День за днем, шаг за шагом. Как в Крыму ищут "потерявшуюся" водуПредставители крымских властей не раз заявляли, что одна из причин вододефицита в Крыму – потери на сетях: технологические из-за износа сетей водоснабжения и коммерческие - проще говоря, незаконные подключения. Еще в ноябре вице-премьер РФ Марат Хуснуллин отметил, что одним из пунктов комплексной программы по водоснабжению Крыма и Севастополя должна стать программа учета и контроля для борьбы с незаконными подключениями и водозаборами. О том, почему в Крыму образовался дефицит воды, насколько потери в сетях осложняют и без того тяжелую ситуацию и что грозит решившим, что за воду платить не обязательно, РИА Новости Крым рассказала директор по сбыту ГУП РК "Вода Крыма" Ольга Рябенькая. - Теорий о причинах вододефицита на данный момент в Крыму очень много. И все же, какие именно факторы по-вашему мнению влияют на то, что полуостров терпит "водное" бедствие?
- Крым в силу своего географического расположения и климатических особенностей всегда являлся вододефицитным регионом России. По сути, вся республика питается из тех источников, которые зависят от природных условий. Засушливые периоды с определенной периодичностью повторяются. Это цикличность, и она никак не связана с Северо-Крымским каналом. Да, Северо-Крымский канал был хорошим подспорьем, но в основном вода из него шла для сельскохозяйственных нужд, а для бытовых и питьевых используется вода местных источников: из водохранилищ, наполняемость которых зависит от климатических условий.
- Насколько критичная ситуация с потерями, как они влияют на водную обстановку в Крыму?
- Величина потерь где-то около 50%. То есть это нерационально использованная вода. Конечно, этот процент может варьироваться от сезонности, территорий и износа сетей. Самая основная причина потерь – высокий износ сетей. У нас на предприятии есть сети, которые прокладывались еще в 1927 году.
Также много потерь возникает из-за присоединенных территорий сельской местности. Например, раньше в нашем обслуживании было лишь 11 городов, начиная с 2015 года, по поручению руководства Крыма, мы начали брать в хозведы сельские территории. К примеру, в прошлом году к нам "зашел" Ленинский филиал, а это 33 села, в которых сети на 90-100% изношены и требуют замены. Мы приоритетно ведем работу в этом направлении: оперативно устраняем аварии, проводим капремонты сетей, замену участков сетей и инициируем включение работы в адресные инвестиционные программы и ФЦП, инвентаризацию, предпринимаем другие меры.
- А как обстоит ситуация с коммерческими потерями, или проще говоря с воровством воды?
- К сожалению, факты самовольного подключения к нашим сетям мы фиксируем фактически каждый день. Иногда даже проводим спецоперации по их выявлению, ибо человеческая хитрость не знает границ. Даже в квартирах воруют, не поверите, у нас есть ряд случаев, когда магниты накладывают для остановки прибора учета, подключают посудомоечные и стиральные машины, даже унитазы подключают до водомеров, хитрят. Воруют у себя…
- Что грозит неучтенным абонентам в этом случае?
- Воровство есть воровство, поэтому незаконное подключение к водопроводу наказывается немаленькими штрафами. Допустим, за прошлый год по результатам проверок абонентов, юрлиц, предприятий и населения было начислено порядка 277 млн штрафов. Все штрафы считаются по пропускной способности трубы, при круглосуточном пользовании при скорости движения воды 1,2 метра в секунду, за период времени, в течение которого осуществлялось самовольное пользование, но не более чем за три года.
Например, средний штраф для физических лиц в пределах 100 тысяч именно при подключении к воде, а если есть незаконное подключение к канализации – то штраф возрастает в десятки раз.
К сожалению, большинство абонентов не оплачивают эти суммы в добровольном порядке. Приходится прибегать к принудительным способам. Во время выявления таких граждан мы также информируем МВД и природоохранную прокуратуру. Есть такие люди, которые до последнего пытаются доказать свою правоту. Был такой случай в Евпатории, абонент до последнего отпирался, были длительные переговоры, но в итоге он выплатил 400 тысяч штрафа.
- По какому принципу организованы проверки и как проходит сама процедура?
- Может показаться, что проверки абонентов проходят в хаотичном порядке, но это не так. Работа организована согласно планам проверок и на основании определенной аналитической работы.
Вот берем срез по населению, постоянно проверяем характер потребления, сезонность, месячный объем и другие факторы. Например, есть частный дом, который потребляет два кубических метра воды в месяц. Но ведь это нереально. По его размерам, количеству проживающих, приусадебному участку потребление должно быть как минимум в районе 10-20 кубов. Мы это все анализируем и отправляем по "сомнительному" адресу наших специалистов с приборами для проверки. И такая выборка происходит постоянно. Если подтверждается, что абонент действительно подключен незаконно, мы высылаем абоненту уведомление и даем сутки, чтобы подключение было демонтировано. В противном случае мы в течение трех суток перекрывает воду сами.
Чтобы у контролеров не "замыливались" глаза и не было возможности договориться и исключить коррупционную составляющую, мы часто практикуем ротации проверяющих бригад. Например, инспекцию из Бахчисарая "кидаем" на Николаевку.
- Были ли случаи, когда абоненты вели себя агрессивно и отстаивали законность своих действий?
- Несколько лет назад мы проверяли одного частника, с которым боролись долгое время из-за незаконного подключения. Когда мы приехали с экскаватором отключать ему воду, он стал под него кидаться. Мы сразу же вызвали участковых, ибо понимали, чем все это может закончиться. Под угрозой была даже жизнь наших сотрудников.
Обычно, когда человек понимает, что его "накрыли" и ему придется легализоваться, начинает вести себя агрессивно. Поэтому на такие случаи, заведомо понимая, что абонент проблемный, мы посылаем группу контролеров и приглашаем правоохранителей. Было такое, что просто закрывали контролера в помещении, ругались, дрались. Люди разные, и воспитание у всех разное.
- Как вы думаете, почему люди считают, что вода – это общий ресурс, народное достояние? Может, именно поэтому такая агрессия в сторону ваших сотрудников?
- Спору нет, вода – это всенародное достояние и принадлежит каждому. Но мы же берем деньги не за природный ресурс, тариф формируется с учетом затрат предприятия для доведения воды до товарного вида - добыча, очистка, транспортировка... Это тоже немаленькие затраты, и вот в нашем приоритете сделать все, чтобы превратить потери воды в наш доход и в пользу людям.
- По последней информации, именно для борьбы с потерями для "Воды Крыма" закупили две "лаборатории на колесах". Расскажите о них подробнее.
- Власти Крыма приняли решение, что для одного из вектора работ по устранению вододефицита нам нужны такие машины. Мы сформировали свои "хотелки" по технологическому оборудованию машины и передали в виде заявки производителю. В первую очередь мы просили оснастить машины так, чтобы была возможность выполнять то, что нельзя сделать руками наших сотрудников. Например, есть протечки, которых не видно даже с помощью определенных инструментов. Вода уходит в грунт. Так вот благодаря этим телеинспекциям появится возможность выявлять и скрытые утечки, и хитрые незаконные подключения, кстати.
Одна машина "заточена" как раз на технологические потери, а другая – на коммерческие. На машины в целом потратили около 40 млн рублей. Можем сказать, что такая техника – это первый опыт не только для Крыма, но и для России. И вот буквально за несколько дней работы мы нашли уже 22 утечек, и пять фактов коммерческих нарушений, которые ранее бы остались незамеченными.
- Нужно ли будет как-то дополнительно подготавливать специалистов предприятия для работы на данном оборудовании?
- У нас на предприятии свыше 30 единиц разной профильной техники, но понятно, что она уже отчасти морально устарела. Когда мы получили технику, к нам и приезжали специалисты из Краснодара, которые обучили наших сотрудников работе на новой технике. Были и теоретические, и практические занятия. Сейчас на этих машинах будут работать шесть сотрудников, вооруженных всеми инструкциями и наглядными материалами.
- Но все-таки машины только две, в каком приоритете они будут направляться на работу?
- Пока приоритетный вектор работы – это, конечно, Симферополь и прилегающие к нему 39 населенных пунктов. Составлены определенные планы, которые актуализируют каждый день по потребности, и с учетом изменения ситуации, и приобретаемого опыта. Вообще почти всегда специалисты начинают идти от источников водоснабжения, технологически это логично и правильно. Сначала по магистральным, а потом разводящим, затем обследуют уже мелкие "сосудики". Все выявленные потери будет оперативно устранять, за счет этого будет повышаться дебет воды, и больше ее будут получать абоненты. Думаю, что через время от графиков мы или уйдем, или будет увеличено количество часов подачи воды.
В планах проверок незаконного подключения в приоритете автомойки, большие объекты общепита, рестораны, различные СПА-комплексы и т.д.
- Все-таки, что сейчас нужно делать потребителям, чтобы минимизировать потери и воспитать в себе бережное отношение к воде?
Формирование культуры с самого детства, установка приборов учета, что дисциплинирует и заставляет экономить воду, также это может помочь управлять своим бюджетом.
Обычно абоненту начисляют плату за воду по нормативу. Получается, ему все равно, сколько воды утекло. Но когда появляется водомер, мало того, что к человеку приходит сознательность и он наглядно видит, сколько воды он тратит, так это еще и экономия бюджета. Вот, например, у людей активная жизнь, и дома они не появляются. Без водомера они будут платить за 23 куба (на двух человек за месяц), но ведь они столько не израсходуют. А так поставят водомер, и спокойно будут платить за 2-3 куба. Мы всячески агитируем абонентов устанавливать водомеры. Даже часто проводим акцию "водомер за 1 рубль".
И конечно, нужно часто проверять исправность сантехнических приборов, регулировать максимальную заполняемость как посудомоечных, так и стиральных машин, аэронасадок и других приборов. Например, утечки из сливного бачка унитаза могут доходить до 60 кубов. Особенно, если это происходит где-нибудь в офисе и каждый снимает с себя ответственность…
- Вы упомянули, что благодаря комплексной работе мы сможем позже уйти от графиков или их ослабить. Можно ли сегодня говорить о сроках принятия такого решения?
- К сожалению, какие-то серьезные прогнозы давать преждевременно. Гарантии давать по срокам тоже будет несправедливым, я на себя такую ответственность не могу взять. Стоит понимать, что все это даст результат лишь в комплексе. Правительство России поставило водоснабжение Крыма на особый контроль. В целом это 14 мероприятий, и в приоритете как раз минимизация потерь.
Да, будет большой эффект, когда будут заменены сети. Протяженность сетей огромнейшая, износ высокий, и когда будут сети заменены, когда будет в рабочем состоянии вся запорная арматура, тогда будет легче определенную зону отсечь и вообще легче регулировать подачу воды. А сейчас во время протечек нам приходится кварталами "отсекать" подачу воды потребителям.
Но в любом случае результат будет. День за днем, шаг за шагом мы будем идти к минимизации потерь, как технологических, так и коммерческих. И, конечно же, рассчитываем на сознательность абонентов, чтобы не воровали, своевременно сообщали, если где-то течет, чтобы не проявляли безразличия. Мы все участники этого процесса. Только мы на одном берегу, как поставщик ресурса, абонент на другом.