Водные ресурсы стран Центральной Азии (на 1-й квартал 2022 г.)
Тем временем, хотя сокращение трансграничных водотоков и признаётся полуофициально, уже который год отсутствует информация о намерении Нур-Султана добиваться от Пекина согласованных решений по изменению трансграничных русел Верхнего Иртыша, Или и их притоков. Сепаратные действия китайской стороны по забору водостока Иртышского и Илийского бассейнов на нужды бурно развивающегося Синьцзян-Уйгурского автономного района подрывает водную безопасность сопредельных районов Казахстана, сжимающегося подобно «шагреневой коже». Примечательно, что давнюю анти-казахстанскую политику КНР по использованию трансграничных водных ресурсов отмечают и
американские эксперты.
Неизвестно, будет ли затрагиваться «водный вопрос» в ходе намеченного на середину сентября визиту в Казахстан Председателя КНР Си Цзиньпина. В ходе официального визита Н. Назарбаева в КНР в 2015 году главы государств подписали Совместную декларацию о новом этапе отношений всестороннего стратегического партнерства, в которой особое внимание уделено вопросам трансграничных рек. Ещё с 2003 года действует совместная комиссия из 6 рабочих групп, входящая в состав казахстанско-китайского Комитета по сотрудничеству. Кроме того, вопросы охраны водных ресурсов трансграничных рек
рассматриваются в рамках деятельности совместной комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. В целом, складывается впечатление, что власти центральноазиатской республики по-прежнему де-факто потворствуют означенной политике более сильного соседа, периодически сетуя на сокращение трансграничных водотоков.
В качестве некоторых паллиативных мер проводятся мероприятия наподобие недавнего «Дружественного диалог приграничного сотрудничества РК – КНР» по укреплению взаимодействия между четырьмя областями Казахстана и Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР). Межрегиональное сотрудничество является одной из важных составляющих успешного торгово-экономического взаимодействия между Казахстаном и Китаем, отметил посол Республики Казахстан в Пекине Шахрат Нурышев, обратив внимание на необходимость дальнейшей активизации приграничного сотрудничества по таким направлениям, как торговля, регионализация производственных процессов, продовольственная безопасность, внедрение передовых технологий, развитие транзитно-транспортного потенциала. В целях придания дополнительного «импульса» товарообороту между двумя странами дипломат предложил активизировать практическую работу по созданию «зелёных коридоров» на всех пунктах пропуска казахстанско-китайской границы. В свою очередь, акимы презентовали участникам мероприятия инвестиционный и туристический потенциал своих регионов. Участники мероприятия отметили значительный потенциал для дальнейшего углубления взаимовыгодного сотрудничества не только в торгово-экономической и транзитно-транспортной сферах, но и в таких важных областях, как культура и туризм.
Одновременно власти Казахстана обещают усилить позиции в переговорах по трансграничным рекам, формирующим более 44 процентов потребления внутренних ресурсов (около 100 куб. км в год).
«Министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев сообщил, что во исполнение задач, обозначенных главой государства в недавнем послании народу, готовится трехлетний комплексный план развития водной отрасли: начата разработка нового Водного кодекса; планируется усилить позиции Казахстана в переговорном процессе по трансграничным рекам; предполагается утвердить Концепцию развития системы управления водными ресурсами на 2023-2030 годы», –
сообщили в пресс-службе правительства по итогам заседания Водного совета Казахстана под председательством премьер-министра Алихана Смаилова. Будут разработаны механизмы, которые будут стимулировать сельхозпроизводителей использовать водосберегающие технологии полива, активизируется реконструкция водохозяйственной инфраструктуры и строительство водохранилищ, получит развитие Единая система цифрового водоучёта на магистральных и межхозяйственных оросительных каналах. Также
«планируется усилить Казахский научно-исследовательский институт водного хозяйства и определить его отраслевым научным центром по проблемам водных ресурсов, а также определить базовый вуз для подготовки востребованных специалистов в водной отрасли».Глава правительства поручил ускорить разработку нового плана развития отрасли и внести его на рассмотрение уже в ноябре этого года:
«Необходимо разработать эффективные механизмы стимулирования водосбережения, поэтапно проводить реконструкцию и строительство водохранилищ. Обязательно нужно расширить работу по цифровизации и автоматизации управления водными ресурсами, так как это один из основных способов повышения эффективности в этой сфере». Участники заседания также рассмотрели актуальные вопросы реализации совместных с Европейским банком реконструкции и развития проектов по восстановлению ирригационных систем в Актюбинской, Жамбылской и Туркестанской областях.
Насколько эффективно всё это будет реализовано – возможно, покажет уже недалёкое будущее. Пока же местные эксперты
отмечают дефицит квалифицированных кадров по специальности «Водные ресурсы и водопользование», инженеров-гидрогеологов, и в целом – об отсутствии системы переподготовки кадров и повышения квалификации. А курганские сёла на границе с Казахстаном
гибнут без воды в самом прямом смысле этого слова. Напомним, в марте 2021 года в ходе совещания по сотрудничеству двух государств в сфере экологии в Оренбурге Россия и Казахстан утвердили программу сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистем трансграничных рек Урал и Иртыш до 2024 года. Программой межгосударственного сотрудничества предусматриваются, в частности, мероприятия по выявлению источников загрязнения, реконструкции водных сооружений, расчистке русел рек бассейна.
* * *
Как было упомянуто в начале статьи, «слияние» на манер нечернозёмной зоны РСФСР – вполне реальная перспектива для «вододефицитных» населённых пунктов. В своё время далеко не полностью окупившиеся колоссальные капвложения в целинные приграничные регионы РСФСР и того же Казахстана, а также в зерновое хозяйство Украинской ССР в значительной мере обескровили российское Нечерноземье. В хронический кризис была ввергнута социально-бытовая, сельскохозяйственная, ирригационная инфраструктура; значительно возросла площадь эродированных и, в целом, неиспользуемых сельхозземель.
Могут ли перенять этот сомнительный опыт в постсоветском Казахстане? По факту, невзирая на громкие заявления, кому-то это может показаться более привлекательным, нежели внедрять комплексную систему водопользования и водопотребления, либо же попытаться договориться с Пекином о рациональном перераспределении стока трансграничных рек.