Украина и украинско-российские отношения
204,980,671 348,319
 

  Luna ( Практикант )
26 окт 2018 19:32:35

Азербайджанская петля для "Антонова"

новая дискуссия Статья  180

Украинские авиастроители оказались в центре скандала. Недавно российское интернет-издание "Экономическое обозрение" опубликовало статью "Ни денег, ни самолетов".

Еще в мае 2015 года ГП "Антонов" подписало соглашение с азербайджанской авиакомпанией Silk Way Airlines на поставку 10 самолетов Ан-178. Этими бортами азербайджанцы, якобы, планировали частично заменить парк Ан-12. 
"После этого бывший президент и генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива (в должности был с 2005 по 2015 годы), перебрался жить и работать в Азербайджан. И уже через год, в июле 2016, азербайджанцы перевели аванс на два самолета", - пишет издание. 
Но обещаных бортов в Баку так и не дождались. Более того, в прошлом году "Антонов" в одностороннем порядке попытался изменить условия контракта. Если изначально оговаривалась цена за каждый самолет в 25 млн. долларов, то позже украинские авиастроители, якобы, выставили цифру уже в 45 млн. долларов. Возвращать аванс за сорванный заказ они, якобы, тоже не собираются. 
"Азербайджанцы какое-то время терпели и "переваривали". Но теперь они не выдержали, и начался многообещающий скандал", - говорится в статье.
По версии "Экономического обозрения", несостоявшиеся партнеры "Антонова" намерены отстаивать свои интересы в суде. 


"Указанная статья содержит ряд "передергиваний" и откровенных манипуляций, обусловленных политической ситуацией между Украиной и Россией. Безусловно, такая подача информации наносит вред не только имиджу ГП "Антонов", но и Украины в целом", - прокомментировали "Стране" в пресс-службе "Антонова". 
"Ложь и манипуляция", - считает и вице-президент ГП "Антонов" Юлий Киселев. По его мнению, кампания против "Антонова" начата именно сейчас не случайно. Вскоре ожидается визит в Украину торговой миссии США. "12 ведущих компаний будут искать себе партнеров в нашей стране", - пояснил Киселев. Очевидно, на новые выгодные контракты рассчитывает и "Антонов". Не исключено, что их не против заполучить и российские авиаторы. Так что речь может идти о банальных разборках конкурентов. 
Некоторые эксперты увидели в происходящем и "след Кивы". Как известно, бывшего президента ГП "Антонов" фактически сместили с должности. 

 По странному стечению обстоятельств, буквально сразу же после скандальной статьи в "Экономическом обозрении" появилось интервью Кивы в "Зеркале недели". В нем он достаточно резко высказался в адрес бывших коллег. 
"С Ан-178 действительно все начиналось неплохо и имело конкретно осязаемые перспективы. Был подписан контракт, в рамках которого Баку перечислил "Антонову" 1 млн долларов аванса. Отдельно хочу подчеркнуть, что Азербайджан настраивался на последующую организацию и адаптацию сборочного производства на собственных мощностях. Это было бы реальным прорывом, причем для обоих государств. Однако в Киеве с 2016 года проект начал глохнуть, перестали проводиться испытания самолета, работы по его сертификации и так далее. Программа, по сути, остановилась. На сегодня понятно, что самолета, который должен поставляться азербайджанской стороне, попросту не будет", - заявил бывший генконструктор "Антонова".  
 
По словам Кивы, контрактом изначально была предусмотрена комплектация машин российскими комплектующими. "Была согласована цена из расчета партии в 10 самолетов, которая за единицу составляла порядка 25 млн долл. Год назад азербайджанская сторона получила уведомление, что самолет будет с другим оборудованием, однако цена уже будет составлять чуть ли не 45 млн долл. А это при ранее заявленных и подписанных параметрах, согласитесь, совсем другая история", - говорит Кива.
Отвечая на вопрос о том, что со стороны "Антонова" звучало, что Баку с пониманием относится к украинским проблемам касаемо отказа и замещения российского участия в проекте, он сказал так: "Баку не так давно в соответствующем протоколе отметил, что готов рассматривать приобретение и адаптацию производства у себя самолетов на том уровне, в той комплектации, в тех ценовых параметрах, которые были предусмотрены в рамках базового подписанного контракта. Но, что еще более критично, фирма "Антонов" в нынешнем ее состоянии вряд ли способна вытянуть этот проект". 

Независимые эксперты, с которыми пообщалась "Страна", считают, что, как минимум, отдельные факты из фактов, которые заявляет Кива соответствуют действительности. 

Как пояснил Вячеслав Коновалов, Ан-178 стал классической жертвой зависимости украинского авиапрома от российских комплектующих.
"В самолете используется приблизительно 50% российских запчастей. Взять и заменить их в один момент не получится: самолет прошел сертификацию именно в такой комплектации. Для понимания: если сложить всю техническую документацию, которая подается на сертификацию, получится стопка высотой под два метра. Чтобы уйти от российской зависимости, нашему авиапрому понадобятся многие годы. К слову, такая же проблема и у российских авиаторов. Они тоже остро нуждаются в украинских комплектующих. Недавно в РФ презентовали очередной А-148, думаю, он будет последним: строить больше не из чего", - говорит Коновалов. 
К слову, для "Антонова" это уже не первый скандал, связанный с производственными проблемами.  Ранее именно по причине отсутствия российских комплектующих едва не сорвались поставки Ан-158 Казахстану. 

Решение проблемы нашли сами казахи. Как рассказал "Стране" эксперт, попросивший не называть его имени (близок к рынку авиастроения), казахские партнеры сами закупили необходимые комплектующие у россиян, поставили их на Харьковский авиазавод и только благодаря этому Ан-158 доукомплектовали. "Антонов" отделался штрафными санкциями, хотя изначально казахи собирались подавать иск на 15 миллионов долларов", - рассказал эксперт. 
Но, по его мнению, в случае с Silk Way Airlines такая схема вряд ли сработает.
"Даже если самолет укомплектован "родными" запчастями, сам способ их поставок вызывает большие вопросы. Такие борта пригодны разве что для внутренних перевозок, но не для международных рейсов. Но Баку сейчас формирует авиахаб - крупную перевалочную базу в так называемом "Новом шелковом пути" в Китай. И именно на этом маршруте планировалось задействовать Ан-178. Так что он должен быть полностью "чист", - пояснил эксперт. 

Выхода из ситуации, который бы устроил все стороны конфликта, эксперты не видят. Александр Донец ранее сообщал, что сейчас "Антонов" бросил все силы на Ан-158 - работает над импортозамещением, готовит испытания с новым оборудованием и прочее. По его словам, новая комплектация этого борта сформирована на 80%, а по оставшимся 20% идут переговоры с американскими, канадскими и европейскими фирмами. Но им нужны серьезные гарантии (в том числе банковские) по выкупу определенного перечня оборудования на определенную сумму. 
"Таких гарантий мы предоставить не можем", - заявил Донец.

И даже если все вопросы с комплектующими утрясут, понадобится еще больше года, чтобы завершить весь процесс и выпустить обновленный самолет. Только после этого "Антонов" сможет взяться за Ан-178, который, по словам Донца, "имеет высокую общность конструкции с Ан-158". Но скандал с Silk Way Airlines может еще больше сдвинуть эти сроки: после удара по репутации "Антонова" вести и без того непростые переговоры с европейцами и американцами будет еще сложнее.
Пока непонятно с деньгами. В "Антонове" не комментируют ни, якобы, "самовольного" повышения цены на 20 млн. долларов за каждый борт (о чем говорит Кива), ни почему они не возвращают Silk Way Airlines аванс. 
Неясно также, почему сама Silk Way Airlines как пострадавшая сторона, не пытается отстоять свои интересы в суде. Один из экспертов пояснил "Стране", что ситуация вышла на государственный уровень.

Как известно, ГП "Антонов" входит в корпорацию "Укроборонпром" которую принято относить к вертикали президента Петра Порошенко. Якобы, сейчас украинские и азербайджанские власти договариваются о возможных способах решения этого конфликта. "В частности, речь может идти о более лояльных условиях работы на нашем рынке для азербайджанских нефтетрейдеров", - предположил эксперт. 
"Аванс придется вернуть в случае срыва... А как можно измерить имиджевые потери для фирмы и для государства в целом? Мне сложно и больно об этом говорить… Посмотрим, как будет развиваться ситуация. Будем надеяться, конечно. Но я вижу огромные проблемы с дальнейшей реализацией этого проекта. Две ключевых проблемы - отток кадров и некомпетентный менеджмент. Плюс отсутствие ресурса на переформатирование проекта в плане модернизации с западным оборудованием", - считает Дмитрий Кива. 

https://strana.ua/articles/ana…tono

v.html
  • +1.44 / 26
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Удаленный пользователь
26 окт 2018 20:12:52

Если Антонов хочет жить, то ему нужно отказаться от серийного производства, которое он явно не тянет. И сосредоточиться на регламенте тех самолетов, что еще летают. Но фиг там, тогда гиднисть пострадает. Поэтому будет, как в пословице "никогда не сдавайся, позорься до конца". 
  • +0.39 / 12
  • АУ
 
 
  Асгл ( Практикант )
26 окт 2018 22:18:36

Они уже и регламенты не тянут. Причём уже давно. Помница в Казахстане грохнулся Ан-74 с погранцами года 3 назад как раз таки после регламента. Сейчас завод тупо бумаги подписывает что что то там произвёл, да "специалистов" присылает в авиакомпании типа казахстанской СКАТ где Ан-24 ещё летают. 
  • +0.52 / 19
  • АУ