Тема весьма интересная - и на мой взгляд нынешние проблемы (с субординацией и координацией действий) у ополчения напрямую связаны с собственно особенностями возникновения ЛНР и ДНР и их вооруженных формирований.
Скрытый текст
Начнем с того что цели и стратегия действий руководства РФ в Москве менялись по ходу событий в апреле-мае-июне, - но московские же представители на Донбассе не всегда поспевали за этими изменениями, - к тому же все это происходило в условиях прямого и все возрастающего противодействия Киева и Вашингтона, как на Донбассе, так и на международной арене.
Первоначально после Крыма силовые ведомства и структуры ответственные за ведение политики на Украине пребывали в эйфории и были ориентированы на победу пророссийских сил на всем юго-востоке - от Харькова до Одессы, - и выход на рубежи Гагаузии и Приднестровья. Это был план максимум, - как минимум же планировалось сорвать президентские выборы на Украине. Однако за пределами Донбасса больших успехов добиться не удалось, Киев пусть и хаотично и панически, но постепенно устанавливал контроль и управляемость в своих силовых ведомствах, а Вашингтон быстро наладил в Киеве управляемый политический процесс, разрулив проблему с Юлей, отправив Кличка в Киев, а Яценюка, Порошенка и Турчинова определил в правящий триумвират.
На Донбассе знаковыми были захват СБУ в Луганске и ОДА в Донецке в первой половине апреля, - а начиная с середины месяца - гастроли профессиональных групп захватчиков отделов милиции, после которых даже эфемерная и номинальная власть Киева полностью исчезала. Одновременно было начато формирование структур и формирований власти ЛНР и ДНР, - сетецентрических (это не позволяло Киеву сконцентрироваться и задавить их в зародыше - откуда не возьмись возникли группы Безлера и Мозгового, в Луганске набрал силу Болотов). В Донецке (где пророссийские настроения конечно доминировали) - пытался путать карты Ахметов, прикармливая ведущих активистов и намереваясь поставить процесс под контроль. Милиция же на Донбассе, не испытывающая глубокой любви к хунте, рядовой состав, - попросту саботировали указания из Киева и как минимум не оказывали сопротивления. Но и ДНР не смогла сразу же привлечь уже существующие на Донбассе органы гос. власти (милиция, прокуратура, гор.администрации и гор.советы) на свою сторону, - кое-где стали возникать симулякры "народных меров" и "народных советов" за ДНР, - кое-где просто наступало полное безвластие где правили бал криминал и "авторитетные люди". Начался передел собственности и борьба за новые места в новой иерархии - все это конечно не способствовало установлению порядка и формированию четкой вертикали власти в ДНР, кроме того, быстро появлялись недовольные новыми порядками (те у кого отжали собственность, старые авторитеты и бизнесмены), плюс не имея налоговых поступлений была попытка наладить сбор дани с местного бизнеса, организованная по военному четко, но с понятными катастрофическими последствиями в плане поддержки ДНР на местах предпринимательским слоем.
Вплоть до 10-12 мая весь хаотический рост отрядов ополчения плотно координировался "сестрами", - но с 12-15 мая кадровые сотрудники стали выводиться с Донбасса, - фактически можно представить состав который разогнали и пустили с горки, - предоставив Киеву его ловить, - видимо задача по прокладыванию коридора вплоть до Приднестровья уже не стояла (скорее всего по внешнеполитическим мотивам), речь шла о федерализации, причем для реализации этой цели было предпринято много усилий МИДом, - но безуспешно.
После проведения выборов Президента задача скорректировалась уже на формирование на Донбассе аналога Приднестровья - непризнанного гос.образования, - к усилиям на дипломатическом и донбасском поприще попытались обменять эту тему на газовый вопрос. Хотя возможно что уже события на Донбассе, наоборот, использовались с целью протолкнуть Южный поток. Но визит Байдена в Болгарию и твердое намерение Яценюка угробить промышленность и здесь не дали выигрыша.
Военная машина ВСУ постепенно начала приобретать боеспособность, - по мере эскалации конфликта и потерь среди военнослужащих разброд и шатания в офицерской и силовой среде проходил, лояльность хунте возрастала, - Муженко и Коваль смогли организовать ВСУ на силовое решение проблемы. В ходе частичной мобилизации были призваны необходимые специалисты, в тылу на полную катушку стали "шаманить" бывшую на хранении старую советскую технику, - которая во все больших масштабах была готова к использованию.
ДНР же это время во многом потеряло, сразу после референдума "московским" удалось перехватить основные рычаги управления у "донецких", - но первоначальная же структура возникновения ополчения не давала возможности построить единую военную и гражданскую вертикаль. Сказывалась и нескоординированность действий различных ведомств и контор и московских групп влияния (Губарев например примазался к МИДу) мешая Бородаю, Пушилин и Царев видели себя в дамках, ломая игру первым двум. Мозговой, Безлер, Болотов и Стрелков действовали на своих участках не сильно обращая внимание на возню гражданских, но по сути управляя лишь своими группами. До поры до времени ВСУ удавалось сдерживать, но после оставления Славянска эти проблемы стали видны все более четко. Кроме того, значительная часть местных "отрядов самообороны", возникших местами из криминальных элементов, местами из сплава ментов и авторитетов, - по сути вообще ограничивалась действиями в своих городах, не столько воюя с Киевом, сколько охраняя свою делянку с собственностью от конкурентов.
Увидев что ДЛНР начинают сыпаться Москва активизировала поддержку ополчения вооружением, техникой, специалистами, вновь начала расти координация действий - особенно четко это видно на фоне окружения частей ВСУ в приграничной зоне. Возникла идея затянуть конфликт хотя бы до осени и зимы, чтобы на фоне ухудшения экономической и социальной обстановки в Украине поднять новую волну протестов.
В ответ Киев активизировал давление пытаясь любой ценой додавить ополчение, плюс активно встряли США, почуяв угрозу своим планам - ну и дальнейшее происходит прямо у нас на глазах. Стоит лишь добавит, что Коваля в Киеве сменили на Гелетея - карьериста который без зазрения совести отдаст приказ и Точкой-У бахнуть по Луганску, чтобы быть уверенным что военные не лояльничают в методах. А также заработала украинская военная разведка, - наконец поняли что АТЦ СБУ и прочие "мега-спецы", чьим уделом является штурм автобуса с заложниками, - не может руководить полноценными боевыми действиями, или хотя бы подкинуть врагу неработающие противотанковые средства.
Теперь конкретно насчет Стрелкова, Безлера, Мозгового и Болотова. В отличии от Бородая они явно не тянут на роль государственных деятелей, - в их биографии нет необходимого опыта. Болотов (председатель совета ветеранов ВДВ) конечно засветился недюжинными талантами в организации ЛНР, но харизмой Дудаева не обладает. Другие больше похожи на полевых командиров "а-ля Басаев или Гелаев", но опять же на тихих штабистов вроде Масхадова, тоже не похожи. Это три разных ниши, и Масхадов например, показал себя талантливым координатором других главарей, прикрываясь авторитетом Джохара и поднимая народ его именем, - но как самостоятельный политический деятель или полевой командир, умеющий создать окружение из преданных людей и исполнителей, полностью провалился.
Мозговой - как бывший работник военкомата сумел создать (при активной помощи) боеспособный отряд, - но вряд ли способен на большее, - даже при наличии грамотных советников.
Стрелков из когорты деятелей ДНР конечно наиболее блистательный, - но и он вряд ли имеет таланты, свойственные не "полевому командиру", а гос. деятелю и организатору с нуля вооруженных сил государства. В отличии от Приднестровья, где местная милиция и КГБ явились костяком создания вооруженных сил, в отличии от Абхазии, где было четкое национальное деление на своих и врагов, - на Донбассе нет обьективных предпосылок для этого. В конечном счете, любые специалисты из ГРУ умеют обслуживать интересы собственно армии как громадной структуры, в своих деликатных компетенциях, - но глупо ожидать что талантливый хирург со скальпелем будет работать лучше мясника на скотобойне - группы в 5-7 танков и 20 грузовиков с пехотой не могут остановить армию с координацией разных родов войск и полноценными танковыми подразделениями с разведкой, тылом, авиацией и артиллерией при любом руководстве.
И даже при Советском Союзе при помощи многим странам в деле построения социализма, когда был карт-бланш и от руководства в Москве, и практически неограниченные возможности поставки вооружения, - возникали сложности собственно с координацией деятельности лидеров подконтрольных групп, сначала преследующих одну цель, но в ходе ее достижения начинающие конфликтовать. Можно вспомнить, например, что и в Афганистане середины 70-х годов проникновение шло по нескольким линиям, - военной разведке и военной линии, линии партийной, а также МИДа и КГБ. На выходе был целый ряд лидеров, вроде как ориентирующихся на советскую помощь, но в тоже время конкурентов друг для друга (прям как Кадыров с Ямадаевыми)...
На нынешнем этапе боевых действий думаю следует выделить еще несколько факторов. Это влияние менеджмента и владельцев предприятий в городах ЛНР и ДНР. Стараясь спасти свои многомиллиардные активы (на фоне Лисичанского НПЗ) - они могут как организовать местных жителей требовать от ополченцев уйти, так и могут попытаться напрямую договориться с различными командирами подразделений ополчения - там где речь идет о миллиардах десяток миллионов не так важен, плюс сами владельцы - это не только Ахметов и ИСД, но и московские товарищи либо выходцы с Донбасса, вроде Ефремова, - которые имеют свои выходы на ЛНР и ДНР.
А также дележ помощи - ситуация такова что и Луганское направление, и Донецкое, и южное одинаково важны. Потеря как Луганска так и Донецка грозит катастрофой, и каждый командующий в условиях нехватки сил и средств, будучи ответственным за свою делянку - конечно будет тянуть одеяло на себя, - в конечном счете это вопрос личного выживания и личной безопасности - иначе можно оказаться в окружении, из которого можно будет потом и не выбраться в РФ.