Институт социологии РАН зафиксировал перемену настроений у россиян
Скрытый текст
Россияне по-прежнему хотят, чтобы Россия была «великой державой», но при условии, что государство будет заботиться в первую очередь о благосостоянии собственных граждан. «Державность и военная мощь», которые с 2014 года были приоритетом в массовом сознании, теперь стали второстепенными. Такие перемены в настроениях россиян выявили ученые Института социологии РАН, зафиксировав также запрос на демократию.
Справедливость, державность и демократия — такие предпочтения россиян выявил научно-исследовательский центр Института социологии РАН. По итогам первого опроса, который социологи РАН провели в октябре 2014 года, для россиян важными были только «справедливость и державность». Тогда присоединение Крыма граждане воспринимали как восстановление справедливости на уровне внешней политики: 67% считали, что «Россия должна быть великой державой с мощными вооруженными силами». Теперь так считают только 49%, в то время как 51% уверен, что «Россия должна в первую очередь позаботиться о благосостоянии собственных граждан, а державность и военная мощь второстепенны» (четыре года назад державность была второстепенной для 33%). Меняется также отношение граждан к контрсанкциям, которые Россия ввела в ответ на санкции западных стран: позитивно к ним относятся 47% граждан, в 2014 году таких было 60%.
Статус «великой державы», по мнению большинства граждан, зависит не столько от внешней, сколько от внутренней политики.
«Потому первым условием для приобретения такого статуса 67% россиян считают развитую современную экономику, вторым — высокий уровень благосостояния граждан (66%)»,— сказал “Ъ” руководитель научно-исследовательского центра Института социологии РАН Владимир Петухов. Внешнеполитические составляющие статуса сохраняют важность для меньшинства: о том, что Россия должна «стать мировым центром влияния», говорят 13%, «цивилизационным мостом между Европой и Азией» — 8%,
получить контроль над территориями бывшего СССР — 7%. В обществе складывается «запрос на баланс» между «мощью вооруженных сил» и «благополучием людей», пояснил социлог: «Проще говоря, нельзя одно делать за счет другого».
За четыре года изменились представления россиян и о тех ценностях, на которых должно строиться будущее России. Главной остается «социальная справедливость», запрос на которую вырос с 47% до 59% (см. график). «Это не запрос на "уравниловку" советского образца, он намного сложнее,— подчеркивает господин Петухов.— Прежде всего, это запрос на равенство возможностей для самореализации, равенство всех перед законом».
Скрытый текст
Впервые за четыре года социологи РАН зафиксировали рост запроса россиян на демократию с 27% до 37%: «Права человека, демократия, свобода самовыражения личности» стали второй по значимости ценностью. По мнению господина Петухова, перемене настроений способствовал, в частности, чемпионат мира по футболу. «Зарубежные гости убедились, насколько добры и гостеприимны россияне, а россиянам после этого захотелось, чтобы их страну в мире не только боялись, но и уважали», считает социолог, а последовавшие за чемпионатом пенсионная реформа и сентябрьские выборы усилили запрос не демократию. «Ведь люди во всех опросах ясно выразили недовольство пенсионной реформой, а их мнение проигнорировали. И пока еще робкий запрос на демократию на самом деле ставит вопрос о новых институтах, через которые граждане могли бы донести свое мнение до власти»,— полагает Владимир Петухов.
«Шансом на реабилитацию, как ни парадоксально, может воспользоваться только власть, включая ее партию "Единая Россия"»,— заявил “Ъ” президент «Центра политических технологий» Борис Макаренко. По его мнению, на сентябрьских выборах «ничего революционного не произошло»: «10–20% электората отошли от "Единой России", но другие партии не предложили никакой альтернативной повестки. Не стали сильнее и либеральные партии». «В такой ситуации власть должна предложить эффективную социально-экономическую повестку дня», но сделать это ей «не удавалось все последние годы», говорит эксперт.
Виктор Хамраевhttps://www.kommersant.ru/doc/3792003