Донецк на линии гражданской войны, два года спустя
новая дискуссияДискуссия962
Донецк на линии гражданской войны, два года спустя
Город миллиона роз, столица шахтерского края, лучший промышленный мегаполис мира по версии ЮНЕСКО — Донецк — за два года конфликта стал примером мужества и оплотом для жителей не только Народной Республики, но и других стран.
Несмотря на продолжающиеся обстрелы со стороны ВСУ, многие местные жители не планируют покидать дома даже в наиболее опасных прифронтовых участках.
Таких мест в Донецке бесчисленное количество. Под огонь украинских войск регулярно попадали Петровский, Кировский, Киевский и Куйбышевский районы. В разное время силовики и диверсанты Киева обстреливали Калининский, Пролетарский, Ленинский, Ворошиловский и даже Буденновский район, который дальше всех расположен от линии огня.
Сегодня исполнилось ровно два года со дня первой атаки армии Украины на мирный город. 26 мая 2014-го в небо над мегаполисом взмыли боевые самолеты и вертолеты. Обстрелу подвергся аэропорт им. Сергея Прокофьева, открытый к футбольному Чемпионату Европы 2012 года.
В первые часы военной агрессии Украины погибли десятки человек: ополченцы, сотрудники аэровокзального комплекса и мирные жители. Точное их количество по-прежнему неизвестно. Война принесла в Донецк слезы и горечь утраты.
Из-за непрекращающихся обстрелов людям приходилось буквально жить в подвалах, вспоминает жительница Киевского района Лидия Квашина. «Когда нас крыть начали, думала сначала переезжать, да куда мне деваться-то? Тут хозяйство, а то и вовсе разворовать могут, так что нет! Желание отпало так же быстро, как и пришло в голову», — рассказывает дончанка.
Киевский район
По словам Квашиной, ситуация доходила до абсурда. Готовить еду и стирать приходилось в подземелье. «Страшно было, в подвал к соседям в гости ходили, и они к нам, а там соленья, картошечка, овощи, так что жить там было можно, а на улицу без необходимости старались не выходить», — отметила она.
Лидия призналась в беседе с корр. ДАН, что ее дом практически не пострадал от обстрелов. «Только стекла вынесло, да осколками стены немного поцарапало», — так женщина охарактеризовала отсутствие повреждений. «Чего нельзя сказать о соседях, которые были вынуждены переехать — дом их разрушен полностью», — добавила собеседница.
Таких как Лидия в Киевском районе тысячи. Это одна из наиболее заселенных частей Донецка. Спустя два года люди устали бояться. На улицах значительно тише, а пережитое ими добавило смелости и отваги. «Бояться перестали после всего пережитого. Нам бы магазин, да транспорт поближе, а то ноги сильно устают на рынок пешим ходить, а так жить можно», — подчеркнула Квашина.
Первые жертвы обстрелов со стороны ВСУ 26 мая 2014 года зафиксировали и в Куйбышевском районе столицы. Сегодня, спустя два года, в поселке Октябрьский, находящимся в окрестностях аэропорта, установили мемориал с 212-ю именами погибших местных жителей, включая детей.
«Ровно два года гибнут наши близкие, дорогие нам люди. Трагедия гражданской войны вошла в каждый дом Донецка. У кого-то из наших земляков погибли родственники или просто друзья и близкие люди. Это наше общее горе и общая память», — отметил на митинге глава Куйбышевской райадминистрации Иван Приходько.
Первые недели активизации боев за Донецк буквально опустошили улицы. В связи с постоянными военными действиями, мегаполис превратился в призрак, десятки, а то и сотни тысяч жителей вынужденно покинули эпицентр войны. Летом 2014-го в городе не работали магазины, появились перебои с электричеством и подачей воды.
Куйбышевский район
Один из наиболее пострадавших районов Донецка — Петровский. Тут жилые массивы находятся в километре от ближайших позиций украинских военных. Местное население неохотно и даже с опаской встречает прессу, но спустя некоторое время делятся воспоминаниями о кошмарных месяцах.
«Был у нас храм красивый, всеми „Трудовскими” (поселок на самой окраине Петровского района — прим. ДАН) туда ходили на праздники, а теперь что? Его разрушили. Зачем? Кому церковь-то мешала? Но ничего, батюшка все равно службы проводит, мы все вместе на восстановление храма собрать старались», — рассказывает Владислав Остащенко.
Чем ближе к позициям ВСУ, тем сложнее встретить целые дома, будь то многоэтажки или же частный сектор. Несмотря на это, жители района позитивно оценивают старания властей по восстановлению инфраструктуры.
«У бабушки моей взрывом стекла в квартире вынесло, благо никто не пострадал. Мы постарались максимально сразу новые установить, а тут, спустя некоторое время, приехали полностью по всему дому остекление восстанавливать. Не знаю теперь, то ли они немного не успели, то ли мы немного поспешили», — сетует Остащенко.
Петровский район
Часть Петровки, так ее называют в народе, находится в «красной зоне». Это местность в непосредственной близости к линии соприкосновения. Школы там не работают по нескольким причинам: либо расположены у позиций противника, либо разрушены. По рассказам местных, используются лишь школьные бомбоубежища. Шутят: «Взрывы спать мешают, а в убежище можно выспаться перед работой».
Наименее разговорчивыми оказались жители Кировского района Донецка. Те, кто согласился пообщаться с журналистами, не нашли корректных формулировок для украинской армии. Люди жалуются, что военные Киева, несмотря на перемирие, по-прежнему не дают спокойно им жить.
«Надо чаще, чтобы пресса к нам приезжала, чтобы на Западе видели, что тут у нас происходит!» — выкрикнул один из жителей поселка Абакумова, который расположен на крайней западной границе района.
Кировский район
Относительное перемирие последних месяцев дало свои результаты. Удалось привести в порядок улицы, многое уже восстановлено. Что-то ремонтировалось силами местных жителей, что-то при поддержке властей. Часть домов, правда, не подлежат реконструкции и на данный момент только напоминают нам о кровавых боях гражданской войны и порождаемой ею ненависти.
Донецк возвращается к жизни постепенно, небольшими шагами. На улицах все больше детей, даже в прифронтовых зонах. Только дети во дворах играют в войну, кто с игрушечным пистолетом, другие просто — с деревянной палкой, похожей на автомат. Война не оставила равнодушным никого, даже самых заядлых оптимистов, которые два с лишним года назад говорили, что война на Донбассе — фантастика.
Сегодня на главной площади столицы Донецкой Народной Республики, площади Ленина, а также в других районах жители собирались вместе, несли к мемориалам цветы. А еще молчали, слушая тишину и вспоминая тех, кого уже никогда не будет рядом. Дан