Волынская резня 2.0: почему Польша вновь боится украинского национализмаПольша призвала украинское руководство не забывать о Волынской резне. Как заявил министр иностранных дел Польши
Витольд Ващиковский, Киев должен помнить о преступлении, этой теме даже нужно посвятить целую дискуссию. По его словам, дискуссия должна проходить в нескольких плоскостях, так как эта рана до сих пор причиняет боль польскому народу. Ее, как он выразился, необходимо вылечить. Кроме того, Ващиковский рассказал, что в контексте Волынской трагедии Киеву нужно сделать многое, однако инициатива должна исходить исключительно со стороны украинских властей.
Напомним, что бывшие президенты Украины, а также общественные деятели написали письмо, адресованное полякам, в котором идет речь о взаимном прощении преступлений времен Второй мировой войны (подразумевается Волынская резня 1943 года). Под письмом свои подписи поставили бывшие украинские президенты Виктор Ющенко, Леонид Кравчук, патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет, а также различные политические деятели и представители культуры и литературы.
Эксперт Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия», координатор правозащитного объединения «Консервативная правозащитная группа»
Сергей Лапшин в беседе с корреспондентом ФАН выразил мнение, что Польша своим предложением к Киеву о продолжении дискуссии по Волынской резне показывает, что не готова закрывать глаза на то историческое мифотворчество, которое происходит на Украине последние десятилетия. Тотальные рамки это мифотворчество приобрело в последние два года после государственного переворота в Киеве.
«Ведь, когда в апреле 2015 года Верховная рада Украины приняла закон «О правовом статусе и чествовании памяти участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке», который предоставил организациям ОУН-УПА статус борцов за независимость Украины, президент Польши Бронислав Коморовский заявил, что принятие закона может негативно сказаться на польско-украинских отношениях. Тогда украинское руководство оправдывалось тем, что принятый закон носит не антипольский характер, а антисоветский, то есть антироссийский. Этот закон, кстати, был внесен в Раду народным депутатом Украины Юрием Шухевичем, сыном главнокомандующего УПА Романа Шухевича. Антироссийская мотивация принятия Украиной ряда законов, в корне меняющих идеологию и природу украинского государства, не совсем устроили Польшу. Варшава не готова закрыть глаза и забыть те преступления, которые совершали «новые украинские герои» против польского населения», — пояснил эксперт.
С другой стороны, заметил Лапшин, Польша весьма выборочно выступает с критикой принятия подобных законов, ведь идет осуждение лишь в той части, которая затрагивает интересы Польши. Но мы не видим никакого осуждения всего прогитлеровского вектора развития государственной идеологии в украинском государстве под видом украинского национализма. Нет осуждения искажения истории, критики попыток пересмотра итогов Второй мировой войны. А ведь принятый вышеуказанный закон «О правовом статусе бойцов ОУН-УПА» носит именно такой характер.
«Как бы ни проходил в дальнейшем польско-украинский исторический диалог, на какие бы компромиссы ни пошла Польша, чтобы обосновать право вхождения Украины в большую европейскую семью, ничего из этого не отрицает того факта, что Украина вслед за странами Прибалтики выбрала своей государственной идеологией русофобию, которая проявляется в отрицании роли советского государства в победе во Второй мировой войне, а также в героизации тех сил, которые воевали на стороне гитлеровской Германии. Если Польша и вся Европа пойдут на такие компромиссы, то совершат большую ошибку, допустив украинский национализм, совершивший множество преступлений уже и новое время, в ряд нормальных для демократической Европы идеологий. Украинский национализм должен быть признан частью неонацистской идеологии, основанной на прославлении преступлений гитлеровской Германии, основанным на ненависти к соседним государствам и народам. Украинский национализм должен оставаться в статусе маргинальной идеологии узкой группы украинских радикалов. Не может идти и речи о предоставлении Украине статуса демократического государства, пока государственная идеология в ней построена на русофобском, антипольском, человеконенавистническом украинском национализме», — резюмировал политолог.
Илья Муромский