Цитата: Вергелес Сергей от 04.06.2017 17:51:59принципы устройства общества в Византии не удовлетворяли большинство населяющих её народов. И они систематически стремились избавиться от этого типа государственности. Если при обсуждении перспектив России и/или христианства оглядываться на опыт Византии, то не замечать систематического негативного опыта этой империи будет наносить вред как российской государственности, так и христианству. Для распространения христианства и его долгосрочного успешного существования лучше всего светская стабильная империя. И, наоборот, для устойчивости империи этот вариант также наилучший.
1. На мой взгляд, ваши рассуждения излишне западоцентричны. Западная цивилизация достигла апогея-потому нам надо клонировать эти образцы, все остальные хуже, т.к проиграли в конкуренции, были нестабильны и т.д –много изъянов можно отыскать
Вы не высказываете эту мысль напрямую, но бесконечная отсылка к успешности Запада подразумевает это
Для любого зап. историка – история человечества повторяет историю Европы, с небольшими экскурсами- в античность и Римскую империю-откуда они и ведут свои начала
Византия для них, как и мы сейчас –это всегда задворки истории.
Вы подходите с разными мерками и прощаете З. то, что не прощаете Византии, возможно подсознательно и неосознанно
Например: Зап. Римская империя формально перестала существовать – так у неё эстафету переняли франкские государства
Ну так же можно сказать и про В.- формально перестала существовать, но истор. миссию вполне выполнила и вначале переняла эстафету от Рима, и затем передала России, чей опыт, результаты вполне сопоставимы с достижениями Зап. цивилизации
Если мы признаём и перенимаем этот западоцентричный взгляд на историю, то мы всегда будем вторичны, на задних ролях…это борьба за духовное первородство
Через Византию мы получили доступ к истокам всей европ. цивилизации, приобрели свою религию, язык(письменность и алфавит), основы государственности и зачастую раньше, чем это сделали в Европе
Вот скандал с Анной - дочерью Ярослава Мудрого
Я эту историю с Библией слышал очень давно, регулярно гуляет по сети, Путин молодец что поддел европейцев
Раз уж мы провозглашаем связь с Византией надо перенимать формулировки китайцев – 70% положительного, 30% ещё подлежит изучению
и адаптировать необходимое
2. Принцип устройства общества:
я больше слышал не о доминировании религиозного начала, а о симфонии властей
Но дело даже не в этом – зачем нам далеко ходить за образцами?
У нас было 2 вершины-имперская и советская –их и надо брать за фундамент, выбирая необходимое
Это наше, родное, известное
Если мы углубляемся в историю, мы рискуем оказаться во власти чужих навязанных мифов
Это касается и Византии, т.к большая историография по этому вопросу-продукт Запада
3. >>> Выше я Вам уже писал, что это произошло именно вследствие протеста местного населения против религиозного тоталитаризма Константинополя
Писали, но я не могу однозначно и безоговорочно принять эту точку зрения
Вы же чуть выше написали о молниеносном распространении христианства, и это было ещё в Римской империи где не было религ. диктата
Но отказываете в таком же взрыве исламу. От недовольства новые религии не возникают.
Вот недовольных и сейчас немало, а дальше синкретизма, харизматиков и сектанства не идут – нет идей
Тут новая идея, новый взгляд, новое мироощущение которые ложатся на соотв. ментальную почву и как вспышка поджигают всё вокруг
Скорость распространения ислама, масштаб, радикальность на первых этапах -всё говорит о том, что это религ. переворот, а не простая адаптация к гос. устройству
На одном недовольстве такое не вырастишь. Это позже ислам стал смягчаться, усложняться, дробиться, а первые века его экспансии были довольны жестоки
Главный лозунг- смертельная борьба с политеизмом, позже с христианством…окраинам приходилось банально выбирать – принимать ислам или умирать
Но я и не исключаю просто привлекательности-событие такого масштаба, интенсивность, накал - вовлекают любого
Но и это судьба всех империй периода упадка, когда окраины с проклятиями и словами о «тюрьме народов» бегут к новым историч. конкурентам, - нам ли об этом не знать
Диктат ислама был тотальным, он в принципе не хотел уживаться в системе политеизма, всё или ничего, да и Западная Европа насаждала свои ценности, в том числе и религиозные, огнём и мечом,
а уж гражд. общество выстроено в Европе такой кровью, что наш 37- год-цветочки
поэтому религ. тоталитаризм не может быть аргументом..время было не ангельское
Религии стали способом управления государств, все конфликты решались в преломлении религ. фактора, но это явление повсеместное, не только в Византии
4 >>>>«возникает вопрос. А почему в Византии совершенно не развилось естествознание – важнейшее достижение Западного человечества? По-моему мнению, именно потому, что они посредством идеологического диктата Церкви канализировали все интеллектуальные усилия на богословие»
Это, пожалуй основной упрёк, и, как мне кажется,он тоже значительно провисает
А) Тут мы опять пытаемся вложить человеку раннего средневековья свои установки и если они не совпадают-мы их судим по всей строгости или считаем ущербными.
А почему он должен развивать науку? он вполне мог этого не делать, развитие науки не было приоритетом, у него были свои размышления о том, что есть главное в этой жизни.
Наука и знание приобретут сакральное значение и самоценность гораздо позже
Б) наука была достаточна развита в Византии для своего времени…достаточно посмотреть храмовую архитектуру, мосты, акведуки, они и сейчас впечатляют и исполнением и грандиозностью замысла
С) опять же, если сравнивать с истор. конкурентами, -западная мысль проходила те же этапы(например, период схоластики, где само знание был вторично к богословию, все оплоты европ. Науки - университеты были изначально богосл. факультетами) и чтобы наука стала наукой, нужны были несколько мировозренч. переворотов
-стирание грани между естеств. И искусственным –прямое следствие богосл.мысли(начато ещё в Византии)
-постановка человека в центр мироздания(начато ещё в Византии)
-декартовская рациональность и субъектность
-изгнание целевой причины из знания..оставив только действующую
-пант. тенденции Ренессанса с его герметизмом, оккультизмом и титанизмом,
-приоритет бесконечного над конечным...что обладает бесконечностью, то и божественно чего не было в античности и раннем средн-е
-капитал. уклад, который распространился после Реформации, который кстати, тоже имеет чисто христианские корни, как убедительно доказывает Вебер
И только потом наступает эпоха Просвещения, где наука уже приобретает соврем. форму
По датировкам, большая часть событий произошли значительно позже падения Византии, и на мой взгляд, являлись естественным развитием челов. мысли
Поэтому суть претензии сводится, на мой взгляд, что Византия не дожила до современности и тем не удовлетворяет нашим запросам
Подытоживая:
-я не считаю внешнюю форму государственности чем-то определяющим для успешности государства-есть более глубокие факторы
В связи с чем, устройство Византии (общественное и религиозное) не кажутся мне столь уж значительными в контексте обустройства России
В любой неидеальной системе можно устранить перекосы, и любая идеальная, пересаженная в новую почву, не гарантирует успеха…мы хлебнули эти карго-культы в 90-е
В этом плане, я – идеалист..сознание определяет бытие, определимся с целями и задачами-форма приложится
-я не думаю, что РФ воспроизводит виз. систему
-Соврем. упрёк христианству вообще, и православию в частности, что они ведут к вырождению науки и возрождению мракобесия, оккультизма и прочего –считаю необоснованными, перепутаны причина и следствие
Скорее это современное состояние общества, и в том числе и наука и науч. сообщество в их нынешнем виде порождают эти тенденции..
В этом смысле, нас ждёт не средневековье, которым всех пугают, а античность в новом техногенном облике с её культами и фетишами,
«хлеба и зрелищ» –главный девиз и современности, как и в Риме
-готов принять Ваши историч. опасения по виз. периоду, буду тщательнее отслеживать эти признаки в совр. обществе, просто считаю что пока они слишком далеки от нынешней Р., по крайней мере, они мне не кажутся первостепенными
Хотя вижу, что они видятся Вами как сверхважные для текущего момента. Возможно, Вы и правы , не буду упорствовать