Цитата: Alex_new от 11.07.2022 10:38:05Взгляд на казахском
Каким будет будущее ЕАЭС?
Ссылка Пользуемся Яндекс переводчиком.
Как мы прогнозируем будущее ЕАЭС после событий, происходящих с начала года, есть ли смысл теперь оставаться в этой организации, мы постарались найти ответы, задав экспертам следующие вопросы:
- Как вы прогнозируете будущее Евразийского экономического союза после российско-украинской войны (включая санкции против России)?
- Сторонники Евразийского экономического союза выступают за создание условий для повышения уровня жизни населения государств-членов. Насколько эти цели достигнуты? Мог ли союз способствовать развитию экономики Казахстана?
- В дальнейшем со стороны общественных активистов в нашей стране стали решительно высказываться предложения о выходе из Союза. Каково Ваше мнение относительно этого предложения?
ФОТО: © Андрей Лунин
Меруерт Махмұтова, Public Policy Research Center директоры, экономист
1 о том, что Казахстан должен выйти как из Евразийского экономического союза, так и из Организации Договора о коллективной безопасности, я писал в начале войны. После последних обстоятельств к нам не пришла эта организация. В документе о создании ЕАЭС прописано, что для выхода из Союза достаточно подать заявление год назад. Далее процесс решается в течение года, как в том же документе.
В настоящее время Россия санкционирована развитыми странами, крупные международные транснациональные компании ограничивают экспорт в эту страну и закрывают свои офисы. Теперь международная торговля идет через Казахстан, член Союза, и в такой момент нам нужно быть более осторожными. Конец оказания услуг российским банкам, частным гражданам и компаниям, находящимся под санкциями, может поставить нас в тупик. Почему? Поскольку между двумя странами нет таможенной границы, остается неясным, использует ли Казахстан иностранные товары или потребляет Россия. Поэтому Казахстану опасно оставаться членом этого союза. Поэтому считаю целесообразным подать заявление на тему "ограничиваем свое членство в ЕАЭС".
2 между Казахстаном и Россией нет таможенной границы со времен Таможенного союза, созданного в качестве предпосылки ЕАЭС. Как при создании Таможенного союза, так и при преобразовании Союза в ЕАЭС территория его стран-членов считалась единой территорией. Поэтому Казахстан лишен возможности проводить независимую торговую политику в сфере международной торговли при присоединении к ЕАЭС.
Казахстан является членом Всемирной торговой организации и может продолжать международную торговлю через эту организацию. За годы, не вступившие в ЕАЭС, Казахстан занял шестое место в рейтинге свободы торговли Всемирного банка из-за очень низких торговых тарифов в стране. Поскольку наше внутреннее производство было низким, таможенный сбор на импорт также был низким. А при создании ЕАЭС, используя Таможенный кодекс Российской Федерации, увеличили таможенный сбор в два раза. В результате ухудшились наши торговые условия с другими странами, и приоритет отдан России. Поэтому с момента присоединения к ЕАЭС резко увеличился объем импорта в торговле России в Казахстане. Причиной тому стало ослабление российского рубля в 2014-2015 годах. В этот период весь наш рынок был захвачен российскими товарами.
3 когда была выдвинута инициатива о присоединении к ЕАЭС, доводы тогдашнего президента Нурсултана Назарбаева, премьер-министра Карима Масимова и министра финансов Болата Жамишева начинались с того, что мы выходим на рынок с 170 миллионами потребителей. На экспорт отгружаем мясо, тем самым продвигая аргументы в пользу успеха. Но проект он не реализовал.
Казахстан, будучи независимой страной, должен иметь возможность проводить независимую международную торговую политику. Для этого не остается смысла долго ждать выхода из ЕАЭС. И Россия, и Кыргызстан-это соседняя с нами страна, с этими странами мы можем проводить торговую политику через таможню, даже если нет ЕАЭС, и тогда мы будем опираться на нашу торговую политику.
ФОТО: © Берик Айтбаков
Оразбек Мырзабек, экономист
1 считаю, что конфликт между Россией и Украиной стал серьезным ударом по Евразийскому экономическому союзу. Это мы можем видеть из сложившейся ситуации, можно сказать, что санкции, наложенные до сегодняшнего дня, достигли предела. Однако последствия санкций не нашли полного отражения. Предполагается, что в среднесрочной перспективе с середины этого года будет открыто выражаться. В то же время между Союзом и Союзом существует общая валюта, которая, по-видимому, не признает бремя, которое несет на себе союз. Потому что экономика стран-членов Союза не может поднять общий выпуск валюты. Поэтому я предполагаю, что в ближайшее время этот союз распадется.
Я думаю, что цель союза не была достигнута. Возможно, это было сделано только для России, а для Казахстана это не имело никакого влияния на развитие своей экономики. Наоборот, больше времени назад, например, мы импортировали 60-65% товаров в страны, входящие в этот союз, по сравнению с Казахстаном, где товарооборот должен составлять более 20 млрд тенге, из которых мы экспортировали только 35%. Большая часть нашего экспорта-это сырье, пшеница, нефть, металлические отходы, то есть мы не реализовали готовый товар, мы реализовали сырье. А оттуда мы импортируем готовый товар, это значит задушить наших производителей.
2 чтобы получить прибыль от экономических союзов, государство должно иметь на определенном уровне производственные мощности,и оно не должно зависеть от государства. Это связано с тем, что для сырьевой зависимой страны вступление в такой союз не оправдывает себя, она не может продавать товары с высокой добавленной стоимостью странам-членам этого союза. А сырье, как известно, является товаром с низкой добавленной стоимостью. Если мы перерабатываем сырье у себя и реализуем его как готовый товар, то к его отморожению добавляется налог на добавленную стоимость, то есть цена будет выше. Если для вывоза сырья необходимо условно 100 человек, то для его переработки вы нанимаете еще 50 человек, то есть из этого вырастет стоимость товара, откроются новые рабочие места и, в конечном счете, обеспечат стабильность экономики. Главное, чтобы внутреннее производство развивалось.
3 Полностью поддерживаю выход Казахстана из Союза. Потому что, как я уже говорил, мы и без этого еще больше ослабили сырьевую экономику, превратив ее в импортозависимую экономику. 65-70 процентов нашей экономики зависит от импорта. Где его посмотреть, чем больше девальвация тенге, тем дороже доллар в стране. Потому что многие товары приходят извне, поскольку они получают товар в валюте, стоимость увеличивается. А доходы населения остаются низкими. После получения месячной заработной платы в тенге, тенге обесценивается. К импорту-
состояние страны, созданной уельдинской экономикой, продолжает бедствовать. Эту проблему нужно прекратить. Конечно, есть самый основной трубопровод, по которому мы торгуем нефтью, по некоторым вопросам мы обязаны смотреть в сторону России, но, тем не менее, считаю, что надо постараться выйти из этого союза.
ФОТО: Мұрат Қастеевтің жеке мұрағатынан
Мурат Кастаев, экономист
1 будущее Евразийского экономического союза после войны на Украине остается туманным. Этот союз был невыгоден для экономики Казахстана еще до войны. Наши товары не могли выйти на российский и белорусский рынки, так как им мешали органы власти в этих странах. А Казахстан, наоборот, уже открыл свой рынок производителям двух стран.
Сонымен қатар Еуразия экономикалық одағында кез келген шешім қабылдауда Ресейдің дауысы басым болғандықтан, барлық шешім сол ел үшін ғана тиімді. Ал одаққа мүше елдердің кеден бекетінде алынатын кедендік баж алымының 7% шамасындағы қаржы ғана Қазақстан бюджетіне түсіп тұр. Яғни, Еуразия экономикалық одағының қызығын Ресей мен Беларусь қана көріп келеді. Қырғыз бен Армения экономикасы шағын және әлсіз болғандықтан, олар үшін одақтың пайдасы да, зияны да аса байқалмайды.
Теперь к этим факторам добавилась война на Украине. Из-за санкций российская экономика продолжает падать и падать. А нахождение в одном союзе с государством, экономика которого разрушается, может оттолкнуть экономику Казахстана и свести на нет экономическое развитие, достигнутое за годы независимости.
2 в течение первых десяти лет независимости Казахстан придерживался экономически и политически правильного курса. Равноправные отношения с главными геополитическими силами мира-США, Европой, Китаем, Россией и другими важными государствами, придерживались многовекторной внешней политики. Однако за последние 10-15 лет Казахстан создал первый Таможенный союз с Россией, а затем преобразовал его в Евразийский экономический союз, передав ему свою независимую торговую, таможенную, внешнюю политику. Мы отошли от США и Европы и стали союзниками России, ее зависимым братом.
Казахстан, как суверенная страна, должен проводить полностью самостоятельную экономическую, торговую и внешнюю политику. Мы экономически сильно зависим от России, тем более что почти 95% экспорта нефти проходит через Россию. Если Россия будет препятствовать нашему экспорту нефти или полностью ее закрыть, экономика Казахстана будет подвержена стагнации. Поэтому сначала можно временно приостановить наше членство в союзе, если на это не решатся наши руководители, то необходимо снизить активность работы внутри союза и максимально продлить принятие решений. За это время надо развивать другие направления экспорта нефти и готовиться к выходу из Союза в течение 2-3 лет.
3. возобновив политическую и торговую независимость, мы сможем самостоятельно, не беспокоясь о настроении Москвы, вести взаимовыгодные двусторонние отношения только в интересах Казахстана. Конечно, как сосед России, с этой страной нужно работать, торговать, только она должна быть выгодна для нас. Мы должны не оставаться под властью России, а укреплять экономические отношения как суверенной страны с Китаем, Турцией, Европейским союзом и братскими странами Центральной Азии.
Когда дело доходит до геополитических, оборонных вопросов, мы не должны забывать, что Россия – единственная страна, которая угрожает суверенитету Казахстана, его территориальной целостности. Украина сейчас воюет не только за себя, но и за независимость стран бывшего Советского Союза. А Казахстан, не теряя времени, должен максимально дистанцироваться от России, укреплять отношения с духовно близкими нам тюркоязычными странами, наращивать экономический и военный потенциал страны. Потому что в случае угрозы со стороны нашего северного соседа США и Европа не окажут нам такой масштабной помощи, как помощь Украине, и только из турецких, узбекских, киргизских, азербайджанских стран может прийти прямая поддержка и военная помощь. Поэтому будет лучше поддерживать хорошие политические и экономические отношения с США, Европой, сближаться с тюркоязычными государствами во внешней политике и обороне.
Отредактировано: Alex_new - 11 июл 2022 12:15:49
главная проблема всех нациков- ответственность за сказанное. Они ее очень не любят. Брать берут. Нести- нет.