (дочернее предприятие BASF SE) и E.ON Ruhrgas (по 15,5%), Gasunie и GDF Suez (по 9%).