Несмотря на то, что с началом двухтысячных Израиль открыл несколько месторождений нефти и газа, в прошлом году он ввёз минерального топлива, нефти и продуктов их переработки на 14,6 миллиарда долларов. То есть достичь энергетической независимости и стать экспортёром природного газа для Тель-Авива – вожделенная мечта. И она становится всё ближе. Британская BP, в правление которой с 2015 года входит бывший глава секретной разведывательной службы MI6 сэр Джон Соэрс, полгода назад заговорила о совместной заявке на участок на шельфе Газы с компанией ОАЭ ADNOC на покупку 50% израильской энергетической компании NewMed, пообещав за это 2 миллиарда долларов. Сэр Соэрс, знающий во всех деталях проблему палестинцев, ничуть не смутился вторжением в Газу, сообщив инвесторам в октябре, что сделка состоялась и компания настроена «очень оптимистично». Ведь морское месторождение Leviathan, как считается, содержит около 22 триллионов кубических футов природного газа и в прошлом году принесло доход в 2,5 миллиарда долларов.
Узнав о сделке, глава Еврокомиссии и один из самых громких защитников «права на оборону» Израиля Урсула фон дер Ляйен назвала сделку «выдающимся шагом, выводящим энергетическое сотрудничество с Израилем на новый уровень». И с восторгом добавила: «Какой особенный момент!», поскольку ещё в июне прошлого года подписала с Египтом и Израилем трёхстороннее соглашение об экспорте природного газа с месторождение Leviathan, «чтобы избавиться от России». Теперь от любого намёка на необходимость существования двух государств на земле Палестины, которая обрушила бы и этот проект, у фон дер Ляйен закипает желчь и дёргается веко.
Масштаб ресурсов углеводородов в бассейне Леванта далеко не ясен, но совершенно ясно, что на них претендуют Палестина, Кипр, Египет, Израиль, Ливия и Сирия. В отличие от всех остальных палестинцы лишены возможности пользоваться энергетическими запасами региона, что с 2019 года регулярно отмечает ООН: «Палестинский народ был лишён преимуществ использования этого природного ресурса для финансирования социально-экономического развития и удовлетворения своих потребностей в энергии, а накопленные потери составляют уже миллиарды долларов».
Только ближайшее к Газе морское месторождение, расположенное примерно в 30 километрах от побережья, содержит более 1 триллиона кубометров природного газа, но из-за блокады Израиля остаётся неразработанным с 2000 года. И это очень устраивает и фон дер Ляйен, и Израиль.
Ведущий британский производитель вооружений Британии BAE Systems также собирается заработать на войне Израиля с Газой. И здесь среди директоров фигурирует сэр Марк Седвилл – в 2017-2020 годы он занимал пост советника по национальной безопасности Великобритании. А Джина Хаспел, бывшая глава ЦРУ, входит в совет директоров американской дочерней компании BAE.
BAE Systems строит корабли, подводные лодки и истребители.
Перед вторжением Израиля в Газу компания получила заказ на сумму 10 миллиардов фунтов стерлингов на производство ключевых деталей для израильских истребителей F-35. Причём Израиль – единственная страна на Ближнем Востоке, летающая на F-35.
Никто не тянул за язык начальника штаба израильских вооруженных сил генерал-лейтенанта Херци Халеви во время его визита в парк истребителей F-35 своих ВВС, когда он заявил, что Израиль «знает, как добраться в любую точку Ближнего Востока. Мы уже месяц ведем войну, нанося очень, очень сильные удары по ХАМАСУ... разрушая инфраструктуру ХАМАСА в Газе». И порадовался тому, что F-35 может нести до 8,16 тонны боеприпасов, по весу – эквивалент 4,5 африканским слонам. С ним порадовались и держатели акций BAE Systems. Их цена выросла на 50 процентов, как только Израиль, готовясь к войне с Газой, решил увеличить свой парк истребителей F-35 до 75 самолетов. И она снова подскочила на 9 процентов с началом бомбардировок Газы.
Инвесторы BAE Systems ожидают «золотой лихорадки» для оружейных фирм, поставляющих Израилю передовые военные технологии, и им нет нужды в том, сколько ещё палестинских детей, стариков и женщин погибнут в руинах.
Кратно увеличивая продажу оружия Израилю, Вестминстер утверждает, что Израиль «ясно дал понять, что он будет соблюдать международное гуманитарное право» и что в Великобритании «действуют самые жёсткие правила в отношении оружия в любой точке мира». Ещё как действуют! Ведь депутаты британского парламента Дэвид Дугид, Виктория Прентис, Десмонд Суэйн, Харриетт Болдуин, Боб Блэкман, Диана Джонсон неотступно следят за соблюдением этих правил, хоть и имеют акции в BP. А парламентарии Джесси Норман и Кристофер Чоуп имеют доли в BAE Systems. Все вместе они дружно проголосовали против прекращения огня в Газе.
В минувшую среду британский
Declassified UK раскрыл ещё один пример
«соблюдения международного гуманитарного права». Выступив вместе с Катаром и Египтом гарантом перемирия в секторе Газа, которое вступает в силу 24 ноября, США перебрасывают оружие в Израиль, собирая его по всей Европе и используя британскую авиабазу на Кипре. Эта база в Акротири в 180 милях от Тель-Авива стала международным военным центром, поддерживающим кампанию бомбардировок палестинцев. Половина американских самолётов, вылетающих оттуда, перевозит оружие для Израиля. Самолёты загружаются со стратегических складов, принадлежащих США и НАТО в Европе, сообщает израильская газета Haaretz.
В ответ на обращение Declassified за разъяснениями представитель Министерства обороны Великобритании отказался разглашать всю информацию, но сообщил: «В ответ на ситуацию в Израиле и Газе мы работаем с международными партнёрами над деэскалацией конфликта, укреплением стабильности и поддержкой гуманитарных усилий в регионе. Любое использование британских баз будет соответствовать этим целям».
Международное право теперь существует только как лишённый смысла набор слов, и это доказывает и тот факт, что в Восточное Средиземноморье на британскую военную базу, словно падальщики, почуявшие запах смерти, подтянулись Германия и Нидерланды. Переброшены на Кипр командование специальных сил немецкой армии (KSK), подразделение боевых пловцов военно-морского флота (KSM) и подразделение специального назначения федеральной полиции, специализирующееся на спасении заложников (GSG 9).
Чтобы вопли палестинцев не тревожили жителей Туманного Альбиона, ещё 28 октября глава британского консультативного комитета по СМИ в области обороны и безопасности (DSMA) запретил редакторам крупных британских новостных агентств упоминать о том, чем занимаются подразделения специального назначения британской армии (SAS) «в чувствительных регионах» Западной Азии.
Нет сомнений – добиваются деэскалации конфликта в Газе.
Елена Пустовойтова