Украина и украинско-российские отношения
206,855,063 349,293
 

  Luna ( Практикант )
14 дек 2018 22:17:20

От Мирославы Бердник

новая дискуссия Дискуссия  95

В УПЦ КП долгое время сопротивлялись давлению из Константинополя и не соглашались на требование снятия патриарха Филарета с выборов. Их позиция проста и понятна: если УПЦ КП является фактически базой автокефальной церкви – как по количеству архиереев, так и по численности приходов, то, соответственно, они имеют полное право на место предстоятеля.

Но в конце концов путем тяжких кулуарных договоренностей Константинополь добился своего: патриарх Филарет написал письмо с отказом относительно претензий на престол новой Церкви. За это ему пообещали якобы особый статус: – это выяснится на Соборе 15 декабря.

В УПЦ КП смирились с потерей стопроцентного шанса на руководство. Но все же надеялись, что, имея значительное преимущество архиереев на Соборе – более 40 своих против 13 из УАПЦ и до 10 с УПЦ МП, – во время открытого архиерейского голосования смогут победить любую другую альтернативу.

И константинопольские наследники «изящной» византийской дипломатии не были бы собой, если бы не изменили условия выборов и даже формат Объединительного собора.

Во-первых, выяснилось, что избрание предстоятеля будет происходить совсем не по квотному принципу, как то: чье большинство – того и премьер-министр. Во-вторых, из архиерейского Собор был изменен на поместный: каждый епископ должен с собой привести священника и мирянина (или монаха). Поэтому общее количество его участников увеличилось втрое. В-третьих, голосование будет тайным и рейтинговым: каждый пишет на бумажке одну кандидатуру; потом из трех, которые набрали больше всего голосов, снова тайно выбирается единственный, который и станет предстоятелем.

Под ногами епископата УПЦ КП зашаталась земля. В авральном порядке, 13 декабря, они собрались на Архиерейский собор для того, чтобы якобы обсудить спорные моменты устава новой церкви. Но самым главным вопросом повестки дня была консолидация усилий и выдвижения единого кандидата. Им прогнозируемо стал митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний (Думенко), ректор Киевской православной богословской академии и «правая рука» патриарха Филарета.

На Фанаре даже не скрывали своего раздражения. Уже поздно вечером того же дня на сайте Константинополя orthodoxia.info появилась разгромная статья о Архиерейском соборе УПЦ КП. Главная мысль – собрание незаконное, а Филарет пытается сохранить власть в новой церкви через своего ставленника.

В Константинополе знали, что в УПЦ Киевского патриархата не существует архиерея, равного по авторитету Филарету. Рейтинг митрополита Епифания, который является патриаршим наместником, в большой степени держится на покровительстве со стороны предстоятеля УПЦ КП.

В самом епископате есть несколько групп влияния, которые не на публику всегда вели между собой борьбу. Одно из этих группировок возглавляет митрополит Луцкий и Волынский Михаил (Зинкевич) – пожалуй, лучший церковный менеджер УПЦ КП. Именно он 13 декабря стал главным оппонентом Епифания во время голосования за «единого кандидата», сумев собрать четверть голосов всех архиереев. 
Кроме того, существует группа «нейтральных» епископов, которые автокефалию рассматривают как «историческую необходимость», или же просто имеют зуб на представителей из «группы патриарха». Но за открытого голосования они не посмеют пойти против кандидата, которого поддерживает Филарет.

Поэтому в Константинополе надеялись, что присутствие вселенских экзархов, президента, новый поместный формат Объединительного собора и новые условия избрания предстоятеля Православной церкви во время тайного голосования «разорвут» епископат УПЦ КП на куски. Такой распыленности голосов хватит, чтобы первое место получил не «киевский» кандидат.

Среди вероятных претендентов на престол автокефальной церкви до сих пор называют митрополита Винницкого и Барского УПЦ МП Симеона (Шостацького). Но его избрание может сыграть злую шутку с новой церковью. Поскольку, по украинскому законодательству, церковным имуществом и храмами владеют общины, то архиереи УПЦ КП могли бы отдать негласный приказ своим прихожанам прибегнуть к саботажу и не перерегистрироваться «под москвина», что привело бы к настоящему коллапсу.

Однако «наиболее компромиссной нейтральной» фигурой, которая устраивает Фанар и выбор которой легко обосновать среди украинской паствы, считается константинопольский экзарх, архиепископ Памфилийский УПЦ в США Даниил (Зелинский).

Впрочем, 13 декабря выдвижения епископатом УПЦ КП единой согласованной кандидатуры в лице митрополита Епифания сломало надежду Константинополя на легкую победу. Патриарх Филарет продемонстрировал, что он также разбирается в интригах византийской политики. И если Украинской церкви не предоставили патриаршества, лишили ее традиционного названия, понизили в статусе, забрали заграничные приходы, ограничили в правах самоуправления, то место предстоятеля без боя никто сдавать не собирается.

Следующий ход в этой жесткой игре за Константинополем. Хотя его игроку легче, потому что главный козырь – Томос – в руках Варфоломея.
Отредактировано: Luna - 14 дек 2018 22:23:00
  • +1.98 / 30
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!