Конечно же, городскому человеку объяснить разницу между селом процветающим, по сельским меркам, и селом угасающим, очень трудно.
Скрытый текст
Для городского человека село, оно в любом случае остаётся селом. Без привычных любому горожанину условий. И коренной горожанин, наверное, не до конца сможет понять, чем же отсутствие коровы в сельском дворе, с парочкой свиней, хуже того состояния, когда в этом дворе нет ни того ни другого. Ведь в отсутствии живности, по меркам горожан, тоже есть свои плюсы: не нужно работать от рассвета до заката, не нужно косить сено для коровы на зиму. Не нужно, притом ежедневно, выносить навоз. То есть, ну нет хозяйства, да хрен с ним, за то не нужно гнуть спину с раннего утра и до позднего вечера на этом сельском хозяйстве. А продукты, пошёл в магазин, и купил всё то, что даёт домашнее сельское хозяйство. Притом, без мороки и каторжного сельского труда.
Опять же, горожанин, наверное, не сможет до конца понять разницы в быте села успешного, и села угасающего. Ибо, что в первом, что во втором случае, удобства, остаются на улице. И там, и там, отсутствуют те условия, которые для горожан, являются привычной нормой.
Да, это так. Но, тем не менее, разница между селом успешным и селом умирающим, есть. И очень большая.
Если говорить об украинском селе времён СССР, то могу сказать одно, что, то село, по сравнению с украинским селом нынешним, было земным раем.
Да, сельский быт, даже в то время, быту городскому, уступал. Но в том селе люди не умирали с голоду. Не сидели в холодных домах с обрезанным электричеством. И у тех селян, не было отчаяния и безнадёги в глазах. Дети, в сельских школах на уроках, не сидели в пальто. А их родителей всегда была работа.
В районе семидесятых годов, в любом сельском доме, было по корове, а через двор, и по две. А что такое корова в доме? Это половина стола: молоко, творог, сметана, простокваша, домашнее масло и сыр. Да только с таким набором, можно было жить просто припеваючи.
Но кроме коровы, почти в каждом сельском дворе ещё держали свиней, гусей, курей, кроликов. Кабанчика кололи три, а то и четыре раза в год: обязательно на Новый год. На Октябрьские праздники, ну весной. На новогодние праздники, в какой дом не зайдёшь, в нём был стол полной чашей: колбасы, котлеты, копчёности, соления. Да и между праздниками, любой сельский погребок, был до верху набит запасами: и домашняя тушёнка, и солёное сало, и консервация штабелями, и картошка с собственного огорода, и прочее.
Огород тоже был серьёзным подспорьем для любой сельской семьи: картофель, морковка, лук, свекла, капуста, всё это было в любом сельском погребке в довольно приличном количестве.
О том, чтобы в те годы, голодала какая-то сельская семья, даже речи не было. И такой достаток, был нормой.
В сёлах был налажен полив технической водой. Которая, стоила копейки. Был и водопровод с питьевой водой.
У всех селян была работа. Подавляющее большинство сёл было газифицировано. А там, куда газопровод не дошёл, регулярно производилась развозка газа в баллонах. В каждом селе был медпункт. На три четыре села была больница, с поликлиникой, стационаром, лабораторией, и не редко с хирургией. В каждом селе были детские сады.
И в тех украинских сёлах, когда Украина была «оккупирована» Россией, и когда она была «порабощена» Советским Союзом, играли свадьбы по три дня. И на каждую такую свадьбу приглашали по 100 – 150 гостей. И это было тогда по карману простым людям. Во дворе ставили шалаш. В нём ставили рядами столы. И село гуляло. С песнями, с танцами, с настоящим и не постановочным весельем. У людей в глазах была радость. А на сельских улицах звучал громкий смех сельской детворы…
Но это так было в те времена. Никто тогда не пилил по ночам посадки на дрова, дабы протопить в холодном доме печь. В те времена уголь стоил 10 -15 рублей. Три тонны на зиму хватало с головой. Куб дров стоил пять рублей.
Старшее поколение помнит легендарный фильм Владимира Басова «Щит и меч». В этом фильме есть эпизод посещения Генрихом Шварцкопфом, его играл Олег Янковский, и Йоганом Вайсом, его играл Станислав Любшин, детского концентрационного лагеря. И состояние Генриха, после увиденного там.
Я недавно оказался в одном, далеко не последнем в советское время, селе. И у меня, после посещения этого села, состояние было такое же, как у Генриха Шварцкопфа.
Раньше данное село славилось достатком: семеноводческий совхоз, в составе которого был рыб колхоз, племенной участок, семеноводческий участок, животноводческий участок. Каждый двор был полной чашей.
А сегодня, в нём, от голода умирают дети. Я когда-то об этом селе уже писал. Но то, что я писал об этом селе раньше, не сравнить с сегодняшним состоянием этого села: работы нет. Село пропитано атмосферой безнадёги. Потухший взгляд обитателей этого села. В подавляющем большинстве дома холодные. В лучшем случае, из-за дороговизны на электроэнергию и из-за бедности потребителей, отапливаются электричеством периодически. Много домов, за неуплату, обрезаны и от газа, и от электричества. Водопровод, из-за не рентабельности проекта, тоже не работает. Во дворах ни коров, ни свиней, ни гусей, ни курей. Кормить живность, просто не чем. Когда-то полные погребки, сейчас пустые. Огород, без полива, урожая тоже не даёт. И помощи этим людям ждать не от кого. И перспектив никаких.
Дети, на уроках в школе, из-за недостаточного отопления, сидят одетые. Социальной защиты, никакой. И пожаловаться на такое удручающее состояние, некому. На Украине, сегодня, дикий капитализм. А у него два основных принципа: в нём выживает сильнейший. И человек человеку, волк.
Катастрофа. Просто катастрофа. Из двух школ, осталась одна. Больницу закрыли. Дороги убитые. Точка по заправке газовых баллонов закрылась.
Многие сельские жители, как на последний шанс, надеялись на пенсию. Но, из-за произведённой на Украине пенсионной «реформы», эта надежда, тоже, лопнула как мыльный пузырь. На данный момент, почти половина украинцев, уходят с пенсионного фонда, куда приходили для оформления пенсии по старости, уходят ни с чем, и с выражением ужаса на лице. Ибо услышали там приговор для себя, что им, пенсия предоставляться не будет.
Причина не предоставления пенсии, заключается в том, что у половины населения Украины, для получения пенсии, не хватает страхового стажа. Которого, для выходящих на пенсию в нынешнем году, нужно 27 лет. В России, для пенсионеров, выходящих на пенсию в 2020 году, если я не ошибаюсь, нужно 9 лет страхового стажа. А на Украине – 27.
К примеру, для украинца, 1960 года рождения, выходящего на пенсию в нынешнем году, до 2 000 — го года, стаж исчисляется по трудовой книжке. Это где-то двадцать, двадцать два года. А вот с 2 000 – года, стаж исчисляется по взносам в пенсионный фонд. А вот с этим, после 2 000 – го года, у многих, как раз и возникают проблемы. Те, кто работал на больших предприятиях, как железная дорога, крупные заводы, бюджетные организации, пенсию конечно же получат. Крупные предприятия за них отчисления в пенсионный фонд производили. И страховой стаж таким гражданам шёл. А вот те, кто был безработным, работал на мелких предприятиях, или работал на сезонных работах, или на работах без оформления, а таких много было именно в сёлах, пенсию получать не будут.
И вот тут возникает вопрос, а что же дальше…
Нужно подметить, что и пенсия, в размере в 1 600 гривен, это примерно 3 500 русских рублей, тоже особо не спасает. Но хоть что-то. Но и её многие украинцы не увидят. И для многих из них, наступит натуральный «конец света».
***
А в это время, властная верхушка нынешней «европейской» Украины, совместно с разного рода «патриотами», рассказывают в различных СМИ, об украинском «европейском курсе», и о «перемогах».
В том числе, о счастье украинского села…