Цитата: terran от 13.02.2019 20:29:30Коллеги, подскажите, кто в теме, а то я в этом плохо разбираюсь, а понять хочется.
Итак, есть УПЦ МП. Есть РПЦ.
Произошло отделение Крыма от Украины. Потом Крым присоединился к России и теперь это территория России.
Происходит, например, отделение ЛНР, и ДНР от Украины. Потом, возможно и распад Украины и присоединение ещё каких-либо частей к России, например, Харьковской, Одесской, Запоролжской и т.д. территорий. Гипотетически, пусть у Украины останется только Киевская область и "западэнцы" - это не принципиально в контексте моего вопроса.
Так вот, сам вопрос: а какова "юрисдикция" (извините, не знаю как это точно называется в богословии, поэтому взял в кавычки) приходов в областях бывшей Украины, который присоединились теперь к России? Эти приходы относятся к РПЦ, ну, коли они на русской земле теперь, или всё-ещё в подчинении УПЦ МП?
Кому должны подчинятся приходы на русской земле теперь?
А то, гипотетически, может получится странная ситуация - в составе Украины останется одна единственная область - Киевская, а все приходы, которые остались на присоединившихся к России областях по прежнему подчиняются "Киеву", т.е. УПЦ МП, хоть и находятся на территории России.
Может кто-нибудь просветить меня по этому вопросу?
Только отвернулась - а Вас уже так просветили... И "киевский патриархат" в Крыму, и приходы гуляют сами по себе и присоединяются к любым митрополиям...
Давайте кратко, но системно.
Православие не имеет единого центра и делится на 14 канонических (т.е. законных) автокефальных (т.е. самовозглавляемых) церквей. Одной из них является РПЦ. Возглавляет её патр. Кирилл.
УПЦ (официальное название), она же УПЦ МП (общеупотребительное, во избежание путаницы с раскольничьим "киевским патриархатом" - УПЦ-КП) - автономная часть РПЦ. Автономия очень широкая, все основные решения принимаются внутри УПЦ. Возглавляет её митр. Онуфрий.
После воссоединения Крыма с Россией все три крымские епархии (Симферопольская и Крымская, Джанкойская и Раздольненская, Керченская и Феодосийская) по умолчанию остались в составе УПЦ. Донбасские епархии, естественно, тоже, причём один епископ может окормлять как территории в ЛДНР, так и те, что под украми.
Церковь - институт консервативный, и её границы не обязательно совпадают с государственными и не обязаны меняются при изменении государственных границ. Так, Молдавско-Кишинёвская митрополия также является самоуправляемой частью РПЦ (хотя Молдова - независимое государство), а Тираспольская и Дубоссарская епархия продолжает входить в эту митрополию (хотя Приднестровье - отдельная непризнанная республика). В Белоруссии вообще экзархат РПЦ (т.е. структура менее самостоятельная, чем автономия - вроде филиала). После отделения Абхазии местная епархия номинально осталась в составе ГПЦ, несмотря на её горячее желание перейти в РПЦ, а также на то, что ещё с войны 90-х годов грузинскому духовенству закрыт путь в Абхазию; да и на автокефалию Абхазия может претендовать, т.к. имела её тысячу лет.
Почему всё так сложно? Ну там традиции, духовные связи, Церковь вне политики... Это и знак доброй воли, братского отношения. Крым Россия забрала у Украины, как изымают ребёнка из семьи изуверов. Но УПЦ ведь не обращалась с крымскими епархиями, как фашистская хунта со своими гражданами. Мало того, УПЦ сама гонима на Украине с 90-х годов, и при этом симпатизирует России больше, чем любая другая группа украинского общества. За что же у неё-то епархии изымать?
С другой стороны, это рычаг контроля. Если укровласти попробуют захватить/подменить/поставить под контроль УПЦ, они сразу потеряют епархии Крыма и Донбасса, а может, и не только. Если ГПЦ захочет признать украинско-стамбульское новообразование - навсегда лишится Абхазии. При попытках присоединить молдавскую церковь к румынской то же произойдёт с Приднестровьем, и пр.