этом на сайте
"Белорусская правда" пишет директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства
Анатолий Змитрович.
- Бизнес-сообщество обсуждает проект указа «О национальной системе прослеживания».
Что это такое? Это система сбора, учета, контроля и хранения информации о товарах и операциях. Ключевая мысль проекта – субъект хозяйствования обязан обеспечить электронный документооборот. На остатки товары составляется акт инвентаризации и регистрируется в МНС. Если один товар подлежит электронному товарообороту, а второй товар, реализуемый субъектом хозяйствования, не входит в перечень, – нужно вести раздельный учет. Бизнес и так не успевает отчитываться по требуемым показателям, а тут нам уготовили сразу два учета. Два учета означают дополнительные расходы – финансовые, наем дополнительных работников для ведения учетов и так далее.
Если отправитель оформляет электронный ТТН, все равно для перевозки нужно оформлять документы на бумажном носителе, в котором будут проставляться все необходимые отметки: получение груза заказчиком, отметка о претензиях, отметка о сохранности товара. А постам ГАИ на дорогах флешку предъявлять?
Передача электронной ТТН осуществляется на флешке. Но кто будет заверять копию электронного носителя: нотариус, сам отправитель? Это вопрос ответственности. Многие предприниматели РБ сталкиваются с тем, что неправильно оформляют бумажные носители, которые приходится по несколько раз переоформлять. А вы представьте: пришла неправильно оформленная заверенная копия или неправильно указаны коды товара или артикулы. Что делать? Процедура не прописана.
Поэтому бизнес предлагает запустить пилотный проект с отработкой механизма – года на два-три.
Мы требуем оценку регулирующего воздействия на этот проект, пусть покажут, совпадет ли чиновничья оценка с тем, что произойдет в реальности. Иначе повторится ситуация с постановлением правительства №666, принятым Минздравом, когда весь бизнес взорвался, а правительство только потом собрало предпринимателей и озадачило: что делать будем? Потому что через месяц перестали бы поступать импортные комплектующие для производств, электрооборудование, косметика и т.д. В итоге перечень товаров немного сократили, ИП вывели из-под действия постановления– на том весь диалог и закончился.
Очевидно, и в нашем случае будет приниматься самый жесткий вариант, а потом бизнес будет регулировать-корректировать ситуацию. На этот раз не пройдет, я заявляю ответственно.
Что может произойти с электронным товарооборотом? То же самое, что произошло с техническими регламентами. У нас уже есть 40 технических регламентов, но нет системы технического регулирования, которая должна включать в себя единую систему стандартизации, сертификации – нет единых правил и процедур. По сути, техрегламент – это конечный продукт технического регулирования. Представьте, система технического регулирования нет, а продукт есть – парадокс.Но именно из-за техрегламентов у предпринимателей возникают проблемы: то материал не соответствует заявленным в сертификате параметрам, то сертификаты не настоящие. Точно так произойдет с маркировкой и чипированием товара. Соответствующие службы не поставили по периметру границ Таможенного союза эффективный заслон нелегальным товарам, но ответственность перекладывают на субъекты хозяйствования. И главный вопрос: а остановит ли ввоз контрабанды маркировка товара? Сомневаюсь.
Бизнес пребывает в шоке от такого обилия новшеств, особенно от проекта декрета «Об обеспечительном депозите»: заплати – и можешь работать спокойно. Но чиновники станут утверждать планы; не заплатишь – придут с проверкой, а заплатишь – попадешь под подозрение. Бандиты в лихие 90-ые вели себя благороднее и честнее: один раз заплатил – и спишь спокойно.
Почему-то требования предъявляются исключительно к бизнесу. Так давайте разделим чиновников по ранжиру, в зависимости от близости к кормушке, и заставим положить на депозит 50-100 тысяч рублей: нарушил закон – потерял определенную сумму. Почему только бизнес должен устанавливать средства контроля налоговых органов (СКНО), почему каждому чиновнику в кабинет не поставить СКН – средства контроля налогоплательщиков? Это позволит контролировать эффективность их работы, может, половина чиновников вовсе не нужна в своих кабинетах.
Мы видим, что проект указа «О национальной системе прослеживания» – шампур, на который нанизываются остальные элементы слежения, контроля и изъятия средств. Повторюсь: имущество предпринимателей является стратегическим запасом государства, которое могут забрать в любую минуту. Многие спрашивают: просто придут и заберут? Отвечаю: нет, не заберут – сами отдадите. Сейчас как раз готовится механизм изъятия средств.
Государство в бесспорном порядке может изымать средства субъектов хозяйствования.
Проблемы у бизнеса Республики Беларусь начались со вступлением в Таможенный союз с Россией – страной, которая по трудовым ресурсам в 15 раз больше, в 50 раз больше по ВВП и территории. Не вступив во Всемирную торговую организацию (ВТО), Беларусь не получила механизмов ведения бизнеса по международным стандартам, а пытается искать свой путь методом проб и ошибок. Сев на иглу кредитов и дешевых энергоресурсов, Республика Беларусь реализует всего лишь 3% высокотехнологичной продукции. Потому не поступают деньги в казну, а власть пытается поставить все под тотальный контроль, не понимая простой истины: бизнес эту ношу просто не потянет.
А все эти новшества выгодны только контролирующим органам и тем организациям при них, которые будут вести электронную систему учета и производить и реализовывать триллионы контрольных марок или чипов.
Программу импортозамещения не выполнили, модернизация предприятий провалена, белорусский товар дороже импортного. Если введут систему прослеживания, систему отслеживания товара, в Беларусь не поступит 60% импорта. Представляете, какой товарный голод нас ждет? Или это такая борьба с импортом?