То, что Крым всегда являлся и будет являться стратегически важным полуостровом, ни у кого не вызывает сомнений. Не вдаваясь глубоко в Историю, лишь напомню, что эта земля всегда была лакомым куском для многих империй. Но, сейчас хотелось бы поговорить о том, как изменилась стратегическая обстановка на Черном море, спустя два года, в ракурсе развития Черноморского флота РФ.
Чем так важен Крым для военно-морского флота России, как стратегический полуостров?
Постараюсь кратко. Крым - это «непотопляемый авианосец», владение которым предоставляет право контролировать весь Черноморско-Азовский регион.А, Севастополь – это острие меча на Черном море, дающий ключ к «проливам». Это единственная военно-морская база России на Черном море для базирования кораблей всех рангов (а еще есть два удобных порта Керчь и Феодосия).Это авиабазы и аэродромы. Это судостроительные заводы и инфраструктура. Бесспорно, в восстановление и модернизацию всего этого придется вложить (и уже вкладывается) колоссальные финансовые средства. Но, как говориться, за безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие расплачиваться.
Боевые корабли ЧФ вчера и сегодня
Основой Черноморского флота являются корабли. Рассмотрим, что из себя представлялкорабельный состав ЧФ на март 2014 год?
Итак. Основными базами ЧФ РФ являются порты Севастополь и Новороссийск. В Севастополе базируются основные силы флота: 30-я дивизия надводных кораблей, в состав которой входят 11-я бригада противолодочных кораблей и 197-я бригада десантных кораблей. Они являются основой боевой мощи ЧФ. Подводные силы представлены 247-м отдельным дивизионом подводных лодок. В Севастополе базируются корабли и катера 41 -й бригады ракетных катеров, 400-го дивизиона противолодочных кораблей и противоминные корабли 418-го дивизиона тральщиков. Севастополь также является базой для кораблей и судов 519-го дивизиона разведывательных кораблей, 37-й бригады спасательных судов, 422-го дивизиона гидрографических судов и 9-й бригады морских судов обеспечения.
В Новороссийске базируются корабли 184-й бригады кораблей охраны водного района, в состав которой входят 181-й дивизион малых противолодочных кораблей и 170-й дивизион тральщиков. Присутствуют небольшие соединения в Темрюке и Феодосии.
В состав Черноморского флота входят: ракетный крейсер «Москва», большой противолодочный корабль «Керчь», 3 сторожевых корабля «Сметливый», «Ладный» и «Пытливый», 2 дизельные подводные лодки «Алроса» и «Б-380», 2малых ракетных корабля на воздушной подушке «Самум» и «Бора», 2 малых ракетных корабля «Мираж» и «Штиль», 5 ракетных катеров«Р-60»,«Р-71», «Р-109», «Р-239» и «Ивановец», 7 малых противолодочных кораблей «Суздалец», «Муромец», «Касимов», «Поворино», «Ейск», «Александровец» и «Владимирец», 12 противоминных кораблей«Железняков»,«Вице-адмирал Захарьин»,«Валентин Пикуль», «Вице-адмирал Жуков», «Иван Голубец»,«Турбинист», «Ковровец», «Лейтенант Ильин»,«Минеральные Воды», «РТ-46», «РТ-278» и РТ-168, 7 больших десантных кораблей «Саратов», «Орск», «Николай Фильченков», «Азов», «Новочеркасск», «Цезарь Куников» и «Ямал», 3 десантных«Д-144», «Д-106»,Д-295 и 5 противодиверсионных катеров«П-191», «П-349», «П-350», «П-331» и «П-407». Кроме боевых кораблей и катеров в составе ЧФ РФ находятся: разведывательные корабли, корабли и суда специального назначения, спасательные суда и катера (УПАСР ВМФ), гидрографические суда и катера (ГС ВМФ), суда, катера и плавсредства вспомогательного флота.
Основным ядром является 30-я дивизия надводных кораблей. 11-я бригада в составе РКР «Москва», БПК «Керчь» и трех СКР «Сметливый», «Ладный» и «Пытливый» регулярно выходили на боевую службу. А 197-я бригада десантных кораблей является основным ядром «сирийского экспресса».
Не раз отмечалось, что корабельный состав Черноморского флота технически и морально устарел. Я лишь напомню, что на флагмане флота, ракетном крейсере «Москва», флаг подняли в 1983 году. А большой противолодочный корабль «Керчь» 1974 года постройки. Остальные корабли бригады тоже не первой свежести: СКР «Сметливый» -1969 г., СКР «Ладный» - 1980 г., СКР «Пытливый» - 1981 г. Корабли и катера других соединений также являются «старичками», которым давно пора «на покой». С подводными лодками дела обстояли еще хуже. «Алроса» была на ремонте, а у «Б-380»было предсмертное состояние.
Бытует мнение, что корабельный состав Черноморского флота не обновлялся лишь по причине неизвестности дальнейшего статуса Севастополя. Спешу Вас расстроить, дорогие читатели. Это не так. Корабли не строили для всего военно-морского флота. Денежков не было. А то, что закладывали на стапелях, потом приходилось замораживать на долгие годы. Так было с проектами 11540, 885, 955, 11711, 1166 и др. А от некоторых корпусов отказались вовсе уже в процессе постройки. К примеру, печальная судьба постигла СКР «Новик» - проект 12441 и СКР «Туман» - проект 11540. Реально, корабли начали строить лишь во второй половине 2000-х годов.
Как же изменился корабельный состав Черноморского флота за два года?
Вначале поговорим о потерях. В ноябре 2014 года, по причине нарушения личным составом экипажа корабля элементарных правил пожарной безопасности, произошло возгорание на БПК «Керчь». В результате, выгорело кормовое машинное отделение. Сегодня корабль списан (кстати, накануне пожара, он должен был выйти на боевую службу). Остальные корабли 11-й бригады на ходу и сегодня успешно выполняют боевые задачи. Подводную лодку Б-380, 1983 года рождения, которая находилась в ремонте с 2000-го года, списали. Так же списан МПК-220 «Владимирец». Более мелкие катера рассматривать не буду.
В отличие от своего собрата (БПК «Керчь») «Очаков» достойно закончил свою боевую службу на Черном море, заблокировав корабли ВМС Украины во время «крымской весны»
Теперь поговорим о «свежем железе». Кое-что нам досталось в качестве «временных трофеев» (статус этих кораблей под вопросом) от ВМС Украины. Коротенько разберем наиболее значимые экземпляры:
1. Большой десантный корабль «Константин Ольшанский» (пр.775), 1985 года рождения. При захвате была повреждена двигательная установка. В настоящий момент находится в резерве.
2. Подводная лодка 2 ранга Б-435 «Запорожье» (пр.641), 1971 года рождения. В виду неудовлетворительного технического состояния, было принято решение об отказе дальнейшего использования это «гроба». Судьба лодки под вопросом.
3. Ракетный катер Р-54 «Приднепровье» (пр.1241.1Т), 1984 года рождения. На сегодняшний день в резерве ВМФ России.
4. Малый противолодочный корабль «Луцк» (пр.1124М), 1993 года рождения. На сегодняшний день в резерве ВМФ России.
5. Малый противолодочный корабль «Тернополь» (пр.1124М), 2006 года рождения. На сегодняшний день в резерве ВМФ России.
6. Малый противолодочный корабль «Хмельницкий» (пр.1241.2), 1985 года рождения. На сегодняшний день в резерве ВМФ России.
7. Базовый тральщик «Черкассы» (пр.266М), 1977 года рождения. На сегодняшний день в резерве ВМФ России.
8. Базовый тральщик «Черкассы» (пр.266М), 1977 года рождения. На сегодняшний день в резерве ВМФ России.
9. Корабль управления «Славутич» (пр.12884), 1992 года рождения. На сегодняшний день в резерве ВМФ России.
Вот и все. Техническое состояние данных кораблей желает оставлять лучшего, ибо ВМС Украины всегда были в предсмертном состоянии. На сегодняшний день, учитывая неизвестность их дальнейшей судьбы, это скорее бремя, чем приобретение.
Пожалуй, перейдем к новым корпусам.
В 2010-м на заводе «Янтарь» (г.Калининград) был заложен сторожевой корабль «Адмирал Григорович» (пр.11356), первый из шести в серии. Эти корабли должны были заменить старые корпуса 11-й бригады. Но серия достроена не будет, так как украинская сторона (ГП НПКГ«Зоря»-«Машпроект») отказалась выполнять поставку последних трех газотурбинных установок (что, впрочем не помешало им оставить оплаченные финансовые средства себе). «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» прибудут в Севастополь уже в этом году. «Адмирал Макаров» вероятнее всего придет на Черное море в 2017-м году. Судьба «Адмирала Бутакова», «Адмирала Истомина» и «Адмирала Корнилова» неизвестна, поскольку сегодня замену главным двигателям найти нет возможности.
СКР «Адмирал Григорович» в этом году придет в Севастополь на место постоянного базирования
В Новороссийск, в заново отстроенное место базирования стали прибывать подводные лодки проекта 636.3. Сформирована 4-я отдельная бригада подводных лодок. Серия из шести лодок была заложена на заводе «Адмиралтейские Верфи» в Санкт-Петербурге, также в 2010 году. Первые две Б-261 «Новороссийск» и Б-237 «Ростов-на-Дону» уже в составе ЧФ. На подходе Б-262 «Старый Оскол» (ласково именуемый во флотской среде "старый осел") и Б-265 «Краснодар». В достройке Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино». Предположительно, бригада будет в полном составе в Новороссийске к концу 2017 года.
А, теперь, хит прошлого года. Малые ракетные корабли проекта 12631. Для Севастополя на Зеленодольском судостроительном заводе (г.Зеленодольск) заложили серию из шести кораблей. «Зеленый Дол» и «Серпухов» уже в строю. На подходе «Вышний Волочёк», «Орехово-Зуево», «Ингушетия» и «Грайворон».
МРК «Зеленый Дол» уже в Севастополе
Достаточно любопытной новинкой является проект 22160. НаЗеленодольском судостроительном заводе в феврале 2014 года был заложен "Василий Быков". Это патрульный корабль дальней морской зоны. При относительно небольшом водоизмещении корабля 1300 тонн, заявленные характеристики впечатляют. Во-первых, это автономность 60 суток и дальность плавания 6000 миль. Во-вторых, это возможность установки на борту комплекса ударного ракетного вооружения. Т.е. это скорее полноценный ракетный корабль, чем патрульный. "Василий Быков" и "Дмитрий Рогачев" были заложены в 2014 году, "Павел Державин" заложен недавно, в феврале 2016 года. Планируется построить серию из шести кораблей к 2020 году.
Самое интересное, что все четыре абсолютно разных по классу корабля объединяет одно очень важное преимущество. На каждом из них могут размещаться ракеты семейства "Калибр". Каждый корабль может нести на борту 8 ракет, а подводная лодка 4. Об этом комплексе было написано не мало, поэтому не хочется заострять на нем внимание. Лишь напомню вам, что помимо ракетных ударов из акватории Каспийского моря по целям в Сирии 7 октября 2015 года и 20 ноября 2015 года, также отличилась и подводная лодка "Ростов-на-Дону" ЧФ. 8 декабря 2015 года, находясь в водах Средиземного моря, она нанесла удар 4-мя ракетами 3М14 "Калибр-ПЛ" из подводного положения по объектам террористов в Сирии.
Так будет выглядеть ВМБ Новороссийск после окончания строительства
Не могу оценить объективно насколько хороши эти новые корпуса, ибо, для этого нужно послужить на них, или, хотя бы, выслушать мнения компетентных специалистов. Однако, есть очевидные факты. Проект 11356 достаточно хорошо "обкатан" на Индии, и Министерство обороны этой страны желает и дальше получать эти корабли для своих военно-морских сил (упорно ходят слухи, что "зависшие" три корпуса Индия хочет у нас купить). Проект 636.3 является дальнейшим развитием проекта 877 ("Варшавянка"), а наличие на борту комплекса крылатых ракет "Калибр-ПЛ" превращает эту лодку в очень грозный инструмент, так как ракета 3М-14 может снаряжаться специальной боевой частью (ядерной боеголовкой). Малые ракетные корабли проекта 12631 уникальны тем, что в столь малое водоизмещение уместили все тот же "Калибр-НК". Очевидные минусы - это малая автономность и дальность плавания, а также значительное ограничение по мореходности. Проект 22160 - это явно "темная лошадка". Но, если заявленные характеристики будут соответствовать действительности, то это будет просто Уникальный корабль. Как говориться, поживем - увидим.
Противокорабельные возможности полуострова
Возвращение Крыма в состав РФ позволило нам значительно усилить полуостров. Основным средством противодействия кораблям противника с берега являются береговые ракетные комплексы "Бастион" и "Бал" (15-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада). Размещение этих комплексов на юге полуострова ставит под вопрос безопасность плавания кораблей вероятного противника в большей части Черного моря. А при взаимодействии с 11-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригадой(г. Анапа)можно перекрыть практически все Черное море. "Бастион" имеет дальность стрельбы до 300 км и имеет высокую вероятность поражения цели за счет скорости полета крылатой ракеты (2,0...2,5М). У"Бала"предел по дальности полета 120 км и крылатая ракета дозвуковая, но высокую вероятность поражения цели он обеспечивает за счет залпа крылатых ракет за короткое время (интервал между пусками ракет 3 секунды).
Радиус действия комплекса «Бастион»
Ударные возможности полуострова значительно увеличатся за счет обновления авиапарка 43-го морского штурмового авиационного полка (Саки) и 318-го смешанного авиационного полка (Кача). Основными ударными носителями являются бомбардировщики Су-24, Су-24МР и многофункциональные истребители Су-30СМ. Достаточно серьезным подспорьем в уничтожении кораблей противника будет и использование штурмовой авиации 37-го смешанного авиаполка. Штурмовик Су-25СМ отлично справится с небольшой морской целью класса "катер". В поиске и уничтожении подводных лодок будут использоваться противолодочный самолет Бе-12 и вертолет Ка-27.
А что у соседей?
Думаю, вскользь, есть смысл пробежаться по ВМС стран черноморского бассейна, Первое, с чего нужно начать, это отложить в голове, что у нас на Черном море нет союзников. Только потенциальные враги и прихвостни врагов.
Начнем...
ВМС Украины. Этот флот существует только на бумаге. Единственным полуживым кораблем является сторожевой корабль "Гетман Сагайдачный". Этот корпус закладывался, как сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей» и являлся восьмым корпусом в серии пограничных сторожевых кораблей для ВМФ СССР. Поскольку ударного ракетного оружия на нем нет, значит он "беззубый". Кораблю 23 года. На этом, обзор украинских ВМС позвольте закончить.
ВМС Болгарии.Основным ядром флота болгар-морячков являются три стареньких фрегата (бывшие бельгийские 70-х годов постройки). Не смотря на то, что эти корабли являются носителями крылатых ракет "Exocet", рассматривать их серьезно не стоит. Все остальные корабли флота - это малые противолодочные корабли и ракетные катера советской постройки в количестве пяти единиц.
ВМС Румынии. С румынами история также не лучше. Основой Флота являются два списанных фрегата "Тип 22", купленные у Великобритании (1987 и 1988 годов постройки). Оба корабля прошли модернизацию в Англии, но не являются носителя ударного ракетного вооружения. Есть ещеФрегат "Мэрэшешть" собственной разработки, но он вышел крайне неудачным и сегодня используется, скорее как учебный корабль. В наличии 4 корвета водоизмещением 1600 тонн. Но, их можно классифицировать скорее, как артиллерийские корабли, из-за отсутствия ракетного вооружения. Остальные корпуса не достойны рассмотрения, из-за своей крайне низкой полезности.
ВМС Грузии. Грузинский флот перестал существовать в августе 2008 года. Жирную точку поставили бойцы противодиверсионного отряда ЧФ, которые подорвали все катера и корабли в Поти.
ВМС Турции. К туркам нужно отнестись со всей серьезностью. Поскольку, на сегодняшний день, они имеют явное превосходство в кораблях. Во-первых, это серьезные подводные силы. Все 13 лодок, находящихся в строю, строились в Германии с 1976 по 2007 год: 5 лодок тип «Атылай», 4 лодки тип «Превезе» и 4 лодки тип «Гюр». Лодки тип "Гюр" самые свежие, 2000-х годов постройки. На лодках могут размещаться противокорабельные ракеты "SubHarpoon". Кроме того, турки в 2011 году подписали с немцами договор о постройке 6 лодок "тип 214". Это уже будет совсем другое поколение субмарин с воздухонезависимой двигательной установкой, что в разы повышает скрытность. Надводный флот представлен фрегатами. 8 кораблей типа «Оливер Хазард Перри», переданные ВМС Турции по программе военной помощи от США (1998-2003 годы). Четыре фрегата типа «Явуз» строились в период 1985-1989 гг. в Германии. 4 фрегата типа "Барбарос" были построены в Германии в период с 1997 по 2000 годы. Все фрегаты несут на борту по 8 крылатых ракет "Нarpoon". Далее переходим к корветам (аналоги наших малых ракетных кораблей). До недавнего времени основным корветом турецких ВМС был корвет "тип В". В начале 2000-х Турция получила от Франции шесть б/у корпусов (построены в 1974-1976 годах).Каждыйкорвет располагает 4-мя крылатыми ракетами " Exocet". Но, сегодня им активно готовится замена. В 2008 году Турция запланировала серию из 12 корветов проекта "MILGEM" и заложила первый корпус. На сегодняшний день флаг подняли на двух единицах - TCG «Heybeliada» и TCG «Büyükada». В активной постройке находятся еще два корпуса. Это первые корабли национальной постройки и что самое интересное, проект достаточно удачный. Получился современный универсальный корабль, способный уничтожить любой тип цели: корабль, подводную лодку и самолет. Кроме того, Турция имеет порядка 20 ракетных катеров, а это не мало. Важно еще то, что турецкий флот сегодня готовится к активному обновлению. Амбиции адмиралов Порты впечатляют. В ближайшие годы Турция хочет получить эсминец УРО и универсальный десантный корабль. И это нельзя не учитывать.
Корветы проекта «MİLGEM» - будущее ВМС Турции. На фото «TCG Heybeliada».
Итоги
Итоги неутешительные. На сегодняшний день, наш корабельный состав уступает странам НАТО в Черноморском регионе по количеству боевых кораблей и катеров. По количеству носителей противокорабельных крылатых ракет отставание еще большее.
В полномасштабные боевые действия на Черном море верится с трудом, поскольку, имея серьезное отставание в кораблях и катерах, мы имеем явное преимущество в авиации (и в возможности, при необходимости в кратчайшие сроки усилить авиационную группировку) и береговых ракетных комплексах. Т.е. сейчас выполняется первый шаг - обеспечение безопасности Крыма и Кавказа. И в ближайшие 4-5 лет ситуация улучшится (особенно, в качественном составе).
Но не стоит забывать, что основная задача Черноморского флота - это не доминирование на Черном море (это само собой разумеющееся). Черноморский флот во все времена, как в Российской империи, так и в СССР, был инструментом влияния на Средиземноморский театр. И вот тут у нас очень большие проблемы. Последний оплот нашей политике в Средиземке находится в Тартусе. И "сирийский экспресс" вскрыл все проблемы ВМФ.
Во-первых, у нас катастрофическая нехватка десантных кораблей. Для обеспечения "сирийского экспресса" большие десантные корабли собирали со всех флотов. Когда и этого стало не хватать, то пришлось выкупить у Турции десяток старых сухогрузов и включить их в состав ЧФ.
Во-вторых, у нас нет кораблей дальней морской зоны. А то, что осталось, уже давно пора списывать. На смену крейсеру "Москва", обеспечивавшего безопасность в зоне Тартуса, пришлось гнать из Владивостока крейсер "Варяг".
В-третьих, у нас нет судов обеспечения. 9-я бригада морских судов обеспечения представляет собой печальное зрелище. Командирам судовПМ-138 и ПМ-56 (плавмастерские), выполнявших рейсы в Тартус, нужно поставить памятник при жизни. Ибо, такие переходы на сорокалетних гробах достаточно рискованное дело. В общем, работы предстоит еще очень много.
Итак. Мы снова взяли в руки "черноморский меч" - Крым. К 2020 году боевой корабельный состав ЧФ значительно обновится. Это изменит расклад сил в Черном море, но не изменит в Средиземном. Однако, начатая кораблестроительная программа по обновлению Флота в целом, дает надежды с оптимизмом смотреть в Будущее.
Что хочется пожелать?
Однозначно, и это не должно подлежать сомнению, необходимо продолжить строить корабли для Черноморского флота. Т.е. закладывать большее количество кораблей в серии. Малые ракетные корабли проекта 12631 вполне способны закрыть ближнюю морскую зону, а сторожевые корабли проекта 11356 и патрульные корабли проекта 22160 обозначат наше присутствие в Средиземном море. Так как с "мистралями" нас "прокатили", необходимо сделать упор на развитие проекта 11711 "Тапир" (большой десантный корабль). Проект достаточно "сырой", но у нас нет другой альтернативы. Напомню, что ввод головного корабля "Иван Грен" планируется в этом году. А учитывая потребности в этом классе корабля на других флотах строить их нужно десятки. Не вкладывать средства в "виртуальный проект отечественного мистраля" (проект "Прибой"), а строить, то что мы уже можем, совершенствуя данный проект с каждым новым корпусом.
Большой десантный корабль «Иван Грен» пр.11711 "Тапир"
Вообще, сейчас не самое лучшее время для бездумных растрат в дорогостоящих проектах. Сегодня необходимо исходить из принципа - "минимальные вложения - максимальная эффективность". Четыре кораблика 106-й бригады Каспийской флотилии это ярко показали осенью прошлого года.
Что ж, мы в самом начале долгого пути восстановления нашего военно-морского флота. Напоследок, эту маленькую рюмочку, но с большим чувством, я поднимаю за здоровье моих братьев-черноморцев! Терпенья вам и удачи! https://cont.ws/post/267492