Цитата: Гималаев Илья от 13.01.2017 15:23:29Начинаем потихонечку морально себя подготавливать ещё к одним тратам. Из федерального бюджета конечно же.
11 января в Нижнем Новгороде состоялся круглый стол, на котором обсуждалась возможность восстановления на территории Нижегородского кремля храмов, уничтоженных после революции 1917 года.
http://nne.ru/news/v-nizhnem-novgorode-proshel-kruglyj-stol-o-vozmozhnosti-vosstanovleniya-razrushennyh-hramov-nizhegorodskogo-kremlya/
Пять церквей: Спасо-Преображенский кафедральный собор, Военный Успенский собор, церковь в честь преподобного Симеона Столпника, Михаило-Архангельский собор и домовая церковь в честь Николая Чудотворца в Манеже. До наших дней сохранился только собор в честь Архистратига Михаила.
В 2021 году будет отмечаться 800-летие святого благоверного великого князя Александра Невского, почившего о Бозе у нас на нижегородской земле, в Феодоровском монастыре Городца, а также 800-летие Нижнего Новгорода.
Это значимые для всей России события.
И хотелось бы чтобы к этому времени Нижегородский кремль стал бы и духовным центром, каким он до революции и являлся, т.е. все церкви на территории Кремля восстановить.
НО
Вопрос о воссоздании Спасо-Преображенского кафедрального собора и Успенского собора осложняется тем, что на их месте сейчас находится знаменитый Дом Советов, являющийся памятником архитектуры федерального значения.
Так вот на круглом столе предложено эту масштабную затею с воссозданием всех храмов вынести на широкое общественное обсуждение.
Что я и делаю.
***
От себя: ну то что восстанавливать надо это бесспорно, то что деньги нужны из фед. бюджета тоже.
НО
На каком месте восстановить снесенные храмы, если на их историческом месте находится Дом Советов?
Может поступить по большевистски, даже не взрывать, а под видом переноса поддомкратить и в Почаинский овраг скинуть?
Ну типа, ой блин не получилось.
Или все таки Дом Советов не трогать и по цивилизованному на другом месте, но в периметре Кремля возродить церкви?
СПРАВКА
До революции на территории Нижегородского кремля находились пять церквей: Спасо-Преображенский кафедральный собор, Военный Успенский собор, церковь в честь преподобного Симеона Столпника, Михаило-Архангельский собор и домовая церковь в честь Николая Чудотворца в Манеже. До наших дней сохранился только собор в честь Архистратига Михаила.
Все храмы Нижегородского кремля являлись уникальными памятниками архитектуры и центрами духовности, а также символами единения русского народа в борьбе с захватчиками.
Главной кремлевской святыней был Спасо-Преображенский собор, где покоились останки Кузьмы Минина и хранились хоругви и знамена Нижегородского ополчения 1612 года.
Спасо-Преображенский кафедральный собор – почти ровесник Нижнего Новгорода. Основав город, великий князь Владимирский Георгий Всеволодович построил и церковь Спаса в кремле. Она была освящена в 1227 году в честь Преображения Господня. Но собор перестраивался заново четыре раза.
Когда в 1350 году Нижний Новгород стал столицей нового самостоятельного княжества, первый великий князь Константин Васильевич заложил соборный храм, также Преображенский. Он был торжественно освящен в 1352 году. В новой церкви великий князь поставил привезенный им из Суздаля древний образ Спаса Нерукотворного, написанный в Греции. В 1377 году татаро-монголы под предводительством царевича Арапши, разбив нижегородское войско на реке Пьяне, захватили Нижний Новгород. Однако известие, что татары разграбили собор и сожгли иконы и золоченые двери, относится к 1378 году. Был спасен только образ Спаса Нерукотворного.
В 1380-х годах великий князь Нижегородский Дмитрий Константинович возродил храм. К началу XVII века он, однако, сильно обветшал. В это время царь Михаил Федорович Романов и его отец, патриарх Филарет, в благодарность нижегородцам за спасение Отечества в 1612 году предоставили «государеву казну» на строительство нового кафедрального собора. Работы начали в 1632 году недалеко от прежнего, еще не до конца разобранного храма. Руководил строительством зодчий Лаврентий Возоулин. Построен и освящен собор был через 20 лет, в 1652 году, уже при царе Алексее Михайловиче. С 1672 года, со времени открытия в Нижнем Новгороде самостоятельной архиерейской (митрополичьей) кафедры, Спасо-Преображенский собор становится кафедральным.
Но прошло всего лишь чуть больше 50 лет со дня сооружения нового здания, как оно начало приходить в аварийное состояние, и в 1816 году богослужения здесь были прекращены. В 1829 году по велению императора Николая I собор был разобран, а над гробами похороненных в нем нижегородских князей и архипастырей были устроены навесы. В 1830 году, в день Сошествия Святого Духа, был заложен новый собор. Чин закладки совершил епископ Афанасий (Протопопов). Собор был построен к осени 1834 года и освящен 17 сентября уже епископом Амвросием (Моревым). Третий собор стоял точно на месте второго, построенного великим князем Константином Васильевичем.
По плану архитектора Авраама Мельникова, в его основании был удлиненный четырехугольник, длиной по 20, шириной по 13 саженей, высота здания до крыши — 10 саженей, до крестов – 22 сажени и 1 аршин. Церковь была пятиглавой (средняя — большая, четыре – поменьше). Первоначально, при освящении собора в 1834 году, в нем был только один престол – в честь Преображения Господня. Это был средний, главный алтарь. Образ Спаса Нерукотворного, в серебряной позлащенной ризе, устроенной купцом Акифьевым, хранился у первой от алтаря правой колонны в украшенном резьбой и золотом киоте. Около левой колонны алтаря в киоте хранилась чудотворная икона «Всех скорбящих Радость». На левой стороне от главного алтаря усердием нижегородского купца Мичурина был устроен алтарь в честь великого князя Георгия Всеволодовича, освященный 3 февраля 1863 года. На правой стороне собора находился памятник над местом погребения последнего Католикоса Грузинского Антония II. У северной стороны собора в 70-х годах XIX века над могилой Кузьмы Минина была возведена часовня. Гробница Минина находилась в нижнем, усыпальническом храме, как и могила Католикоса Грузинского Антония II, и могилы великих князей (по правой стороне) и архипастырей нижегородских (по левой стороне). В 1850-х в усыпальнице были устроены алтари: средний — в честь иконы Божией Матери «Казанская» (сопутствовавший Нижегородскому ополчению 1612 года), правый – в честь святого великомученика Димитрия Солунского (в память о князе Дмитрии Пожарском), левый – святым бессребреникам Козьме и Дамиану (в память гражданина Кузьмы Минина).
К западу от собора стояла колокольня в виде восьмигранного столпа с восьмигранной шатровой крышей. В этой колокольне издревле были две церкви – во имя святого мученика Феодора Стратилата и святого Иоанна Воина. Они сгорели во время большого пожара 1715 года, из одной из них была спасена чудотворная икона Филиппа, митрополита Московского. В 1817 году была возобновлена церковь в честь святого мученика Феодора Стратилата. В 1841-м она была упразднена, а помещение обращено в ризницу. В 1850-х к колокольне пристроили келью, где в 1855 году жил епископ Иеремия. Потом там размещалась соборная библиотека.
После революции кафедральный собор пострадал первым. 2 августа 1918 года состоялось очередное епархиальное собрание духовенства и мирян, на котором прозвучал призыв: «…облечемся во все оружия Божия». ГубЧК арестовала председательствующих на собрании епископа Лаврентия (Князева) и протоиерея кафедрального собора Алексия Порфирьева. Владыка и отец Алексий вскоре были расстреляны. Собор закрыли и отдали в ведение Нижгубмузея. 4 августа 1924 года президиум Нижгубисполкома предоставил собор в пользование губернскому архивному бюро под центральное хранилище.
В ноябре 1924 года Нижгубисполком начал разбирать колокольню при соборе. Губмузей просил сохранить архитектурный памятник, но губисполком успокоил: разборка только «для устранения опасных мест». Но к 1929 году разобрали совсем. В том же году Спасо-Преображенский собор взорвали. При участии сотрудников Нижгубмузея 22–27 февраля были вскрыты гробницы нижегородских князей, останки предоставлены музею. После взрыва собора, уже при подготовке фундамента под Дом Советов, вскрыли и гробницу Кузьмы Минина. Останки, обнаруженные в ней, были переданы в музей. В 1962 году, к 350-летию событий 1612 года, они были перезахоронены в Михаило-Архангельском соборе кремля.
Церковь во имя Успения Божией Матери, которую называли военным собором, была построена в 1827 году в честь победы русского оружия в войне 1812 года. Инициатива строительства принадлежала нижегородской помещице Марье Александровне Мертваго, которая таким образом желала увековечить и память своего мужа — участника войны. Со своим предложением она обратилась к императору Александру I. Государь горячо одобрил начинание, лично курировал проектирование и начальный этап строительства. Архитектором храма стал член Строительного комитета, профессор Академии художеств Авраам Мельников. В храме было три престола: главный – в честь Успения Божией Матери, южный – в честь преподобного Симеона Столпника и северный – в честь Марии Магдалины.
Церковь выполняла функции гарнизонного храма. Сюда приходили на богослужения солдаты и офицеры нижегородского гарнизона, здесь проходили торжественные мероприятия, связанные с военными государственными праздниками. Успенский собор был, кроме прочего, приписан к Военной графа Аракчеева гимназии, которую перевели в Нижний Новгород в 1867 году из Новгородской губернии, где она существовала в статусе кадетского корпуса. В Успенском соборе в качестве реликвий хранились два знамени, пожалованные кадетам ранее. В 1929 году храм был снесен.
Страстной иконы Божией Матери (Симеоновская) единоверческая церковь находилась в кремле, на правой стороне Ивановского съезда. Когда-то на этом месте стоял мужской Симеоновский монастырь. Он упоминается в Сотной грамоте 1621–1622 годов. В монастыре была церковь в честь преподобного Симеона Столпника с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1715 году во время большого пожара обитель и церковь в ней сгорели.
В 1743 году на этом месте был построен каменный храм. С 1769 года Симеоновская приходская церковь стала храмом Нижегородского гарнизонного батальона. В 1821 году в ней был устроен придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. С 1826 по 1836 годы церковь находилась в военном ведомстве, а потом, по велению императора Николая I, храм перешел к единоверцам. Престолов было три: главный – в честь Страстной иконы Божией Матери, а придельные в память о древнем монастырском храме были посвящены Введению во храм Пресвятой Богородицы и преподобному Симеону Столпнику. Главной святыней церкви была точная копия древней иконы Божией Матери «Страстная», проявившей себя чудотворениями в селе Палец Нижегородского уезда. Копия Палецкой иконы тоже почиталась чудотворной. Она пребывала по очереди (по 2-3 месяца) в Преображенском кафедральном соборе, Симеоновской церкви и Успенском храме кремля.
После революции, к январю 1924 года, церковь значится среди закрытых, и община названа ликвидированной. По циркуляру ВЦИКа от 7 января 1924 года «предметы культа художественно-исторической ценности» из закрытой церкви были переданы в ведение губернского музея. Саму церковь отделу по делам музеев Главнауки Наркомпроса с учета предложили снять как «не представляющую интереса с архитектурной стороны». К 1 июня 1928 года Симеоновская церковь была разобрана.
Домовая церковь в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца находилась в Манеже. Здание построено в 1841 году по проекту, разработанному в военном ведомстве. С постройкой Манежа завершилось формирование архитектурного ансамбля юго-западной части кремля. В 1860-е годы здание было передано нижегородской военной гимназии, затем переименованной в Аракчеевский кадетский корпус.
В 1885 году к середине восточного фасада Манежа была пристроена домовая Никольская церковь с двумя колокольнями. Проект был выполнен архитектором Шапошниковым. В 1901-1904 годах в Манеже по инициативе писателя Максима Горького устраивались знаменитые новогодние елки для «самых обездоленных» детей.
В 1929 году здание было переоборудовано под трамвайное депо, к восточному фасаду пристроили двухэтажный корпус. В 1969 году здесь разместили гараж для администрации и склады. В настоящее время здание частично используется в складских целях.
В Греции есть прекрасный монастырский комплекс Метеоры - монастыри, построенные монахами, своими силами и за свой счет в давние времена. Сейчас в некоторых монастырях остались один-два человека: нет потока желающих посвятить свою жизнь служению. Монастыри действующие, монахи являются по совместительству и музейными работниками в своих монастырях. В Италии - есть пустые монастыри, которые выставлены на продажу. В Англии так же исторические памятники-монастыри продаются частным лицам с условием сохранения внешнего фасада.
А нашим всё неймется, всё строят и строят. Для кого?
Построить религиозное сооружение - не проблема, основная проблема в обученных, квалифицированных кадрах. Можно открывать православные школы - но нужны православные педагоги, можно открывать храмы - но... "где на все попов найти?" (почти цитата). Неограниченное разрастание организации приводит к её дроблению и вырождению. Ведь был же кризис Церкви в начале 20-го века, а нынешние действия свидетельствуют о том, что правильные выводы не сделаны - списали все свои беды на "комуняк".
ВЛКСМ и пионерскую организацию погубила та же самая массовость и всеобщность. История ничему не учит...