Научный сотрудник британского аналитического центра
Royal United Services Institute (RUSI) доктор
Кейдзо Китагава предлагает доводы
в пользу тесного союза Европы и Японии.
Объединить их может отношение к проблемам безопасности, но для этого предстоит проделать много работы. Пока что Европа занята только своим «задним двором». Однако
глобальные угрозы охватывают как Россию («прифронтовая Европы»), так и Китай/Россию/Северную Корею («прифронтовая Японии»).
Токио может сыграть более важную роль в обеспечении европейской безопасности, основываясь на общих ценностях с западными партнерами. Европа и Япония разделяют общие интересы в поддержании мирового порядка, основанного на правилах. В то время
как Вашингтон при администрации президента США Дональда Трампа в первую очередь сосредоточен на конкуренции с Китаем.
Япония — единственная страна Индо-Тихоокеанского региона, которая имеет как волю, так и потенциал действовать в качестве моста между Европой и США. Чтобы эффективно поддерживать Украину, Европа должна принять глобальную стратегическую перспективу, которая включает Японию.
Токио противостоят три противника – Китай, Россия и Северная Корея, что
делает Японию сдерживающим фактором против действий Москвы на «Восточном фронте». Поэтому было бы уместно, чтобы Европа пригласила Японию за стол переговоров по Украине. По мере усиления геополитических вызовов укрепление японо-европейских отношений будет иметь решающее значение для обеспечения мира, безопасности и процветания во всем мире.
Мнение
The Agenda: Токио уже имеет исторический опыт «укрепления» японо-европейских отношений. 27 сентября 1940 года министры иностранных дел Германии, Италии и Японии подписали в Берлине соглашение, вошедшее в историю как
Тройственный пакт. В преамбуле пакта участники выразили стремление к сотрудничеству
в целях установления «нового порядка» в Европе и Азии. Договор закреплял обязательства трёх стран по оказанию взаимной политической, экономической и военной помощи в случае, если одна из сторон подвергнется нападению другой державы, которая «в настоящее время не участвует в европейской войне и в китайско-японском конфликте».
Предусматривалось
разграничение зон влияния между тремя державами.
Сейчас Япония снова рвется в Европу, но при этом стремится избежать «ошибки Перл-Харбора» – не спровоцировать США воспринимать «европейский маневр» Токио как угрозу американским национальным интересам. Получится ли?