Начиная с 1 января украинская редакция «Евроньюс» прекратит свое существование. Не желая выезжать из Франции, украинские журналисты попробовали перейти на работу в российскую редакцию, но в этом им было отказано. Теперь журналисты бастуют со словами «мы все родились в одной стране – СССР». Пожалуй, это самый главный итог «евроинтеграции».Телеканал «Евроньюс» существует уже более 20 лет, но ведет достаточно взвешенную информационную политику и редко становится фигурантом скандалов, регулярно сотрясающих мировые СМИ. Поэтому забастовка украинской редакции «Евроньюс» (к которой присоединились арабская и иранская) стала действительно заметным событием на медиарынке.
Созданный как объединение информационных телересурсов европейских стран (включая Россию и Турцию), в настоящее время «Евроньюс» является частным каналом. Его основной владелец – египтянин Нагиб Савирис, который в феврале 2015 года приобрел контрольный пакет акций (53%) у европейских телекомпаний. Российская ВГТРК свой семипроцентный пакет сохранила. При этом, по словам источника газеты ВЗГЛЯД, за счет продажи рекламы российская версия является одной из самых прибыльных.
В своих первых интервью после приобретения акций Савирис
подтвердил, что намерен сохранить информационную политику «Евроньюс»: «Информационный канал должен быть открытой площадкой для любых взглядов. В этой сфере добиться успеха можно, лишь представляя позиции обеих сторон. Однобокое освещение событий и блокирование отдельных точек зрения ведет к потере репутации и доверия аудитории. «Евроньюс» же известен как абсолютно нейтральный канал, и так будет всегда. Мы будем всеми силами защищать наш контент и никому не позволим вмешиваться».
В рамках телеканала исторически существует несколько языковых редакций, работу которых оплачивает соответствующая страна (правда, итальянская работает при поддержке и Италии, и Швейцарии, а Британия не тратится на работу англоязычной редакции, так как английский – язык межнационального общения). Видеоряд у всех одинаковый, но тексты каждая редакция пишет сама, переводы не практикуются.
Украинская редакция появилась в 2011 году, когда «пророссийский» президент Виктор Янукович и «прокремлевский» премьер Николай Азаров вели Украину по пути евроинтеграции. С главным офисом был заключен договор до 2017 года, согласно которому Киев обязан платить «Евроньюс» 5 миллионов евро за лицензию, а также транслировать новости международного телеканала на «Первом национальном». Как отмечает издание «
Украина.ру», «регионалам» надо было постоянно доказывать свою приверженность европейскому курсу».
Как Украина относится к своим долгам, Россия знает лучше прочих: получить от Киева деньги за газ или даже добиться возврата кредита всегда было непросто. С той же проблемой столкнулся «Евроньюс». После победы евромайдана доказывать кому-то «приверженность европейскому курсу» больше не требовалось, поэтому платить Киев перестал. Однако украинская редакция сохранилась и продолжила работу – за деньги, которые платят «Евроньюс» другие страны, включая Россию.
В марте 2015 года национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины отозвал лицензию у версии телеканала на украинском языке. На работе украинской редакции «Евроньюс» это тоже не сказалось.
В мае 2016 года Апелляционный суд Киева обязал НТКУ выплатить в пользу «Евроньюс» 10 с половиной миллионов евро (точнее – 10 591 224,48) лицензионных платежей за период февраль 2013 – февраль 2015. Как отмечает издание «
Общественное вещание», эта сумма соответствует двум годовым бюджетам НТКУ или половине текущего годового бюджета всей системы государственного телерадиовещания на Украине. Информации о том, что платеж был осуществлен, разумеется, нет до сих пор.
Тогда же, в мае, Inter Media Group, принадлежащая олигарху Дмитрию Фирташу, заключила контракт с «Евроньюс», но вскоре отказалась от его выполнения. На фоне всей этой катавасии украинские журналисты «Евроньюс» продолжали работать. Фактически для самих себя. По словам главы Нацсовета по вопросам телевидения Юрия Артеменко, редакция «ориентируется на свои ценности». В современной Украине это
граничит с преступлением.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что руководство «Евроньюс» приняло решение с января прекратить работу украинской редакции – раз уж за нее никто не платит, а канал никто не смотрит. Возвращаться на родину привыкшие к благополучной жизни в Лионе украинские журналисты не пожелали и решили привлечь внимание к своей ситуации, устроив забастовку.
К украинцам присоединились работники арабской и иранской редакций. Арабские страны и Иран тоже не платят за работу своих редакций, но по другой причине – эти редакции для них не свои, они появились по инициативе Еврокомиссии. Перечисляемый чиновниками ЕС транш, видимо, не покрывает все расходов, а оплачивать заведомо убыточное вещание из собственного кармана Савирис не обязан даже с учетом того, что арабский – его родной язык.
Поскольку сами по себе проблемы украинской редакции вряд ли кого-либо заинтересуют, было решено прибегнуть к проверенной технологии – обвинениям в адрес России. Киевский портал «Главком» публикует интервью «анонимной сотрудницы» (хотя мало сомнений, что в реальности это говорит глава украинской службы «Евроньюс» Фидель Павленко). Заголовок гласит:
«Говорит и показывает Москва. Как уничтожают европейскую службу «Евроньюс». Как это часто бывает в пропаганде, заголовок имеет весьма отдаленное отношение к содержанию материала. Аноним вынужден признать, что «в большинстве случаев освещение событий русской службой является объективным» и никакого «давления из Москвы» не существует.
Но выясняется интересная вещь. Оказывается, увольняемые работники украинской службы претендовали на вакансии в русскоязычной редакции, но во французской кадровой службе им отказали, сказав – «вы украинцы, они россияне». Что возмущает украинских журналистов сильнее всего: «Мы все родились в одной стране, Советском Союзе, соответственно, этот аргумент не выдерживает никакой критики».
То есть, когда не надо – «долой СССР, долой проклятых оккупантов, никогда мы не будем братьями». А когда надо – «мы все родились в одной стране, какая разница, украинец или русский».
Понятно, что выступления украинцев (равно как и арабов с иранцами) рассчитаны не на главного акционера Савириса и не на менеджмент телекомпании. Задача последних – сделать качественный и востребованный телезрителями продукт, а наличие украинской редакции этому не способствует. Украина денег тем более не даст – ей бы
на «Евровидение» наскрести (хотя, как отметила представитель российского МИДа Мария Захарова, если бы украинские олигархи скинулись, никаких проблем с финансированием шоу не было бы). Получается, что главным и единственным адресатом попрошайничества является Еврокомиссия. Из этого органа ритуальные
заявления о необходимости противодействовать «российской пропаганде» исходят регулярно.
Но проблема в том, что Еврокомиссия вряд ли захочет давать деньги телеканалу, чей контент она не в состоянии контролировать. 53% акций египтянина Савириса оказались более надежным гарантом независимости «Евроньюс», чем совместное владение акциями европейскими вещателями, на которых Еврокомиссия все-таки может повлиять.
Украинцам в этих раскладах места не остается.
Текст: Антон Крылов