Цитата: Geek-
Из Вашей же ссылки:
Таким образом, поставки в 1942-ом по объему были не меньше чем в последующие годы.
Я Вам напомню немного историю. Конец 1942 - Сталинградская битва. Немцы вышли к Волге, которая была основной транспортной артерией для снабжения топливом из Азербайджана, основного месторождения СССР того времени. Если бы Сталинград пал, достаточно было бы установить пушки на берегу и расстреливать все танкеры. После этого рубежом борьбы была бы Волга на всем ее протяжении.
Вот смотрите, часто в сети натыкаюсь на такие вот якобы расчеты:
Берется количество танков/самолетов в РККА на какой-то период времени (данных уйма), из этого количества отнимается количество поставленных по ЛЛ танков/самолетов и делается наглядный вывод - вот что было бы с СССР, если бы не было ЛЛ.
Пример:
"как значится в 12-томнике т.6, стр 20, табл 2, против 5080 немецких танков на восточном фронте СССР имел в действующей армии 7350 танков. Проведём операцию - вычтем из 7350 количество танков, полученное по лендлизу с начала войны по октябрь 1942 - а именно 2703 танка за 10 месяцев 1942 года и 361 танк в 1941 году, итого 3064 танка. И соотношение 1 немецкий танк против 1,45 советских танков превращается в соотношение 1 немецкий против 0,84 советского танка, что не есть преимущество, даже численное.
Таким образом, в отсутствие поставок по лендлизу только по двум позициям СССР оказывается лишённым перевеса в силах под Сталинградом и никакого коренного перелома в ходе войны не происходит"
Наглядно? Очень. Но почему то забывают, что за тот же период времени в СССР было выпущено 8942 только танков Т34 (данные с сентября 1941 по сентябрь 1942)
http://tankfront.ru/…_t-34.html Кроме того, за 1942 было выпущено 3656 тяжелых танков КВ. Легких танков серий Т50, Т60 и Т70 было выпущено за 1942 г. аж 9375 (
http://ru.wikisource…ня_1945_гг.) Всего за 1942 г. было выпущено промышленностью 24640 танков и САУ. Я далек от мысли, что немцы избирательно выбивали только русские танки и совершенно не трогали лендлизовские. По своим зарактеристикам подавляющее большинство лендлизовских танков были легкими (примерно по 800 Стюартов, Ли и около 900 Валентайнов первых серий), т. е. их бронезащита была на уровне Т60-Т70. Таким образом, учитывая, что процент потерь был примерно одинаковым, получаем, что в войсках было примерно 12% танков, полученных по ЛЛ. Значительное количество? Да. Но вряд ли решающее, учитывая класс этих танков.
И, кстати, т. к. ленд-лизовские танки в основном поступали через Иран, как и бОльшая часть первых самолетов, то они и использовались в массе на Кавказском фронте (именно там и начинали свой боевой путь на Аэрокобре Покрышкин с Речкаловым). Конечно, и в Сталинграде они воевали, но в меньшем количестве.
Аналогичная ситуация по самолетам - за 1942 г. было поставленно примерно 2000 самолетов, в то же время отечественной промышленностью было выпущено 25 436 самолетов
http://avialegend.ru/tehnika.htmТеперь по традиционным автомобилям. Вот есть такая табличка:
http://i2.guns.ru/fo…033361.gifпо которой хорошо видно, что к концу 1942 г. доля ленд-лизовских машин не превышала те же 10-12%. По ресурсам - еще не были исчерпаны складские запасы тех же порохов, ленд-лизовские стали критичными где-то с 43-го года (сейчас не дам ссылку, читал ранее).
Опять же, есть еще и временные рамки, т. е. из докладов Микояна Сталину видно, что поставленными считались даже просто погруженные единицы.
http://community.liv…30184.htmlА ведь их еще предстояло доставить, привести в нормальный вид и доукомплектовать экипажем. По сырью еще хуже - там закладывался еще и производственный цикл.
В принципе, кому очень интересно, вот первоисточники (на английском):
http://lend-lease.ai…/index.htmА вот разбивка по поставкам танков по данным с обеих сторон - и с нашей, и с англо-американской (тоже на английском, но вполне доступно):
http://www.o5m6.de/Numbers.html#top Так что про нехватку 50 танков очень любили плакаться битые немецкие командиры в своих мемуарах (типа, вот было у меня лишних 50 танков - мы бы им устроили), однако реалии таковы, что сколько танков не давай - все равно мало.
По Сталинграду - немцы сами себя загнали в цугцванг двойным ударом на Кавказ и Сталинград, что было полной авантюрой. Их коммуникации были настолько растянуты, что окружение все равно бы состоялось (пример - прорыв танкового батальона при окружении 6-й армии аж до Батайска, что чрезвычайно напугало немецкое командование угрозой блокирования 1-й танковой армии). Причем, при отсутствии лендлизовских танков нужное количество можно было снять с Ржевского выступа, а потом просто не добивать остатки 6-й армии, а предоставить им геройски умереть от голода и холода в развалинах Сталинграда. Т. е. полководец отталкивается от материальной базы и людских резервов, а уж исходя из этого планирует операцию. Точно так же при планировании операций учитывается скорость перемещения войск и резервов - пешим порядком, на конной тяге или автотранспортом. Имея в руках стратегическую инициативу, можно проводить любые операции, просто они будут проводиться дольше по времени, а, следовательно, с бОльшими потерями. Немцы тоже не все поголовно на автомобилях ездили, и конной тяги у них тоже было достаточно. Моторизованными были только передовые части, которые вводились в прорыв и решали задачи в глубине обороны проттивника. Точно так же и РККА имела достаточно автотранспорта для обеспечения передовых частей, а вот общий темп наступления бы терялся, т. к. пехотные части подтягивались бы намного позже. Лендлизовские поставки обеспечивали более высокий темп наступления РККА и, соответственно, уменьшали потери. Но без них РККА к концу 1944 года вряд ли бы вышла к Висле и Одеру, следовательно на пути анго-американцев были бы не только части Мантойфеля, но и что-нибудь переброшенное с Восточного фронта. Именно темп проведения операций РККА в 1944-1945 г. г. заставлял немецкое командование затыкать дыры в своей обороне всевозможными резервами. Так что союзники этими поставками серьезно облегчали жизнь и себе.