В августе 2014-го Брестский КСМ запустил новую итальянскую линию SAСMI по выпуску керамической плитки, и перспективы казались многообещающими: предприятие рассчитывало не только удержаться на прежних рынках, но и открыть для себя новые, и увеличить прибыль. Однако модное тогда слово «модернизация» сегодня многие на комбинате считают ругательным, пишет «Вечерний Брест».Парадоксы модернизации
Причина банальная. Новая итальянская линия, которая обошлась комбинату почти в 30 миллионов евро, встала колом. Все из-за того, что в России случился обвал рынка, а на других брестская плитка неконкурентоспособна. Производство ее слишком энергозатратно. Еще до модернизации, работая на старом оборудовании, КСМ потреблял 20 миллионов кубометров газа в год. С запуском новой линии этот объем увеличился на 10 миллионов. Парадокс?..
Но он еще и в том, что сегодня ОАО «Брестский комбинат стройматериалов» — на 100% частное предприятие. Говорить, что в его бедах виноваты чиновники из министерства или назначенные ими руководители, не приходится.
Итогом неудачной модернизации стали огромные долги (общая сумма задолженности перед кредиторами к концу прошлого года перевалила за 70 млрд рублей), многие ведущие специалисты стали увольняться (из 650 сотрудников сегодня остались около 300). Чтобы избежать полной остановки закредитованного предприятия и массовых увольнений, летом прошлого года руководством было принято жесткое решение о начале процедуры банкротства. Экономический суд Брестской области, приняв дело к рассмотрению, указал на необходимость четкого плана по финансово-экономическому оздоровлению комбината. Решением суда была объявлена санация КСМ на 18 месяцев, то есть до 21 сентября 2017 года. Если до конца этого срока ситуация кардинальным образом не улучшится, предприятие может быть объявлено банкротом.
В поисках известного бренда
Санация предполагает постепенный выход из сложной экономической ситуации через снижение затрат, оптимизацию численности коллектива и поиск новых инвесторов, говорит антикризисный управляющий Денис Варламов. По его мнению, серьезным катализатором стала бы продажа части пакета акций новому собственнику с известным брендом: гораздо легче продавать продукцию под маркой, которую знают на рынках. Консультации с белорусскими производителями плитки, судя по всему, ни к чему не привели. Возможно, и на «Керамине», и на «Березакерамике» пока думают. В ближайшее время в Бресте ждут представителей европейских производителей «Халькон» (Испания) и «Идея Керамика» (Италия). Возможно, с ними удастся о чем-то договориться. Сейчас производство плитки на старой и новой линиях полностью остановлено. КСМ делает ставку на выпуск кирпича. При этом в руководстве не скрывают, что надеются на скорое оживление российского рынка.
«Тяжело заходить на падающий рынок с новой продукцией. Но с нами именно это случилось. Кто думал, что в России в три раза упадет цена? В Европе белорусских брендов нет, и туда сложно протиснуться, кроме Прибалтики, но это же мизер. Однако мы работаем, живем, боремся. Ждем положительный тренд по нефти, надеемся, что она будет стоить хотя бы 50 долларов. При этом продолжаем поиск инвесторов», — утверждает основной акционер Брестского КСМ Георгий Жедик.
Пройти через кризис
Судья экономического суда Виктория Петрукович считает, что и в кризис важно сохранить трудовой коллектив, и что над реализацией плана санации должна работать сплоченная команда профессионалов:
«Универсальных решений в подобных случаях не бывает. Каждое предприятие, прошедшее через эту процедуру, по-своему уникально. И нужно приложить все усилия и знания, чтобы сохранить коллектив, сохранить предприятие. Возможно, пройдя через кризис, оно сможет обрести второе дыхание, стать сильнее. Людям ведь нужны стабильность и перспектива».
Сейчас, когда запущена процедура санации, сотрудники Брестского КСМ могут вздохнуть с облегчением. Это значит, что не будут арестованы счета, и зарплата, хоть и уменьшенная в разы, будет выплачена вовремя. Но полтора года пролетят быстро. Есть ли перспектива у КСМ? На самом предприятии и в комитете экономики Брестского облисполкома надеются на положительный ответ. Хорошо, когда есть здоровый оптимизм. Другое дело, что кризис, охвативший некогда одно из ведущих предприятий областного центра, пришел не сам по себе. Он явился как напоминание об одной не очень приятной тенденции: почти 80 процентов экспортной продукции Брестчины поставляется в Россию. Хотя в целом по республике этот показатель — в районе 50%. Понятно, у нас нет нефтеперерабатывающих заводов, которые балансируют российский вектор экспортом в страны ЕС. Но и диверсификацию никто ведь не отменял. Потому наверняка не только на брестском КСМ сегодня как манны небесной ждут, когда нефть будет по 50, отождествляя с этой магической цифрой свое относительное благополучие. Дождутся ли?