Так то спасибо инсайдерам за намёки, но с таинственностью, имхо, перебор
Итак, что имеем от Ъ
Цитата: ЦитатаПроблема вскрылась некоторое время назад в ходе огневых испытаний одного из двигателей второй ступени, говорят источники "Ъ": по результатам расследования причин инцидента выяснилось, что при сборке изделия использовались "неликвидные компоненты". В частности, вместо материалов с содержанием драгметаллов, которые должны применяться на этом типе двигателей, использовались менее жаростойкие, которые используются в других типах двигателей, выпускаемых на ВМЗ.
Единственным материалом, который приходит мне на ум и отвечает указанным условиями ("жаростойкость" и "содержание драгметаллов") является припой, которым паяют оболочки КС и смесительную головку, возможно, и на ГГ. Также говорится, что этот материал используется и на других двигателях. Другие двигатели это: 11Д55 (14Д24), 11Д58М и агрегаты 14Д23. Вот сейчас не вспомню, но вроде бы на этих двигателях используется другая марка припоя.
Значит получается, что при проведении ОИ было выявлено несоответствие марки припоя требованиям КД. Отдельный вопрос: как дефект проявился? Возможно, произошло разрушение (или другой дефект, например деформация) паяной конструкции. Провели металлографию, химанализ, установили несоответствие материала припоя требованиям КД. Результаты ОИ - неудовлетворительные, начинает работать комиссия. Возможно дефект был обнаружен при проведении дефектации, т.е. движок нормально отработал, но при дефектации были выявлены дефекты.
Но тут есть один момент - на каком испытании произошел дефект? Если на КВИ (контрольно-выборочных испытаниях) то под сомнения может быть поставлена только конкретная партия из ограниченного количества двигателей. Если на СПИ (специальные проверочные испытания), то под сомнение может быть поставлена продукция изготовленная в том периоде производства, которое подтверждает СПИ.
В статье Ъ утверждается, что
Цитата: ЦитатаРечь идет обо всех без исключения двигателях для "Протонов", выпущенных на ВМЗ за последние несколько лет.
Вообще это главный кошмар аварийной комиссии - принять решение по заделу. Ну, выявили дефект, он на ранее изготовленные изделия распространяется? Типовым маркером для принятия решения по заделу являются испытания (наземные и натурные). Если на прошлом испытания дефект не проявился, значит его и не было. КВИ подтверждают несколько двигателей, СПИ - календарный срок (возьмем по максимуму - год). Вопрос - почему возвращают двигатели за несколько последних лет? Ведь наверняка за эти "несколько лет" проведено несколько удовлетворительных наземных испытаний и успешных полётных этих "условно подмоченных" двигателей.
Решение о возврате всех двигателей ставит под сомнение всю систему контроля, установленную в КД, получается, что эта система контроля не в состоянии выявить влияющие на работоспособность дефекты.
Дальше есть еще одна отличная цитата
Цитата: ЦитатаЭто факт не остался без внимания правоохранительных органов: сейчас на предприятии работают сотрудники ФСБ, прокуратуры и СКР. Они пытаются понять, как замена материалов осталась незамеченной представителями многочисленных структур, отвечающих за контроль качества.
Постараюсь помочь правоохранительным органам. Может дело в том, что замена материала была оформлена вполне установленным порядком. Лет семь назад, каким нибудь решением на бланке КР, оригинал которого давно утерян, или древней ВЗМ (ведомостью замены материалов), или замена произошла на основании какого-то своевременно не погашенного ПИ, или наоборот, не откорректированного экземпляра ТУ... А может еще проще - несоответствие марки материала тупо промухоловили на входном контроле?
Ну тут дело даже не в этом. Дело в следующем - с фига ли, дефект выполз на такой уровень?
Дефекты на ОИ периодически случаются. И на КВИ, и на СПИ, но никогда не возвращали двигатели за несколько лет по причине такого дефекта. Я не знаю дефекта, но тот факт, что решение было озвучено на "выездной сессии" приводит к следующим умозаключениям.
1. Не секрет, что отношения Калиновского и Арбузова далеки от идеальных (это еще мягко сказано). Вполне возможно, что дефект на ОИ был раскручен Арбузовым (через КБХА) для того, что бы подставить Хруничева и ускорить передачу двигательного производства ВМЗ в двигателестроительный кластер под эгидой Энергомаша. В принципе, за подставу с Протоном, ответка совершенно справедливая, на мой взгляд
2. Как ни парадоксально, такой расклад может быть выгоден и Калиновскому, и им же инспирирован. Внедрение производственной системы Роскосмоса у Хруников как бы буксует и пока никакими успехами похвастаться не может. Вполне вероятно, что развал производства Протонов, для руководства страны собираются объяснить "плохими двигателями", которые теперь все надо перебирать.
Кстати за "перебирать"
Цитата: ЦитатаДля исправления ситуации, которая сложилась на ВМЗ, в рамках проводимой "Роскосмосом" реформы отрасли в целом мы проведем аудит и дополнительный технический контроль всех двигателей, которые уже произвели на ВМЗ"
Если я угадал с пайкой, то "дополнительный технический контроль" в этой ситуации - как мёртвому припарка. Без порезки, факт замены материала на конкретном двигатели не установить. Тут, как бы лекарство не оказалось бы оказаться хуже болезни
P.S. Естественно, всё выше написанное является лютым имхованием.
P.P.S. Ни один представитель Роскосмоса при написании текста не пострадал