В Нижнем Новгороде наканунесовершил свой рейс с туристами теплоход ПКС-40 «Сура».Это первый прогулочный теплоход, который был построен в России за последние 20 лет.
Практически все пассажирские теплоходы, использующиеся на реках России,
были произведены в прошлом веке в ГДР, Чехословакии и Венгрии,
например прогулочное судно «Булгария», ставшее печально известным
из-за трагедии в Куйбышевском водохранилище.
После этой катастрофы много говорилось о том, что российский речной флот устарел
и это может быть опасным для пассажиров,
но строить новые суда крайне невыгодно, никто не готов браться за это.
И вот теперь оказалось, что
новые речные теплоходы в России все-таки появляются. Изначально компания «ГАМА» рассчитывала вложить 60 млн рублей на строительство,
однако по ходу работ расходы выросли до 75 млн.
Из пяти потенциальных заводов, на которых мог быть произведен теплоход, был выбран
Городецкий судоремонтный завод в Нижегородской области.
В ноябре 2010 года «Суру» спустили на воду.
Однако для перевозки туристов теплоход был еще не готов.
«Сура» самостоятельно пришла по воде в Нижний Новгород и уже здесь достраивалась.
Монтировалось оборудование для ресторана, для рубки, встраивали электронику,
проводили электричество и тому подобное.
И только вчера теплоход совершил свой первый пассажирский рейс.
На теплоходе оборудованы каюты с трансформируемой мебелью.
На судне 40 мест со всеми удобствами и ресторан.
Все эти работы сложные, дорогие.
Сдана очень сложная программа испытаний речному регистру.
Теплоход очень хорошо держит угол поворота, ветер, а осадка всего 74 см.
Это значит, что теплоход может ходить по малым и несудоходным рекам,
где для обычных судов проход затруднен.
По названию одной из таких рек и назван теплоход.
«Сура» может сама сниматься с мели, что важно для всех российских рек:
и сибирских, и северо-западных, и в центральной части России.
Судно может где угодно причаливать, потому что у него выход для туристов через круглый нос.
Аналогичный подержанный иностранный теплоход может стоить столько же, сколько и «Сура».
Однако в поддержанное судно, купленное за рубежом, необходимо вкладывать
гигантские инвестиции в ремонт, модернизирование кают и залов.
К тому же «Сура» более экономично расходует топливо, которое является
самой серьезной статьей расходов для хода теплохода.
Теплоход «Сура» оснащен электромеханическим приводом гребных колес, и
расход топлива в сравнении с энергетической установкой винто-рулевого комплекса
мелкосидящего судна сокращен на 40%. Судно может работать как на обычном дизельном топливе, так и на биотопливе.
Теперь ГАМА намерена начать серийное производство теплоходов, аналогичных «Суре».
На этом этапе компания надеется уже на конкретную денежную помощь
от властей Нижегородской области для дальнейшего развития проекта.
На Городецком судоремонтном заводе готовы делать по пять таких теплоходов в год.
«Сура» – это проект теплохода класса «река-река», а должны быть еще теплоходы
«река-море», которые больше по пассажировместимости и которые могут выйти в водохранилище.
«Сура» может это сделать, но только при особом разрешении диспетчера,
когда погода хорошая и не ожидается волна.
В России должны развиваться все виды теплоходов на любой вкус.
Должны быть теплоходы разной проходимости, разной вместимости, как на Рейне или в Майами.
«Сура» – колесный теплоход с электрическим приводом гребных колес,
его длина – 35,5 метров, ширина – 9,8 метра, осадка – всего 0,74 метра, водоизмещение – 130 тонн.
Может развивать скорость до 14 километров в час.
Использование нового движительно-рулевого комплекса
позволяет успешно маневрировать по извилистым фарватерам.
Экипаж состоит всего из 11 человек, включая пятерых работников судового ресторана.
Это стало возможным благодаря высокому уровню автоматизации
и совмещению профессий (капитан-механик и т. д.).
«Объединенная судостроительная корпорация» в прошлом году тоже говорила о намерениях
начать строительство речных пассажирских судов, но вместимостью 180 и 400 человек.
Президент корпорации Роман Троценко указывал минусы речного туризма в России.
Это низкодоходный бизнес из-за его сезонности (теплоходы в России простаивают почти полгода),
а также из-за высокой окупаемости судов (20 лет).
Решиться на строительство такого теплохода может только достаточно сильная компания.
Но мы видим, что спрос на эти теплоходы в России возник.