Вспомним начало))
новая дискуссия
Дискуссия
126
"Резкое сокращение образования на русском языке — одна из причин протестов на Украине
В понедельник Донецкая и Луганская области объявили о своей независимости по итогам прошедшего в воскресенье референдума. Протесты на востоке страны начались после свержения президента Виктора Януковича. После победы «Евромайдана» Рада одним из первых приняла закон об отмене региональных языков.
Линия раскола
Специфика языковой ситуации на Украине заключается в том, что значительной части ее граждан, в том числе и «титульной» украинской национальности, по ряду причин сложно воспринимать русский язык как чужой — иностранный и негосударственный.
Для значительной доли населения именно русский родной язык, 30% граждан так ответили во время подробной переписи населения в 2001 году.
Протесты «Евромайдана» шли под лозунгами на украинском языке, «Антимайдан» только на русском. Если и говорить о расколе Украины, то именно по языковому барьеру, но и тут все сложнее. Скорее, раскол прошел по линии тех, кто готов и хочет считать русский язык иностранным, и тех, кто этого не желает. Отношение к языку стало своего рода маркером, делящим страну на условный «Запад» и условный «Восток». В истории Украины уже было нечто подобное, когда принадлежность к религии определяла ориентацию на Москву или Польшу.
Для условного «Запада», с главенствующим тезисом «Украина не Россия», именно отношение к русскому языку как к иностранному стало одним из инструментов построения и укрепления независимого государства. Естественно, что такое отношение в итоге вызвало протест и сопротивление условного «Востока», который не желает именно этого — признавать русский иностранным языком.
Чаще всего с языковой проблемой сталкиваются в системе образования. В сфере занятости, культуры, СМИ ситуация выражена не так ярко — здесь, на Украине, господствует реальный плюрализм. Общение с государственными органами, где обязательно необходим именно украинский язык, в жизни большинства людей происходит достаточно редко. Поэтому наиболее частым и неизбежным местом такого столкновения остается область образования. Неслучайно основные протесты «русской весны» сосредоточены в тех регионах Украины, где не только наиболее высок процент населения, считающего русский язык родным, но и где за последние десять лет прошла наиболее резкая «украинизация» образования.
Донбасс и Вакарчук-старший
В 1987 году в УССР за пределами Крыма был только один областной центр, где школ с преподаванием на украинском языке не было вообще, — Донецк. В сельских районах области количество школ с преподаванием на русском и украинском было примерно равным.
Первые 10 лет независимости ситуация с языками образования в регионе менялась очень медленно. В 2001 году в Донецкой области русских школ насчитывалось 41,6% от их общего числа.
Согласно результатам переписи того года, украинцы составляют 57% населения области, русские — 38%. Но при этом свыше 40% украинцев Донецкой области родным языком считали именно русский. Подавляющее большинство населения области было русскоязычным, и ситуация с языками образования в целом этому соответствовала.
Резкое изменение ситуации с языками в школах области начинается после 2004 года. После первого «майдана» несостоявшегося президента Януковича на посту главы Украины сменил Виктор Ющенко. Вот тогда и началась украинизация школ Донбасса.
Формально законодательство Украины оставалось неизменным — родители вправе самостоятельно выбирать для своих детей школы с русским или украинским языком преподавания. Но вот перевод школ с одного языка на другой, подготовка преподавателей на соответствующем языке и прочие тонкости — это уже прерогатива соответствующих госорганов по управлению образованием, замыкающихся в итоге на министерство образования и науки в Киеве.
Большую часть президентства Ющенко министром образования был Иван Вакарчук, отец лидера популярной рок-группы «Океан Эльзы» Святослава Вакарчука, активного сторонника обоих «майданов». Иван Вакарчук единственный из украинских министров образования, кто учился и начинал свою карьеру во Львове, активный участник региональной политики Западной Украины.
Именно в годы президентства Ющенко министр Вакарчук запустил процесс ускоренной украинизации школ в русскоязычных регионах Украины. Если в 2004 году в Донецкой области только 26,6% школьников училось в школах с преподаванием на украинском языке, то в 2012 году таковых стало уже 48,4%, почти в два раза больше. За десять лет, с 2001 по 2011 год, в Донецкой области количество русских школ сократилось с 518 до 176, процесс сокращения ускорился именно после 2004 года.
В Донецке, где в начале 90-х годов все ученики средних школ учились только на русском языке, к 2012 году украинских школ стало уже 18, еще 63 школы перешли на обучение на двух языках, 70 остались на русском. Сейчас треть школьников города, разговаривающего исключительно на русском языке, обучается на украинском.
В примыкающей к Донецку шахтерской Макеевке сразу после распада СССР не было ни одной украинской школы. Теперь их 68 из всех 72 городских школ.
Аналогичные процессы прошли и в сфере высшего образования. Еще в 2000 году в Донецкой области 75,7% студентов вузов обучалось на русском языке. А по статистике 2013 года их осталось только 37%.
Украинизация Харькова и Луганска
Аналогичные процессы в сфере образования прошли и в других областях Украины, соседних с Донецкой.
В 1987 году в Харькове было 156 русских школ, 2 украинских и 3 смешанных. В 2006 году в городе русскоязычных школ осталось уже только 47. В период с 1996 по 2006 год количество русских школ в Харьковской области сократилось с 204 до 137, а количество учащихся, которые обучаются на русском языке, за этот период сократилось с 218 тысяч до 80 тысяч, в три раза.
В Луганской области по переписи 2001 года русский язык был родным для 68,8% населения. Но именно в этом году решением из Киева в Луганском педагогическом институте преподавание было переведено на украинский язык, а русский язык стал изучаться как иностранный.
Если в 2005 году на украинском языке получали образование 29,5% учеников школ Луганской области, то в 2009 году их было уже 48,5%. То есть половина школьников Луганщины учатся на украинском, притом что две трети области считают родным русский язык. Резкий рост преподавания и числа школ на украинском в области проходит всего за нескольких лет.
В период распада СССР, осенью 1991 года именно неопределенность с будущим русского языка побуждала политических активистов Донбасса и всего юго-востока Украины не раз высказываться о возможном отделении и выходе из «самостийной» Украины. Тогда ситуацию успокоила срочно принятая Верховным советом в Киеве «Декларация прав национальностей Украины» от 1 ноября 1991 года. В статье 3 этой декларации провозглашалось, что «Украинское государство гарантирует всем народам и национальным группам право свободного использования родных языков во всех сферах общественной жизни, включая образование».
Формально официальный Киев эти свои гарантии не нарушал. Но реальная политика властей Украины в области образования (особенно процессы, запущенные после первого «майдана», в годы президентства Ющенко) способствовала резкому сокращению употребления русского языка.
В итоге такая политика и стала одной из причин выступлений на юго-востоке страны — победа второго «майдана» обеспокоила Донбасс не столько боевиками в балаклавах с автоматами, сколько перспективами нового витка навязчивой украинизации."