Скрытый текст
– Олег Леонидович, давайте начнём нашу беседу с той роли, которою играли и играют Сухопутные войска на поле боя. Как известно, с некоторого времени, особенно после натовских бомбардировок Югославии в 1999 году, среди военных экспертов появилась и постепенно стала набирать популярность точка зрения о том, что вооружённое противоборство всё больше перемещается в воздушно-космическую сферу и именно там будет решаться его исход. Вы согласны с таким мнением с учётом последних событий?
– Нет. Не согласен. Действительно, с учётом быстрого развития высоких технологий средства воздушно-космического нападения играют важную роль в достижении военно-политических целей вооружённого конфликта.
Вместе с тем всем нам известно выражение: «Пока на землю не ступила нога пехотинца, территория эта не считается освобождённой от противника».
И опыт специальной военной операции этот тезис наглядно подтверждает. Введённая Указом Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации от 21 сентября 2022 года частичная мобилизация в стране рассчитана на призыв на военную службу граждан из запаса, имеющих в том числе военно-учётную специальность по номенклатуре Сухопутных войск. Это в первую очередь стрелки, танкисты и артиллеристы, водители и механики-водители.
Поэтому так называемая в народе пехота занимала и будет занимать решающую роль в деле удержания освобождённых территорий.
– Какими образцами ВВСТ располагают Сухопутные войска сегодня для того, чтобы Вооружённые Силы Российской Федерации в целом смогли выполнять поставленные задачи по защите стратегических интересов нашего государства?
– В настоящее время подразделения, воинские части и соединения Сухопутных войск обеспечены всеми необходимыми образцами вооружения, военной и специальной техники, большинство из которых современные. Многие из них превосходят похожие зарубежные образцы, а некоторые, такие как ракетный комплекс «Искандер-М», не имеют аналогов в мире.
Так, реактивные подразделения располагают современными реактивными системами залпового огня как крупного, так и среднего калибра семейства «Торнадо» (300-мм РСЗО «Торнадо-С» и 122-мм РСЗО «Торнадо-Г») с реактивными снарядами повышенного могущества, высокой скорострельностью, большей дальностью стрельбы и мобильностью.
Артиллерийские подразделения имеют на вооружении модернизированные самоходные гаубицы «Мста-С», способные действовать в режиме «шквал огня», в ходе которого несколько снарядов, выпущенных из одного орудия под разными углами, одновременно достигают цели, тем самым повышаются плотность огня и возможности по гарантированному поражению противника.
Противотанковые артиллерийские формирования Сухопутных войск имеют всепогодный противотанковый ракетный комплекс «Хризантема-СП», а также переносные противотанковые комплексы «Корнет», обладающие способностью по поражению бронированных целей противника в ночных условиях и в условиях ограниченной видимости противотанковыми ракетами, которые могут пробивать броневую защиту всех современных танков. Кроме того, «Хризантема-СП» способна бороться с низколетящими вертолётами, что актуально в условиях проведения специальной военной операции.
С целью надёжного прикрытия войск и объектов военной инфраструктуры от средств воздушного нападения противника в Сухопутных войсках создана эшелонированная система противовоздушной обороны. Основными образцами, состоящими на вооружении войск ПВО, являются зенитные ракетные системы и комплексы, такие как С-300В – дальнего действия, «Бук» – средней дальности, «Тор» – малой дальности и их модификации, а также переносные зенитные ракетные комплексы «Игла» и «Верба».
Главной ударной силой Сухопутных войск по-прежнему остаются танковые войска, которые оснащены основными боевыми танками трёх типов – Т-72, Т-80 и Т-90, большинство из которых уже прошли глубокую комплексную модернизацию. Так, все модернизированные танки Т-72Б3 (М), Т-80БВМ и Т-90М оснащены:
тепловизионными прицелами с автоматом сопровождения целей, что позволяет применять их ночью и в сложных погодных условиях;
современными системами управлениями огнём, что позволяет вести стрельбу современными типами боеприпасов, а также управляемыми ракетами, запускаемыми из канала ствола, на дальность до 5 км;
современной динамической защитой и помехоустойчивыми средствами связи.
На вооружении мотострелковых войск находятся боевые машины пехоты трёх типов (БМП-1, БМП-2 и БМП-3), а также бронетранспортёры БТР-80 и БТР-82А(М).
Все современные БМП и БТР оснащены комплексами вооружения с 30-мм автоматическими пушками. Применение данного калибра на боевых машинах обеспечивает создание достаточной плотности огня за счёт высокого темпа стрельбы и большого боекомплекта. А отечественная БМП-3 оснащена ещё и 100-мм орудием, что обеспечивает ей превосходство над иностранными образцами по дальности поражения целей и могуществу боеприпасов, а также в отличие от западных аналогов она способна вести огонь в том числе и на плаву.
Модернизированная БМП-2 с новым боевым отделением «Бережок» оснащена комплексом «Корнет» с четырьмя готовыми к пуску ракетами, способными поражать высокозащищённые объекты на дальности до 10 км. На сегодняшний день аналогов этому комплексу в мире практически нет.
– Многие ли образцы вооружения и военной техники Сухопутных войск за последнее время прошли проверку в боевых условиях? Как показывают они себя в ходе специальной военной операции?
– Все имеющиеся образцы, стоящие на вооружении Сухопутных войск, прошли проверку в боевых условиях в ходе военной операции в Сирийской Арабской Республике и сейчас успешно применяются в специальной военной операции, подтверждая при этом заложенные в них высокие тактико-технические характеристики.
Хотелось бы более подробно остановиться на боевых возможностях вышеназванных – при ответе на ваш предыдущий вопрос – образцов вооружения и военной техники.
Уже не вызывает сомнения, что ракетный комплекс «Искандер-М» – по-прежнему лучший комплекс в своём классе в мире и способен применять как баллистические ракеты, так и крылатые ракеты с одной пусковой установки, не оставляя противнику никаких шансов в радиусе до 500 км. При этом он крайне мобилен и скрытен. А модернизационный потенциал, заложенный в комплекс и реализуемый нами уже сегодня, позволит ему ещё на долгие годы превосходить иностранные образцы ракетного вооружения и оставаться основным образцом в ракетных формированиях Сухопутных войск.
Что касается средств войсковой противовоздушной обороны, то в ходе проведения специальной военной операции задействован практически весь основной типоряд образцов вооружения войсковой ПВО.
Наибольшую результативность показали современные зенитные ракетные комплексы С-300В4, «Бук-М2 (М3)» и «Тор-М2 (М2У)».
Результаты применения средств войсковой ПВО подтверждают, что наибольшая нагрузка по прикрытию войск в ходе операции лежит на ЗРК средней и малой дальности.
Эффективными по борьбе с БпЛА и РСЗО противника себя показали ЗРС С-300В (В4), ЗРК «Бук-МЗ (М2)» и «Тор-М2 (М2У, М2ДТ)».
В поражении внезапно появляющихся воздушных целей на малых и предельно малых высотах на переднем крае хорошо зарекомендовали себя ПЗРК «Игла» и «Верба», на долю которых приходится треть уничтоженной пилотируемой авиации ВСУ.
Анализ системы управления войсками ПВО группировок войск, созданной на основе средств автоматизированного управления оружием «Поляна-Д4М1» и «Барнаул-Т» из состава ЕСУ ТЗ, подтвердил её эффективность и возможность управлять силами и средствами ПВО в реальном масштабе времени.
Таким образом, в ходе специальной военной операции подтверждается высокая эффективность эшелонированной системы ПВО, а комплексирование в ней различных средств ПВО позволяет поражать все средства воздушного нападения противника, в том числе малоразмерные БпЛА и реактивные снаряды РСЗО.
В современных условиях успешному выполнению задач способствует применение комплексов с БпЛА. В тактическом звене Сухопутных войск эксплуатируются малые и лёгкие разведывательные комплексы с БпЛА ближнего действия и малой дальности, а также малой и средней продолжительности полёта.
В ходе специальной военной операции с положительной стороны себя зарекомендовали комплексы с БпЛА «Орлан-10», «Орлан-30» и «Элерон-3».
Высокую эффективность в ходе специальной военной операции показали образцы бронетанкового вооружения.
Так, впервые в боевых условиях применяются танки Т-90М «Прорыв-3», в которых имеется панорамный прицел командира, что позволяет командиру оценивать обстановку на поле боя на одном уровне с наводчиком-оператором. При этом данный прицел совмещён с дистанционной пулемётной установкой, что даёт возможность командиру вести стрельбу со своего рабочего места по живой силе противника как с места, так и в движении независимо от работы наводчика-оператора.
Также в ходе специальной военной операции успешно применяются боевые машины поддержки танков (БМПТ), которые, находясь непосредственно в боевых порядках танков, обеспечивают их боевые действия. Это достигается за счёт одинакового с танками высокого уровня защищённости и подвижности, а также мощного многофункционального вооружения БМПТ, в которое входят две спаренные 30-мм автоматические пушки, противотанковый комплекс с четырьмя сверхзвуковыми ракетами «Атака» и два автоматических гранатомёта.
Кроме того, высокую эффективность в боевых условиях показывают защищённые автомобили «Тайфун-К» и созданные на их шасси образцы вооружения и военной техники.
К примеру, применение в ходе специальной военной операции защищённых санитарных автомобилей «Линза», которые предназначены для эвакуации раненых с поля боя в условиях огневого воздействия противника, позволило спасти большое количество солдат и офицеров.
Отдельно хочу остановиться на результатах применения комплектов боевой экипировки «Ратник» нового поколения, которые массово поступают в Сухопутные войска и позволяют реализовать наш главный приоритет – сохранить жизнь и здоровье личного состава.
Комплект боевой экипировки «Ратник» в целом находится на уровне лучших зарубежных аналогов, а по показателям защищённости средств индивидуальной бронезащиты существенно превосходит их. При меньшей в 1,25 раза массе обладает в 1,3 раза большей площадью защиты жизненно важных органов.
– Насколько оптимально Сухопутные войска взаимодействуют с предприятиями ОПК для оперативного внесения изменений в тактико-технические характеристики тех или иных образцов оружия по результатам их боевого применения?
– Работа по совершенствованию образцов вооружения и военной техники по результатам их эксплуатации и боевого применения совместно с предприятиями оборонно-промышленного комплекса отлажена и ведётся постоянно.
Так, в интересах ракетных войск и артиллерии запустили в серию производство современных подвижных разведывательных пунктов ПРП-5 «Марс-2000» с повышенными характеристиками по дальности ведения разведки как днём, так и в ночных условиях. Кроме того, ПРП-5 имеет возможность ведения воздушной разведки за счёт имеющегося в его составе комплекса с беспилотными летательными аппаратами.
Также совместно с Корпорацией «Уралвагонзавод» внедрили в серийное производство мероприятия по повышению защищённости современных модернизированных танков Т-72БЗМ и Т-80БВМ в условиях массированного применения противником современных противотанковых средств, включая такие образцы, как американский «Джавелин» и шведско-английский NLAW.
Для повышения защищённости боевых машин пехоты и бронетранспортёров от огня крупнокалиберных пулемётов и ручных гранатомётов совместно с НИИ стали разработаны и запущены в серийное производство навесные комплекты дополнительной защиты с решётчатыми экранами.
– Какие из представленных на Международном военно-техническом форуме «Армия-2022» образцов боевой техники для Сухопутных войск могли бы и должны, на ваш взгляд, в перспективе производиться серийно?
– В ходе Международного военно-технического форума «Армия-2022» предприятия оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации продемонстрировали свои перспективные разработки как в статике, так и в динамике.
Большинство из представленных образцов хорошо нам знакомы, так как разрабатываются по заказу Министерства обороны Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа.
Особенно много инновационных разработок было продемонстрировано предприятиями промышленности в области создания робототехнических комплексов военного назначения, беспилотной авиации и средств для противодействия данным образцам и комплексам, в которых широко используются уникальные цифровые и программные решения.
Новые образцы, перед тем как будут приняты на вооружение, должны пройти все виды испытаний и проверок, только после этого их можно будет включить в государственный оборонный заказ. Но, безусловно, можно сказать, что вышеуказанные разработки для Сухопутных войск являются приоритетными в долгосрочной перспективе.