Скрытый текст
Лучше другим словом это назвать - редкость.
Технология отработана, но ею не злоупотребляли ни в какие времена. Почему...попробую со своей точки зрения.
Людские десантные парашюты, многокупольные системы, парашютно-реактивные системы...все это шедевры конструкторской мысли, многолетнего и последовательного развития, использования опыта, учета ошибок и трагедий. Но в конечном итоге - это не больше чем "железо", не менее любого железа лишено мозгов, а ему приходится доверять человеческую жизнь.
Не случайно десантник прыгает с двумя парашютами - основным и запасным. Запаску на МКС и ПРСМ не откроешь.
Нынешняя техническая безотказность парашютов катастрофически зависит от человеческого фактора...увы. Ее строили, эту техническую безопасность, на человеческих жизнях.
Примеров могу привести немеренное количество, многим я сам свидетель.
- есть в конструкции парашюта такая деталь - двухконусный замок. На его конусы надеваются две металлические петельки от тросиков кольца открытия парашюта, и прибора ППК-У(полуавтомат парашютный комбинированный((секундомер + анероид)), универсальный)
Замок контрится ниткой-сердцевиной из шнура хлопчатобумажного 125кг/разрыв ШХБ-125, и никак иначе. Она обеспечивает усилие, которое способен обеспечить прыгающий рывком кольца, усилие рывка прибора несколько выше. На укладке парашютов однажды солдат из моей роты законтрил замок своего парашюта КАПРОНОВОЙ НИТЬЮ. Расходник на укладку выдают со склада, где солдат подобрал капроновую...х.з. Они одинаковы по диаметру, но одна ХБ, другая КАПРОН. Прочность несопоставима. Косяк просрал взводный, проверивший парашюты взвода, просрал и я, командир роты. Обнаружил его замкомбат по ВДП, лицо, которое подписывает в конце ВЕДОМОСТЬ УКЛАДОЧНУЮ, и запись об укладке в каждом паспорте парашюта...назначенный приказом и т.д. и т.п.
Чем закончилось...разъяренный замкомбат приказал полностью распустить парашюты и начать укладку заново. Зима, мороз, темноватый эллинг, ужин нам принесли на роту в термосах туда...НО НАЧАЛИ С ТОГО, ЧТО НА СОЛДАТА НАДЕЛИ ЭТОТ ПАРАШЮТ, ЗАМКОМБАТ ПЕРЕД СТРОЕМ РОТЫ КОМАНДУЕТ ЕМУ - КОЛЬЦО! Дергает - хек там...никак. Не открывается замочек. Вот такие случаи бывают. Но впредь наука всем. Прибор порвал, но ить он тоже железный...было дело - останавливался механизм из-за обломившегося кусочка пружины в пару мм, или еще чего то.... Попал между шестернями
- контрили камеру стабилизирующего шнуром ШХБ-60 вместо двадцатки
- по расп...ву внутрь купола попадали укладочные принадлежности (крючок, матерчатые грузики с песком и т.д.)
Перечислять и вспоминать могу долго, я десантник потомственный, и даже родился в военном городке.
Исходя из сказанного - лишний раз не рискуют. Не выберешься из этой машины в случае отказа системы, и запаску не раскроешь. Война - дело другое, там все рискуют.
ПРСМ-915 с вооружения снята, Реоктавр вместе с ней.
Знаю, что десантирование с экипажем в БМД-4м планируется.
Что еще о человеческом факторе:
- подавляющая часть приказов о парашютных катастрофах с гибелью людей заканчивается словами - ЗАПАСНЫМ ПАРАШЮТОМ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ....................я их слышал неоднократно.
- при этом матчасть работала безукоризненно, виноват сам парашютист