Политическая декларация и Конституционный акт, заявляющие об учреждении на месте Украины нового государства – Малороссии – это, прежде всего, политическое событие. За ним не последует ни немедленное наступление ВСН на Киев, ни штурм Донецка ВСУ. Поэтому те, кто считает это чистым пиаром от Захарченко, по-своему правы. Никаких непосредственных последствий в виде признания или непризнания ЛДНР оно также иметь не будет. Тем не менее, эти Политическая декларация и Конституционный акт – событие большого масштаба и большой важности.
Масштаб этого события заключается в том, что впервые представлен российский цивилизационный проект для Украины. До этого российского проекта просто не существовало. На территории Украины последние 150 лет конкурировали и сражались несколько цивилизационных проектов:
- классический националистический и его Галицайская версия как наиболее радикальный вариант,
- советский проект: «Украина – в семье братских народов»,
- вполне респектабельный проект Кучмы: «Украина – не Россия»,
- еврооптимистический: «Украина – цэ Европа».
Все без исключения варианты были, по существу, антирусскими, поскольку предполагали «переделку» русских в «украинцев».
До самого последнего времени Россия этому ничего противопоставить не могла. Широчайший набор российских предложений по различным вариантам сотрудничества – это все хорошо и правильно, но это все не то. Политическая декларация и Конституционный акт о Малороссии – это то, что нужно. Политическая декларация и Конституционный акт – в меру декларативны и в меру конкретны.
Предлагаемый в Конституционном акте путь – это реальный путь предотвращения катастрофы. В экономике – разновекторность, «мост» между Востоком и Западом, Севером и Югом. Возобновление участия в деятельности СНГ. Восстановление кооперационных связей с Россией и возобновление сотрудничества с ЕАЭС. Проведение переговоров в трёхстороннем формате Малороссия-Россия-Евросоюз для гармонизации взаимоотношений в общей системе. Тут не придерешься – все лаконично и точно. Любой другой путь – путь социальной деградации. Причем это уже очевидно и на Украине, и ЕС.
Прямо провозглашая курс на присоединение к Союзному государству России и Белоруссии (при сохранении независимости и суверенитета однако), Конституционный акт не отвергает то, что так дорого многим украинцам: сохранение безвиза (в случае согласия Евросоюза). Причем безвиз, действительно, теоретически можно спасти в рамках переговоров в трёхстороннем формате. Тем более, что подтверждается нейтральный (внеблоковый) военный статус.
Большая часть принципов, изложенных в Конституционном акте имеют шансы найти самую широкую поддержку на Украине. Опора на традиционные для наших народов ценности, которые базируются на православной картине мира. Равноправие всех традиционных религий и конфессий и при этом противодействие раскольничеству и тоталитарным сектам. Восстановление промышленного потенциала страны; создание госконцернов в ключевых отраслях промышленности. Запрет на продажу земель сельхозназначения; отказ от ГМО. Развитие системы народного (общественного) контроля в экономике и политике, в том числе, как средства борьбы с коррупцией. Борьба с коррупцией как ключевое направление; усиление ответственности (в том числе уголовной) за коррупционные преступления; мониторинг законодательства с целью ликвидации коррупционных «окон». Деолигархизация, в том числе на законодательном уровне. Введение элементов прямой демократии. Отказ от долгов майданной власти. Отказ от повышения пенсионного возраста. Заморозка коммунальных тарифов и рассмотрение возможности их дальнейшего снижения. Гарантия 1-го рабочего места для выпускников ВУЗов. Разрешение на хранение и ношение оружия. Восстановление государственного празднования Дня Победы 9 мая. Регионализация мемориальной политики. Много ли на Украине найдется людей. возражающих против всего этого?
Причем надо отметить, что многие из этих популистских лозунгов, в принципе, могут быть реализованы на практике. Например, коммунальные тарифы на Украине могут быть если не снижены, то точно заморожены в случае возвращения в топливный баланс Украины донецкого угля и российского газа. С повышением пенсионного возраста можно повременить, если сократить тех, кто выходит на пенсию раньше и получает больше. Если подойти с умом к предусмотренной Конституционным актом системной денацификации, то это выйдет само собой. Деолигархизация фактически произошла и на Украине, и в ЛДНР, поэтому достаточно будет просто объявить о свершившемся факте. И так далее.
Политическая декларация и Конституционный акт – весьма толково составленные документы. С одной стороны, это провозглашение альтернативного цивилизационно проект для Украины, решительно, начиная с названия, порывающего со всеми своими конкурентами. С другой стороны, это набор весьма соблазнительных предложений, в том числе совершенно практических. Например: отказ от политических партий как субъекта политики, переход к персональному принципу представительства. Для политической украинской тусовки это – это весьма актуальный вопрос. Предложенный отказ от политических партий не только ломает нынешнюю политическую структуру Украины, но и позволяет многим «умеренным» остаться у власти. Правопреемственность по отношению к домайданной «Украине» – тоже ценный нюанс.
Украинцам предлагается «вернуться» в 2013 год, но с «безвизом». Для этого всего-то надо «денацифицировать» отморозков, запретить Бандеру и Шухевича. Ну, неужели не поведутся?
Кроме того, Политическая декларация и Конституционный акт появились очень вовремя. Произошедшие за три послемайданных года структурные изменения требуют некоего «нового консенсуса» конституционного характера. И конституционный процесс на Украине начался. Только набор идей, изложенных в Конституционном акте, путают карты Порошенко. Игнорировать этот набор идей невозможно. А реализация этих идей логически «завязана» на денацификацию, т. е. на искоренение «партии войны». Политический консенсус на условиях «Малороссия» выгоден Украине, но неприемлем для «силовиков-националистов». Любое предложение со стороны верховной власти Украине, учитывающее интересы «силовиков-националистов», невыгодно Украине. Таким образом, принятые Политическая декларация и Конституционный акт сильно усложняют достижение на Украине политического консенсуса и, таким образом, провоцируют политический кризис.
Временные рамки этих процессов: не месяц-два, а два-три года. Немедленных результатов мы не увидим, но «Малороссия» – это новый значимый фактор. Абсолютно не важно, реализуется ли Малороссия в каком-либо виде. Важно, что этот фактор окажет дополнительно влияние на ситуацию в нашу пользу.