Недавние события показали, что приватизация ОПЗ и вся экономика Украины оказались заложниками войны. «Замороженный» конфликт на Донбассе «добьёт» экономику. У Украины есть несколько месяцев, чтобы избежать этого.Последние недели работы Верховной Рады прошли под знаком борьбы. А вся борьба велась из-за денег. С этим связаны законы, необходимые для получения очередного кредитного транша от МВФ, а также попытки провести закон о спецконфискации.
Где взять деньги для бюджета?Например, дефицит госбюжета можно частично покрыть за счёт высоких тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, через разные акцизы, сборы.
Представители фракции «Народный фронт» по всем случаям апеллируют к теме войны. У них всё объясняется исключительно заботой об участниках АТО, обороноспособности Украины и национальной безопасности. В частности, борьба «Народного фронта» за принятие закона о спецконфискации обнажила такую угрозу как недостаток средств на финансирование обороны.
На самом же деле, закон о спецконфискации не решает проблемы стабильного финансирования оборонной сферы. Более того, даже нынешний уровень боеспособности и другие результаты реформ будут утрачены, если не будет регулярного адекватного финансирования для содержания и обучения войск, а также для их обеспечения техникой. Кроме того, необходимо полноценное финансирование научных исследований и конструкторских работ.
Для сильной армии необходима сильная экономика. Но как же так, ведь в Украине экономический кризис всё более углубляется? Да и дата получения первой части очередного кредита от МВФ переносилась с июля на август, затем с августа на сентябрь, а сейчас и подавно – вообще неизвестно, когда этот транш будет.
Конечно, были надежды на доходы от приватизации, но они пока «с треском» не оправдались, хотя власти Украины могут выставить на продажу в целом 3, 5 тыс. госпредприятий. Но, как ни странно, приватизация Одесского припортового завода провалилась, потому что не было ни одной заявки от инвесторов.
Пресс-служба ФГИУ объяснила это рядом причин: долг перед «Group DF» Д. Фирташа, судебные тяжбы с компанией «Нортима», ограничение на репатриацию дивидендов, а также отсутствие налоговых льгот и преференций для инвестора. А ещё завышенная цена, которая не выглядит оправданной на фоне озвученных выше проблем завода и общих политических и экономических рисков страны.
Подготовка и проведение конкурса по продаже ОПЗ по времени совпали с несколькими скандальными событиями. Были арестованы менеджеры ОПЗ, на их защиту поднялись нардепы из «Народного фронта» (бывшие добровольцы АТО), в публичные перепалки снова включился М. Саакашвили с обвинениями в адрес А. Яценюка и Народного фронта. А это значит, что включились политические риски, о которых сообщает ФГИУ.
Но самый главный политический риск для инвесторов – это война. И риторика «партии войны» о возобновлении масштабных боёв, обострении ситуации, об угрозах прихода войны на юг Украины. Как правило, это заявления А.Турчинова, А. Парубия, многих нардепов из «Народного фронта», БПП, «Самопомощи», близких к ним активистов и экспертов. Как инвестор должен воспринимать слова, что Россия стягивает войска, и вот-вот будет наступать, «прорубать коридор» в Крым?
Кто будет вкладывать миллиарды инвестиций в долларах и евро в объекты, которые завтра могут оказаться в зоне войны, конфликта? А если послушать заявления наших политиков и активистов, то почти вся Украина может оказаться зоной конфликта.
Согласно официальной информации, в стране предотвращено около 300 (!) терактов, уровень преступности серьезно вырос, правоохранители регулярно изымают арсеналы вооружений, судебная система и правоохранители находятся под политическим давлением (это помимо коррупции).
К первостепенным политических рискам необходимо отнести темы «переворота» и «дестабилизации». Первую тему накануне конкурса по продаже ОПЗ актуализировали нардепы С. Лещенко и В. Парасюк. Тему дестабилизации неделями ежедневно муссирует А. Парубий и его единомышленники. Периодически об этом говорят А.Турчинов, руководители спецслужб. Кто из инвесторов придёт к нам в Украину? Не страна – а один глобальный политический риск!
Кабмин пытается решить проблему дефицита госбюджета за счёт увеличения экспорта. Вице-премьер-министр С.Кубив сообщил, что до событий 2014 г. 70% украинского экспорта приходилось на Россию. Не стоит питать иллюзий, что такую огромную потерю удастся компенсировать за счёт других внешних рынков.
А каковы перспективы для госбюджета? Якобы первая часть транша от МВФ в 1 млрд. долл. ожидается к сентябрю, вторая часть в размере 700 млн. долл. - до конца года в лучшем случае. Высокие тарифы нанесут серьёзный удар по покупательной способности населения, а значит – по внутреннему рынку. В итоге нас ждет стагнация экономики. Мир всё больше погружается в конфликты, что может привести к росту мировых цен на нефть и газ. А это будет ещё одним ударом по украинской экономике.
Возрастает вероятность, что в 2017 г. уменьшится международная финансовая помощь со стороны Запада. Во-первых, из-за «Brexit» значительно уменьшатся доходы бюджета ЕС, увеличится финансовая нагрузка на «спонсоров» - Германию, Францию, Нидерланды.
Во-вторых, кандидат в президенты США от Республиканской партии Д.Трамп чётко дал понять, что в случае победы на выборах его страна не будет заниматься «благотворительностью» даже по отношению к союзникам по НАТО. Если на президентских выборах победит Х.Клинтон, то политика будет такой же, просто не такой радикальной. Этой же политике следовал Б.Обама, хотя и не в такой радикальной форме, как это предлагает Д.Трамп.
Да, конечно, есть факторы, не зависящие от украинских властей. Но ведь есть и те, что они имеют возможность изменить ради спасения страны.
Непопулярные решения. Между гордостью и ответственностьюУкраинская экономика оказалась заложницей конфликта. «Замороженный» конфликт на Донбассе «добьёт» нашу украинскую экономику, если в ближайшие месяцы не предпринять радикальные, пусть даже непопулярные меры для урегулирования конфликта и нормализации значительной части экономических отношений с Россией.
Это позволит вернуть в украинское экономическое пространство 20% промышленности, восстановить значительную часть экспорта. Также это расширит экономические возможности в отношениях с другими государствами СНГ и с Китаем.
В 1917 году большевики совершили революцию, деморализовали армию и полицию, преврати страну в одни советы, митинги и экспроприации. Страна была разорена и разделена, а немецкие войска оказались под Петроградом. Пришлось большевикам подписывать Брест-Литовский договор, соглашаясь на грандиозные территориальные потери. Правда, в последующие десятилетия большевики добились чрезвычайного международного влияния.
В апреле 1920 года в Варшаве С. Петлюрой и Ю. Пилсудским был подписан договор, согласно которому передавались Польше западноукраинские земли в обмен на помощь против большевиков и белогвардейцев. Правда, потом «Сечевые стрельцы» (УГА, будущая ОУН) сдались Армии Юга России, не выполнив задачу по защите УНР. А сейчас в их честь называют улицы и ставят памятники.
Урок этих событий в том, что иногда обстоятельства заставляют принимать непопулярные решения во имя будущего блага. И что эти решения даже могут быть унизительными, если обстоятельства загоняют в тупик и ничего больше остаётся. Урок также и в том, что уступка не всегда означает поражение, нередко это еще и возможность для достойного будущего. И сейчас нет необходимости отдавать территории, чтобы урегулировать кризис на Донбассе.
Можно обвинить во всех бедах политиков, но на самом деле политики – только выразители мнения всего народа или отдельных социальных групп. И на самом деле, если нормализация политической ситуации и экономики не нужны украинцам, то наивно и глупо ожидать, что это нужно кому-то ещё.
Можно долго играть в гордость во время бесконечных переговоров, выступлений на саммитах, пресс-конференциях, совещаниях. Но в итоге возрастает угроза того, что придётся соглашаться на те же условия по мирному урегулированию, что и сейчас. Да только вот экономика уже будет в стагнации, население - в нищете, страна - в долгах, беспросветности и большом политическом раздоре. А разве вот такой вариант не является унизительным?
Украине придётся выполнять Минск-2. Придётся идти на какие-то непопулярные шаги сейчас, спасая экономику. Либо делать то же самое когда-то потом, но когда страна будет разорена. Таков выбор.
Под Минскими соглашениями стоит подпись президента П. Порошенко. Они сыграли свою позитивную роль, даже при частичной реализации Минска-2: большая война остановлена, линия размежевания зафиксирована, количество жертв и пострадавших стало неизмеримо меньшим. Плохой мир лучше хорошей войны.
«Партия войны» критикует Минск-2, называя его капитуляцией. Есть те, кто предлагает вернуть контроль на ОРДЛО военным путём. Это обернётся новыми большими человеческими потерями, разорением и потерей поддержки со стороны западных партнёров. А после этого снова вернёмся к тому же Минску-2. Разве что под другим названием и, вероятно, с более невыгодными для Украины условиями.
Есть ещё вариант блокады, который только уничтожает шансы Украины на восстановление контроля над ОРДЛО. Но такой вариант осудили западные партнёры Украины.
Удивительно, но в Украине больше нет никаких концепций относительно урегулирования на Донбассе, кроме так называемого «плана Медведчука». Хотя самого В. Медведчука не все воспринимают однозначно, но его план может быть выходом для Украины, чтобы избежать краха. Да, его личные связи с российским президентом В.Путиным вызывают недоверие у части украинского политикума. Но именно эти связи могут оказаться полезными для диалога Украина-Россия.
«План Медведчука» стоит расценивать как более широкое понятие, чем «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Это не только нормы Минска-2, но и пошаговый план по реализации Минских соглашений. Опять-таки, после реализации положений Минских соглашений возникает новая задача – как восстанавливать отношений с Донбассом. Поэтому его план предусматривает также дальнейшие усилия по мирному урегулированию и реинтеграции Донбасса в состав Украины.
«Дорожная карта» предполагает принятие ряда законопроектов, в т. ч.: о непреследовании и амнистии участников событий на Донбассе со стороны ОРДЛО (пункт 5 Минских соглашений); об особенностях управления ОРДЛО; о проведении выборов ОРДЛО; о внесении изменений в Конституцию Украины по децентрализации полномочий от Киева к регионам.
Вопрос о том, как именно будут реализованы данные пункты, остаётся открытым. И в этом есть возможности для переговоров и дискуссий.
Прямой диалог вызывает крайне негативную реакцию у части украинского политикума. Это естественная реакция для тех граждан Украины, которые принимали участие в боях. Хотя, например, Надежда Савченко, которая тоже является участником боевых действий на Донбассе, публично поддерживает вариант прямых переговоров с Захарченко и Плотницким. Но только прямой диалог позволит прекратить войну и гибель людей, восстановить территориальную целостность Украины, а также решить вопросы возвращения 20% промышленного потенциала нашей стране. Это касается вообще всех хозяйственных субъектов, находящихся на территории ОРДЛО.
Благодаря этому, можно в течение нескольких месяцев восстановить значительную часть украинского экспорта в Россию и восстановить работу многих украинских предприятий. Понятное дело, что при таком повороте сюжета на первые роли выходят политики, имеющие доверительные отношения с первыми лицами Российской Федерации.
Прорыв в реализации Минска-2 позволит более активно заниматься вопросами Крыма. В частности, вопросами вложений, которые украинское правительство сделало ранее в разведку и добычу углеводородов. В свое время Украина это делала ради обеспечения своей большей независимости от импорта газа.
Можно долго дискутировать по поводу того, кто и что должен сделать в рамках реализации Минских соглашений первым, кто кому должен поклониться, насколько унизительны прямые переговоры и т. п.
Но при этом необходимо помнить, что у Украины нет 5 или 10 лет для таких дискуссий. Есть лишь несколько месяцев, чтобы всё урегулировать ради будущего. Лучше «почётный мир», чем настоящая капитуляция разорённой страны.
http://from-ua.com/o…likta.html