26.11.2019Минэкономразвития России сообщило в понедельник о разработке законопроекта, который вносит поправки в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нем на системной основе
закрепляются принципы получения госуслуг: перевод в электронный вид, проактивность и экстерриториальность.Одним из главных принципов является
полный перевод всех процессов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в электронный вид. Это касается не только способа подачи заявлений,
но и всего технологического процесса внутри органа.Как поясняет министерство, в законопроекте содержатся нормы про
приоритет записей в юридически значимых электронных реестрах (так называемая «реестровая» модель) над бумажными документами,
исключительно электронное взаимодействие органов при предоставлении услуги, открытость в плане доступа к информации и др.Для полноценного перевода услуг в электронный вид законопроектом
предусматривается создание новых компонентов цифровой экосистемы предоставления государственных и муниципальных услуг:
облачная платформа предоставления государственных и муниципальных услуг и реестр информационных взаимодействий. При этом в предоставлении услуг будет применяться индивидуальный подход. Соответствующая система, как предполагается, будет
автоматически настраивать вариант предоставления государственной услуги для каждого конкретного человека, в том числе готовить точный перечень документов на базе машиночитаемого регламента.Еще один принцип предоставления государственных услуг, закрепленных законопроектом – это
проактивность. Законопроектом создаются правовые условия, позволяющие
начать предоставление услуги до фактического обращения заявителя. Так, например,
в день 45-летия гражданину возможно будет предложить подписать заранее сформированный и заполненный проект запроса о замене паспорта. Также при получении услуг, которые с большой вероятностью повлекут обращение за другими услугами заявителю
предложат сразу обратиться за такими услугами (например, при замене паспорта в связи с изменением фамилии можно одним комплектом поменять ещё и права, и заграничный паспорт).
Одной из важнейших новаций законопроекта является
отказ от получения государственных услуг в присутственных местах органов власти и переход к их предоставлению через МФЦ и в электронной форме (перечень исключений из этого правила будет установлен правительством). Кроме того,
граждане смогут независимо от места их жительства получать все федеральные услуги в любом МФЦ страны.Дополнительным нововведением станет
возможность не заполнять самостоятельно заявление на получение услуги, это будут делать сотрудники МФЦ. К тому же, будет реализована
возможность получения госуслуг через инфраструктуру негосударственных организаций. К примеру, гражданин обращается в банк за ссудой и там же получает все необходимые справки.
Меняется и роль самих многофункциональных центров:
помимо единого фронт-офиса предоставления государственных услуг, они становятся гарантом защиты прав заявителей – «омбудсменом» по государственным услугам. При нарушении ведомствами порядка предоставления услуг (в случае нарушения сроков или порядка предоставления услуг и др.)
МФЦ будет вправе обратиться с запросами в прокуратуру с обращением о нарушении прав заявителей.Кроме того, в соответствии с законопроектом,
МФЦ придадут статус «цифрового нотариуса» — МФЦ может отсканировать, подписать своей электронной подписью и поместить в цифровой профиль гражданина бумажный документ, нужный для получения услуги, после чего гражданину больше не придется предъявлять этот документ — при получении других его можно будет приложить из цифрового профиля гражданина. Аналогично и обратное –
получив электронный документ по результатам предоставления государственной услуги заявитель может обратиться в МФЦ и получить бумажный экземпляр такого документа, заверенный печатью.«Законопроект не просто совершенствует отдельные аспекты предоставления государственных услуг, а закладывает новую философию взаимодействия человека с государством в условиях цифровой среды», — сказал заместитель министра Савва Шипов.
Отметим, что ссылка на текст документа в сообщении ведомства не дана, по всей видимости, речь идёт о законопроекте, размещенном на regulation.gov.ru 20 ноября.
Согласно пояснительной записке, принятие законопроекта
позволит обеспечить, в том числе:- доступность для граждан и организаций информации о государственных и муниципальных услугах, услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе о порядке их предоставления, а также доступность обращения за предоставлением (оказанием) государственных и муниципальных услуг, услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- подтверждение правового статуса заявителя посредством информации, размещенной в государственных и муниципальных информационных системах;
- фиксацию возникающих и прекращающихся по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг прав и обязанностей посредством записей, формируемых по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, в государственных и муниципальных информационных системах;
- возможность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также получения результата их предоставления независимо от места жительства или места пребывания заявителей (для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей) либо их места нахождения, места осуществления деятельности (для юридических лиц);
- возможность использования по выбору заявителя единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, иных информационных систем либо многофункциональных центров в целях подачи запроса о предоставлении услуги и (или) сведений, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо получения результата ее предоставления;
- машиночитаемость сведений, необходимых для предоставления государственных или муниципальных услуг;
- приоритет записей, формируемых по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, в государственных и муниципальных информационных системах, над иными способами подтверждения прав и обязанностей, возникающих по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг;
- организацию предоставления государственных и муниципальных услуг посредством информационно-телекоммуникационной инфраструктуры коммерческих и некоммерческих организаций.
Источник
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия