Ядерная и углеводородная энергетики
3,963,369 11,832
 

  ДядяВася ( Слушатель )
20 янв 2017 17:03:51

Вячеслав Першуков: Росатом в 2016 году целиком выполнил планы по инновациям

новая дискуссия Дискуссия  550

В догонку по теме - Ссылка.

Цитата: ЦитатаПо быстрой тематике Росатом выполняет несколько проектов, например проект "Прорыв" в Томской области. Недавно сообщалось, что сроки некоторых работ по нему откладываются. Что вы скажете об этой ситуации?

Идет развитие новых технологий, формируются проектные решения. Но это должны быть конкурентоспособные технологии — в этом чисто экономический смысл. Мы в 2016 году закончили первичные работы по проекту реактора со свинцовым жидкометаллическим теплоносителем БРЕСТ-ОД-300, входящего в состав опытно-демонстрационного энергетического комплекса, который планируется построить в рамках "Прорыва".


Речь идет о том, что полностью сформирована проектная документация для того, чтобы начать строительство реактора. Мы прошли главгосэкспертизу. Мы получили ориентировочную проектную стоимость для объектов реактора БРЕСТ. В результате мы увидели, что некоторые технические решения нуждаются в корректировке. И в прошлом году нам удалось изменить некоторые технические решения, которые позволили снизить стоимость капитальных вложений на пять миллиардов рублей. Поэтому первое, что надо было сделать, привести проектно-сметную документацию в соответствие с новыми техническими решениями.

Второй вопрос — технические решения по реакторной установке требуют принципиально новых узлов, таких как главный циркуляционный насос (ГЦН), парогенератор и корпус реактора. Это непростые задачи. Многие эти задачи — с помощью расчетов, испытаний на лабораторных стендах — мы понимаем, как можем решить. Но необходимо иметь реальные образцы. Поэтому мы считаем, что надо сделать первый образец главного циркуляционного насоса, прежде чем заказывать у промышленности производство четырех ГЦНов.

Мы должны до конца провести сборку первого парогенератора и проверить его на стендах. И необходимо завершить работы по железобетонному корпусу реактора. Это работы НИОКРовские, но их результаты нам нужны для промышленного строительства реактора БРЕСТ. Эти НИОКРы как были, так и остаются, более того, мы увеличиваем их количество. Но их надо завершить, прежде чем заказывать производство оборудования, на это нужно время. Иначе может получиться, что мы начнем строить реакторную установку, но придется изменить что-то в ее конструкции. Поэтому было принято решение притормозить начало строительство реактора, чтобы завершить опережающие НИОКРы по ключевым узлам реакторной установки, которые в том числе определяют сроки строительно-монтажных работ. Это и произошло. Поэтому мы в 2016 году не давали задания на старт строительства.

Еще один серьезный момент. В рамках ФЦП "Ядерные энерготехнологии" мы должны закончить те стройки, которые мы начали, с использованием бюджетного финансирования, обеспечив в первую очередь выполнение объектов высокой степени готовности, а не создавать долгострои.
Сейчас мы начали процесс включения БРЕСТа в баланс мощностей, чтобы эту мощность можно было выдавать в сеть. И это определяется чисто коммерческими значениями по стоимости электроэнергии в конкретном регионе.

—  А есть ли понимание, в какие сроки надо завершить НИОКРы?

— Мы начинаем трехлетнюю программу, начиная с этого года. Но это не значит, что мы не начнем строить раньше. Сейчас мы рассматриваем вопрос, чтобы, может быть, начать строительство с 2018 года. Начало или конец 2018 года — будет зависеть от того, когда мы полностью закончим корректировку проектно-сметной документации. Эта корректировка уже ведется. Поэтому раньше не будет строиться и еще один компонент опытно-демонстрационного энергокомплекса, а именно модуль переработки отработавшего ядерного топлива.
А вот третий элемент этого комплекса — модуль фабрикации-рефабрикации нитридного топлива (МФР) — как строился, так и строится, оборудование для него изготавливается. Ведь нитридное топливо может использоваться и в быстрых реакторах типа БН с натриевым теплоносителем. Если говорить о проекте МФР, то он вышел на завершающий этап строительства зданий.

Если речь зашла о быстрых натриевых реакторах — проект коммерческого реактора БН-1200 тоже входит в проект "Прорыв". Как с ним обстоят дела?

 Совершенно верно, "Прорыв" — это не только реактор БРЕСТ, это и БН-1200. По этому проекту у нас достигнут значительный прогресс. В рамках "Прорыва" проведена существенная корректировка проектных решений, в первую очередь, конечно, по интегральной компоновке. Самое главное — показано, что БН-1200 сразу может работать с коэффициентом использования установленной мощности (КИУМ), скажем, не 83%, а 90%. Сейчас заканчивается работа по обликовому проектированию. И БН-1200 уже близок по коммерческим характеристикам к реакторам ВВЭР, близок к тому, чтобы выйти на конкурентоспособность.


Сейчас начинает формироваться очень интересное направление — двухкомпонентная система атомной энергетики, в которой вместе с реакторами ВВЭР будут использоваться БН, которые будут работать в связке с водо-водяными энергетическими реакторами ВВЭР, решать сырьевые и экологические проблемы атомной энергетики. Это направление, скорее всего, будет мейнстримом в ближайшее десятилетие.

— Еще один наш известный проект по быстрой тематике — это проект строительства самого мощного в мире исследовательского реактора МБИР. Что в нем происходит? Нет ли опасений за его судьбу?

— МБИР — сложный аппарат, необычный. Главная сложность в том, что надо определить, какие эксперименты на нем будут проводиться. Поэтому когда мы обсуждаем с потенциальными партнерами по международному исследовательскому центру на базе МБИР, я говорю: вы можете даже не давать нам деньги, но скажите, какие работы вы планируете на нем выполнять. Конечно, тяжело планировать научные программы на 20 лет вперед. Но проект последовательно идет запланированными темпами. Есть небольшие задержки, но они совершенно некритичны, это рабочая вещь. Уже идет изготовление корпуса реактора на волгодонском "Атоммаше".
Мы подписали четыре меморандума — не обязывающие финансово, но фиксирующие готовность наших партнеров участвовать в формировании научных программ (двусторонней и многосторонней) и заинтересованность к участию в проекте. Дополнительно ведем продвинутые переговоры с Францией, Китаем и Японией. Потенциальный интерес, пока что неофициально, был обозначен со стороны Индии. Проектом МБИР интересуются и другие потенциальные инвесторы из Европы, которых интересуют приложения не для энергетики, а для медицины и материаловедения.

Будем предлагать возможности МБИР и Роскосмосу. Ведь в космическом пространстве радиация действует на электронику, и надо знать, как поведет себя та или иная аппаратура, которую на орбите не поменяешь. А с помощью МБИР можно смоделировать некоторые условия воздействия ионизирующего излучения. Думаю, что в этом году мы выйдем на юридическую регистрацию международного центра исследований.
  • +0.07 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (31)
 
 
  xolod ( Слушатель )
20 янв 2017 18:55:20

Это все хорошо.
Только смущает, что если в предыдущей новости говорилось про конец 2017, начало 2018, то теперь уже про конец 2018 может быть. И какая-то витиеватость формулировок. Ни одной прямой конкретной фразы - что да, мы его точно построим (что про БРЕСТ, что про БН1200).
И суета вокруг Северска не понятна, если проект всего лишь на год перенесут. Городу был обещан БРЕСТ как компенсация за закрытие заводов СХК.
http://www.tv2.tomsk…ytyy-gorod

Заранее прошу прощения за свою "паранойю".
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
  ДядяВася ( Слушатель )
20 янв 2017 20:02:04

Дело в том, что для БРЕСТа нужен вагон и маленькая тележка НИОКРов, прежде чем заказывать основное оборудование. Изначально проект БРЕСТ 300 был афёрой (да ещё с пристанционным топливным циклом), т.к. был чисто "бумажным" проектом. Зато на бумаге было всё идеально, "за всё хорошее против всего плохого". Опыта работы со свинцовым теплоносителем не было никакого. С ПЯТЦем, в том виде который изначально предполагался, то же самое. Сейчас на стендах опыта набираются. Когда наберутся никто не знает? Поэтому и о конкретных сроках не говорят.

На мой взгляд лучше бы забили бы на этот БРЕСТ большой болт, а на площадке начали бы строить коммерческий БН-1200 со СНУП топливом. Там то, чисто инженерные задачи, чудес не предвидится. И дело бы делали, и народ заняли и денег, наверное хватило бы и электричество лишним не было бы.
  • +0.14 / 12
  • АУ
 
 
 
  xolod ( Слушатель )
21 янв 2017 03:05:48

Вот как теперь заговорили...Подмигивающий

А всего лишь 3 месяца назад с атоминфо:

Доклад Лемехова с сентябрьской МНТК о том, как обосновывался проект БРЕСТа:
http://atominfo.ru/newso/v0384.htm

и комментарии с атоминфо:

Цитата: ЦитатаСудя по отчёту, очень серьёзно подошли, такой огромный пласт работы сделали (сколько это стоило, можно не говорить - судя по всему прилично, на конечную себестоимость все равно не ляжет и не надо - это фундаментальные исследования и они должны идти централизованно, за счёт государства).

Интересно, что в корпус реактора включили бетонную оболочку - это для того, чтобы случайно не заморозить свинец?
А вообще, объём проделанной работы впечатляет - сразу видно, что люди занимались работой, а не говорильней. Очень хочется надеяться, что реактор получится "живчиком" с минимумом жутко неприятных "сюпризов".


Цитата: ЦитатаВ этом велика заслуга Лемехова, гл. конструктора. Даже противники БРЕСТа отзываются о нём весьма хорошо. Встречаются, конечно, недовольные, но это как всегда.


Нужно ещё добавить, что Лемехов был назначен не с самого начала. Он только последние годы стал главный, и результаты этого назначения видны.
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  ДядяВася ( Слушатель )
21 янв 2017 19:32:40

Так, не теперь. Я всегда скептически относился к БРЕСТу. Можете посмотреть по ветке. 
Но это даже не только моё, личное мнение,  а мнение многих специалистов по концепции. Людей, которые достаточно глубоко в теме.
А так, да, в конце концов построят и доведут до ума, если деньги будут.
  • +0.08 / 7
  • АУ
 
 
 
  xolod ( Слушатель )
21 янв 2017 03:10:06


Хотя вот лично против БН1200 ничего не имею. Толька за. Очень нужный проект. Но вот если бы по нему тоже хоть бы что конкретно сказали - что начинаем строительство там-то в таком-то году конкретно.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  jamaze1 ( Слушатель )
21 янв 2017 19:06:05

А куда торопиться, если БН-800 ещё в том же режиме, который будет основным для БН-1200, только начали гонять, МОКС-топливо из ВВЭР-1000 только начали делать?
Надо спокойно набрать статистику и учесть её в проекте. Чтобы потом не переделывать.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  ДядяВася ( Слушатель )
21 янв 2017 19:59:22

МОКС, скорее делают из низкофонового плутония. Для отработки технологии проще работать.
  • +0.07 / 5
  • АУ
 
  Superwad ( Слушатель )
21 янв 2017 15:22:31

 По русски и тезисно:
1) БН-1200 строить будут, готовят документацию и считают экономику, проводят оптимизацию
2) БРЕСТ-300ОД строить БУДУТ, с 2018 года. До этого НИОКР - приоритет, ГЦН- Изготовить опытный в натуральную величину, прежде чем заказывать остальные и отработать на стенде - там очень много подводных камней, что откроется при масшабировании,
второй крайне серьезный НИОКР - Корпус реактора металлобетон.
3) Испытать теплообменник в натуральную величину.
4) Документация на все строительство готова, идет оптимизация проекта.
5) Вносится вырабатываемая мощность электричества в план производства
Вообще, нормальный последовательный процесс в условиях экономии финансов.
Так что, реактору быть!!!
  • +0.11 / 11
  • АУ
 
 
  Мишел ( Слушатель )
23 янв 2017 02:28:09

Чем такое брякать - лучше промолчать.
  • -0.12 / 8
  • АУ
 
 
 
  Superwad ( Слушатель )
25 янв 2017 13:02:48

А что лично Вам не понравилось? Именно это и описывается в статье. Да с деньгами напряг, в первую очередь кидают на завершение начатых проектов (что логично), а потом уже на Прорыв, тем более что есть понимание и желание довести его до логического завершения с получением результата.
Вопрос во времени и финансировании.
И второй вопрос. Публикаций на тему свинца больше, чем по натрию, так почему натриевые БН есть не только в России, а свинцовых нет ни у кого? (Были только в СССР СВБР, проект второго поколения которого завис из-за кризиса с финансами, хотя проект живой?).
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
25 янв 2017 13:28:44

Свинцовых есть много у кого, кто ваяет АПЛ. Более того, вследствие этого, парк свинцовых кроет натриевые, каг бык, овцу.
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  Foxhound ( Слушатель )
25 янв 2017 13:52:35

А наши АПЛ почему не на свинце ходят?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  dansap ( Слушатель )
25 янв 2017 23:23:52

Потому же,  почему ни у кого не ходят. Мертворожденный ребёнок.  Лабораторная забава. 
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  D16 ( Слушатель )
25 янв 2017 23:49:44

 705х построили семь штук, и последняя была в строю до 97го года. Многовато для забав.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
26 янв 2017 00:22:19
Сообщение удалено
basilevs
26 янв 2017 01:11:21
Отредактировано: basilevs - 26 янв 2017 01:11:21

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ДядяВася ( Слушатель )
26 янв 2017 00:28:02

Хоть в ВИКИ заглянули бы. 

Амеры раз попробовали на натрии, больше не стали.

Посвящайтесь: Скоростная «Лира»: АПЛ проекта 705 
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
26 янв 2017 01:08:47

Оловосвинец-висмут.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
26 янв 2017 01:12:03

Да, верно. Однако именно на свинце (без висмута) - не было.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
26 янв 2017 08:03:00

Это был свинцово-висмутный т.н  эвтектический сплав --- похожая, но совсем другая песня..  
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  D16 ( Слушатель )
26 янв 2017 09:09:07

Не спорю. Может СВБР еще взлетит когда-нибудьУлыбающийся. Странно, что само направление реакторов с ЖМТ на флоте закрыли. Понятно, что дорого, что нельзя гасить реактор без подачи пара на борт, что ресурс из-за этого низкий. Но и плюшек для МЦПЛ там было много.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Superwad ( Слушатель )
26 янв 2017 16:47:15

На сегодня построить новый реактор свинцово-висмутовый реактор для АПЛ не проблема. Не будет тех проблем, что было на первом поколении. Все это решается интегральной компоновкой, в результате чего можно спокойно остужать свинец прямо в реакторе. Одно жаль, СВБР-100 пока не взлетел из-за отсутствия финансирования. А ведь это реактор быстрого поколенияУлыбающийся Главная плюшка - разгон за 2-3 мин до номинала.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ДядяВася ( Слушатель )
27 янв 2017 00:26:08

Небольшое пояснение.

Возможность быстрого набора мощности обуславливается с одной стороны ЖМТ теплоносителем (вода просто моментально вскипит), с другой стороны особой конструкцией твэла - "дисперсионного" типа.

О конструкции и технологии изготовления такого типа твэлов можно почитать в Диссертации на примере разработки усовершенствованного твэла для реактора СМ.

Картинка оттуда:

  • +0.17 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  D16 ( Слушатель )
27 янв 2017 19:23:26

Трубка с максимально увеличенной площадью смачиваемой теплоносителем поверхности для лучшей теплопередачи? 
Пы. Сы. Как у Амеров на последнем авианосце получился реактор, срок службы которого без перезагрузки сопоставим со сроком службы парохода?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ДядяВася ( Слушатель )
27 янв 2017 23:51:19

Не только. 
Благодаря крестообразной форме есть куда "раздуваться" топливному сердечнику при больших выгораниях.

1. Реактор на авианосце большую часть времени не работает или работает на малом уровне мощности т.к. авианосец больше стоит, чем плавает мореходит. В лучшем случае КИУМ реактора 10 - 15%.

2. Большой избыток реактивности компенсируется выгорающими поглотителями.

3. Для выравнивания энерговыделения (а, следовательно, выгорания и повреждение твэлов) по активной зоне применяется широкое профилирование по "обогащению" топлива.

На самом деле, по реакторной установке информации практически никакой. Не факт, что декларируемый срок работы реактора в 50 лет, есть абсолютное благо.
  • +0.08 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  D16 ( Слушатель )
28 янв 2017 00:49:16

То есть этот реактор изначально работает с почти опущенными стержнями и в процессе эксплуатации их постепенно поднимают, получая постоянную мощность?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
28 янв 2017 11:21:42

Даже не обязательно поднимают. Ведь поглотив нейтрон, ядро "выбывает из игры", общее содержание поглотителя снижается. Это можно представить как удаление части поглощающих стрежней (но не постепенное поднятие всех - там дикая неравномерность по объёму активной зоны получится).
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
28 янв 2017 11:23:29

Не так. Топливо "отравлено" выгорающим поглотителем нейтронов. Которое в нейтронном потоке выгорает так, чтобы начальный избыток нейтронов в реакторе пожирать так, чтобы абсолютное число нейтронов в секунду, идущих на поддержание тепловой мощности, примерно от времени не зависело.  К концу кампании этот поглотитель выгорает напрочь, остается только собственно уран. Этот трюк применяется в топливе и для гражданских энергетических реакторов, но он не столь критичен из-за частой перезагрузки топлива и перестановки его при перезагрузке  от периферии к центру.
Материал поглотителя в "долгоиграющих" реакторах из разных металлов, выгорающих с разной скоростью, это важная деталь, но самого принципа не меняющая.
  • +0.19 / 15
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
25 янв 2017 23:50:56

Угу. Построили 7 лабораторий, отслуживших под 20 лет, каждая.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
25 янв 2017 14:14:33

Вы не правы. На нынешних АПЛ стоят PWR = ВВЭР, разница только в обогащении топлива от оружейных 93% у американцев, до 20-45% у нас, и даже до низкообогащенного у некоторых лодок французов с китайцами.
  • +0.13 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
25 янв 2017 14:55:35

Странно, почитал, действительно, после Лиры, у нас на жыдких металлах не строят.
Тоды беру своё взад. В хорошем смысле.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Alexey K_9eb97d ( Слушатель )
25 янв 2017 14:24:12


На данный момент технология свинцового теплоносителя гораздо сложнее и дороже отработанной натриевой. При этом преимущества свинцовой установки специфичны и могут быть не всем интересны. Натрий по теплофизике и по совместимости с конструкционными материалами как ни крути предпочтительней свинца.
  • +0.04 / 3
  • АУ