Цитата: Boris Bakhterev от 24.09.2018 20:59:42Должен попросить прощения. Выплеснул эмоции в перемешку с отрывочными мыслями, не потрудившись привести их в порядок, сделать понятными другим. Исправляюсь.
Россия видела интеграцию как построение "общего экономического пространства", "общего рынка".
На рынке должны действовать "хозяйствующие субъекты". В России так оно и есть. Даже крупнейшие компании с государственным участием - это, в первую очередь, хозяйствующие субъекты, руководствующиеся рыночными принципами и целями. В России бизнес отделен от социальной сферы и госуправления. Государство отвечает за зарплаты бюджетников, за пенсии и очень не любит, когда надо вмешиваться "споры хозяйствующих субъектов". У нас даже споры между Минобороны и госкомпаниями по поводу контрактов по ГОЗу предпочитают решать через суд, а не через правительство.
Белоруссия - почти единое государственное унитарное предприятие. И перестраиваться не желает.
Там все смешано в кучу: зарплаты, налоги, субсидии, госкредиты и их списания. Нравится им так - ладно. Но они же сумели навязать этот беспорядок России.
Заключили контракт с Гапромом. Потом курс изменился не в их пользу - "мы так не договаривались!" Ладно, Россия согласилась компенсировать - придумала "перетаможку". Цены на нефть изменились не в нашу пользу, мы тоже попытались: "мы так не договаривались". А нам Лукашенко в ответ: "Договоренности должны выполняться!" Вот тут пора дать команду: "Стоп машина!" Нужно провести инвентаризацию всех наших обязательств. Раз их приходится контролировать на высшем уровне, значит их придется свести до минимума.
Видимо, в наиболее спорных вопроса придется пойти назад:
вместо таможенного союза - квотирование, вместо коммерческого договора "Газпрома" - межправительственное соглашение. Это попятное движение я и назвал "ресуверенизацией". Наверно, неудачно.
Смысл в том, что раз Лукашенко так трепетно охраняет белорусскую независимость и белорусский суверенитет, то и отношения нужно выстраивать на базе: суверен против суверена. По-моему мнению, на этом пути нам придется пойти на сокращение числа хозяйственных связей, на замыкание их на правительства или уполномоченные компании. С точки зрения рыночной экономики это будет шаг назад, дезинтеграция.
Я думаю, что только так удастся поставить под контроль все каналы дотирования Белоруссии. А дальше - как пойдет. В крайнем случае это превратится в экономическое удушение Белоруссии. Скорее всего, это будет долгое и мучительное удерживание Белоруссии на грани экономического и политического краха. Только в самом счастливом случае белорусы вдруг осознают реальное положение вещей и примут осмысленное решение об интеграции в Россию на правах одного или нескольких субъектов федерации. После событий на Украине первые два сценария я представить себе могу, а третий - не очень. Поэтому и слово то подобрать толком не смог - "реюнификация". Хотел написать "воссоединение", но оно подразумевает искреннее движение навстречу, которое я после 2014 г. представить не могу.
Хотел написать "безоговорочная интеграция", но после слова "безоговорочная" напрашивается не "интеграция", а "капитуляция". А я не хочу побеждать белорусов. Мне не нужна их капитуляция.
Надеюсь, мне удалось как-то прояснить свой сумбур.
Да, более чем. Мне и самому что-то подобное показалось в Вашем посту, но сейчас совсем по полочкам разложенно.
Очень интересный Вы, Борис, взгляд сформулировали на возможную модель взаимодействия с Белоруссией.
Но вот почему обязательно "шаг назад, дезинтеграция..."
Даже в рамках этой модели, можно ведь и совсем иначе действовать.
Ну унитарное и унитарное ... Не желает становиться государством Белоруссия и выстраивать необходимую струтуру для этого как внутри для учета и согласования интересов разных групп, страт общества и подобного, так и для взаимодействия с внешними партнерами... ну и ладно. Зачем Государству Россия тогда непосредственно взаимодействовать с унитарным "предприятием Беларусь".
Создаем свое унитарное же предприятие "Безоговорочная интеграция" ( понравилось, Вами предложенное название"), именно и только для работы с "предприятием Беларусь" и начинаем интегрировать.
Предоставляем ему у нас внутри все необходимые компетенции, полномочия, связи, возможности, но именно как НАШЕМУ унитарному предприятию. Само оно вполне рыночное (в нашем понимании рынка), но и государственные интересы учитывает и реализует. Как и наши же госкорпорации. Все взаимодействие с "предприятием Беларусь" строиться через него. Тогда и ничего не надо сворачивать, ни в векторах взаимодействия, ни в тематике..... Наоборот, расширять можно.
Но и оно себя будет вести именно как корпоративная структура, ничего личного (братцтва там или еще чего), только бузинес. А если и когда палку перегнет, то ВПР России может повлиять в той мере и степени в которой посчитает нужным в соответствии с НАШИМИ государственными интересами, в которые и вопросы гумманитарной тематики могут входить, и политики, и геополитики... Как наше ВПР и поступает в отношении других наших гос. (И не только гос..) корпораций.
В этом смысле "предприятие Беларусь" совсем не бог весть какой монстр, даже на монстришку не очень тянет, по сравнению даже с нашими крупными компаниями. Может на уровне какой АФК Системы или Альфагрупп, скорее и их даже сильно меньше.
Потому и наше унитарное предприятие "Безоговорочная интеграция" тоже не очень крупным может быть, и ресурсов ему выделять много не надо. Само и синергию найдет как с другим нашим бизнесом так и за рубежом, используя потенциалы разного рода России. Сможет и деньги привлекать не только государственные.
В этом смысле интересно смотрится фигура нашего нового посла в Белоруссии.
И параллельное его назначение спецпредставителем Президента РФ по экономическим (и другим ) вопросам. Готовый представитель и предприятия "Безоговорочная интеграция" там, совмещая эту работу с должностью Посла РФ (благо для этой должности работы в Белоруссии не густо в такой модели)
Ну, а там, проинтегрировав, можно еще чем заняться... Дифференцированием каким, семью областями или еще как...
Вот такие мысли Ваш пост навеял, Борис.