В стране усугубляется энергетический кризис. На складах украинских теплогенерирующих предприятий рекордно низкий объем запасов угля - всего около 961 тыс. тонн. Это значит, что угля у нас сейчас две трети от необходимого количества. Правительство вынуждено впервые за последние четыре года расконсервировать газо-мазутные блоки на ТЭС и распорядиться о создании мазутного резерва, а также увеличить план по закачке природного газа до 17 млрд кубометров. ГК ДТЭК при наличии собственных шахт, придется также импортировать уголь, а чиновники намерены вернуться к вопросу о введении моратория на взыскание долгов с теплоэнергетических предприятий. Но даже при этом зимой украинской энергетике придется несладко - НАК "Нафтогаз-Украины" не успеет запастись газом в таком объеме, а использование дорого мазута может привести к росту тарифов на электроэнергию, уверены эксперты.
Правительство исходит из того, что необходимо довести уровень отгрузки энергетического угля до 97 тыс. тонн в сутки, а также обеспечить необходимое количество железнодорожных вагонов для вывоза угля-антрацита с неподконтрольной территории. "Железная дорога будет работать, вроде договорились "с той стороной" (непризнанными формированиями ДНР и ЛНР, которые блокируют поставки угля на подконтрольную Украине территорию, - ред.)", - сообщил РБК-Украина высокопоставленный источник в Кабмине, знакомый с ситуацией, однако назвать конкретные условия договоренности отказался.
Импортировать уголь для ТЭС планирует не только государство. О том, что энергохолдинг ДТЭК ведет переговоры о поставках угля из других стран, в августе заявлял генеральный директор компании Максим Тимченко. Вчера и.о "Укрэнерго" Всеволод Ковальчук рассказал журналистам, что ДТЭК планирует ввезти в Украину 120 тыс. тонн энергетического угля: "Вчера (7 сентября, - ред.) было совещание в Кабмине, посвященное подготовке к зиме. ДТЭК заявил, что они уже заказали около 70 тыс. тонн угля марки "Г" из Польши и 50 тыс. тонн марки "А" из ЮАР".Напомним, шахты, добывающие уголь-антрацит, принадлежат холдингу ДТЭК и находятся на временно неподконтрольной Украине территории: "Шахта «Комсомолец Донбасса" (марка А/Т), "Свердловантрацит" и "Ровенькиантрацит" (марка А). Максим Тимченко ранее заявлял, что до конца года компания планирует вывезти 3 млн тонн угля из зоны АТО. Важно понимать, что если еще в августе ДТЭК покрывало потребности в угле на своих ТЭС за счет собственного ресурса, поставляя 58 тыс. тонн в сутки, то сегодня компания вынуждена подстраховывать свои запасы на складах за счет импорта.
В ДТЭК информацию об импорте подтверждают, но называют несколько другие цифры. "Мы планируем импортировать уголь из ЮАР и Польши. Первые объемы газовой марки угля, 50 тыс. тонн, поступят на наши ТЭС уже в ближайшие две недели, 70 тыс. тонн антрацита из ЮАР мы ожидаем в конце октября-начале ноября. Уже несколько месяцев наши теплоэлектростанции работают с повышенной нагрузкой. Это влечет за собой увеличение объемов сжигания угля. Поэтому, чтобы подстраховать запасы на складах ТЭС, компания приняла решение дополнительно импортировать уголь. При этом нашим приоритетом остается уголь собственной добычи", - рассказал директор по коммерческой деятельности ДТЭК Энерго Виталий Бутенко. При этом он уточнил, что зимой стране понадобиться на 1,3 млн тонн угля больше, чем в прошлом году.
"Мы сейчас только сжигаем все, что еще осталось после высоких летних нагрузок, и все, что завозим. А атомные энергоблоки все еще на ремонте, и раньше октября в эксплуатацию они не войдут. Ситуация еще не критическая, но сложная", - рассказал РБК-Украина источник в Кабмине на правах анонимности.В Кабмине критичность ситуации осознают, поэтому решили внести изменения в план подготовки к отопительному сезону. Ставку в правительстве делают на другие виды топлива. В частности, согласно распоряжению Кабмина №638-р от 31 августа, НАК "Нафтогаз-Украины" должен до 1 ноября закачать в подземные газохранилища 17 млрд кубометров."Конечно, сейчас мы уже не успеем закачать 17 млрд кубометров. Но совершенно непонятно, зачем наращивать сейчас такой объем газа и тратить на это средства. Ведь увеличить объем закачки за счет российского газа мы не можем – для этого необходимо подписать допсоглашение с "Газпромом". Разумеется, что это невозможно сделать сейчас и ухудшит наше положение в Стокгольмском арбитраже. А европейские поставки проходят стабильно. Видимо, Минэнерго за счет нас закрывает свои недоработки по накоплению запасов угля", - рассказал РБК-Украина источник в НАК "Нафтогаз-Украины" на условиях анонимности.Напомним, ранее глава НАКа Андрей Коболев заявлял, что российский "Газпром" "по-прежнему не хочет подписывать дополнительное соглашение к контракту купли-продажи газа, без которого "Нафтогаз" отказывается покупать российский газ" в третьем квартале. ""Газпром" говорит - не надо никаких допсоглашений, если, мол, вы хотите возобновить покупку нашего газа, то внесите предоплату и все. Но есть высокий риск того, что, внеся предоплату, "Газпром" скажет, что это - в счет уплаты долга, который мы оспариваем в суде в Стокгольме", - объяснил собеседник издания в НАКе.
Помимо увеличения запасов газа в правительстве рассматривают возможность вернуться к вопросу введения моратория на взыскание долгов с теплоснабжающих предприятий за природный газ. На начало августа, по данным "Нафтогаз-Украины", задолженность теплогенерирующих компаний перед газовым монополистом более 20 млрд гривен.
Перспективы остаться в отопительный сезон без необходимого количества угля и с незаполненными ПХГ заставляют правительство искать все возможные выходы. Правительство пошло на то, что было принято распоряжение №638-р, которым предусмотрено создание на ТЭС мазутного резерва в этом году.Альтернативу углю и газу в мазуте правительство ищет не впервые. Еще в кризисный для энергетики 2009 год правительство Юлии Тимошенко анонсировало частичный переход страны с газа на мазут и внесение этого вида топлива в перечень "критического импорта". В сентябре 2014 года к этой идее вернулся тогдашний вице-премьер-министр регионального развития Владимир Гройсман. "По газу принято решение наращивать объемы замещения определенной доли дефицита газа мазутом. Мы рассчитываем заместить мазутом примерно 3 млрд кубометров газа", - заявлял он тогда.Однако, законсервированные в 2012 году газо-мазутные блоки украинских теплогенерирующих предприятий чиновники решили "разморозить" в июне 2016 года, прежде всего, на Трипольской и Запорожской ТЭС.
"Если говорить о создании резерва, то необходимо не меньше 450-600 тыс. тонн мазута, а 133 тыс. тонн – это крайне мало. Важно понимать, что мазут – резервное топливо. В холодное время года, он густеет, его нужно где-то хранить, и, несмотря на его теплотворность – 680 кг мазута приравнивается к 1 тонне угля – пользоваться им более 2-3 дней дорого. Стоимость этого топлива практически приравнивается к газу, а уголь – дешевле", - заверил РБК-Украина директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.Важно понимать, что увеличение доли газа и мазута при генерации электроэнергии неминуемо отразится на тарифе для конечного потребителя. Ведь нацрегулятор - НКРЭКУ - будет вынужден учесть в стоимости электроэнергии потребленное предприятиями топливо. "Себестоимость электроэнергии на газе 2,7 гривен за киловатт. Кто будет платить такую цену?", - говорит Харченко.