Украина и украинско-российские отношения
205,470,705 348,508
 

  Demid ( Слушатель )
28 мар 2019 20:32:29

The Atlantic (США): падение и трудный подъем украинской популистки

новая дискуссия Статья  274

28.03.2019
Бывший премьер-министр страны Юлия Тимошенко баллотируется на пост президента, но союзники Украины беспокоятся, что она может поставить под угрозу единственный план по сохранению мира, пишет автор. По мнению некоторых бывших ее соратников, у нее всегда была самая неопределенная международная повестка дня. А цена за любые изменения статуса-кво может быть весьма серьезной.


Ян Бейтсон (Ian Bateson)
Славянск, Украина. Юлия Тимошенко пытается завоевать популярность у публики. Баллотируясь на пост следующего президента Украины, она пообещала утроить пенсионные выплаты и вдвое сократить расходы на отопление. За несколько недель до президентских выборов она подталкивала общество к импичменту действующего президента Петра Порошенко и заявила, что сразу после избрания закроет все аэропорты страны, чтобы не допустить бегства коррумпированных чиновников.
Эта стратегия во многом отражает направленные против истэблишмента настроения в преддверии первого тура президентских выборов. Этот этап сузит круг до двух кандидатов на пороге финального голосования в следующем месяце. Лишь 9% украинцев доверяют своему правительству. В первом туре голосования будут представлены 39 кандидатов. Бывший премьер-министр Тимошенко была лидером в этой гонке, но Владимир Зеленский затмил ее популистские тенденции своими. Зеленский — актер без политического опыта, который играет украинского президента в одной популярной телевизионной программе.
Разочарование в популистской стратегии Тимошенко исходит из того, что избирательная кампания в основном сосредоточена на внутренних вопросах, таких как искоренение коррупции или реформирование экономики. Подобный расклад может привести к последствиям на международном уровне. Тимошенко выразила сомнение насчет минских соглашений 2015 года о прекращении огня. Эти соглашения — единственный путь в сторону мира в многолетнем конфликте с Россией.
Велика вероятность, что они столкнутся в финальном туре — лидирующий Зеленский, Тимошенко и Порошенко, разделяющие второе место. Главный вопрос состоит в том, как следующий президент Украины будет защищать страну, расположенную на глобальной геополитической линии разлома. Россия и Запад конфликтуют так, как не делали этого со времен холодной войны: официальные лица в Вашингтоне, Лондоне и других местах указывают на Москву, перечисляя вопросы к ней, начиная от вмешательства в выборы и заканчивая отравлением людей на их территории.
Но ни один из этих конфликтов не является более важным для Владимира Путина, чем конфликт на Украине. И если следующий лидер Украины попытается пересмотреть нынешнее мирное соглашение, — которым не удовлетворена в должной степени ни одна из сторон, но которое является единственной существующей опорой в отношениях между двумя странами, — это может привести к росту насилия, которое пока сдерживается в определенных районах страны.
Когда поддерживаемые Россией сепаратисты стали наступать на востоке Украины, именно здесь, в Славянске, они добились определенного успеха. В 2014 году Славянск стал первым захваченным городом. Сепаратисты, возглавляемые бывшим офицером российской разведки, захватили здание мэрии, — в то время перед ней еще стояла статуя Ленина. Затем они похитили мэра города и возобновили сталинский декрет, по которому расстреливались мародеры после прекращения поставок продовольствия.
После трехмесячного противостояния сепаратисты направились в соседний город Донецк, позволив украинским военным вернуть Славянск. Сейчас украинский флаг вновь развевается над мэрией. Тем не менее жизнь остается нелегкой. Промышленные здания пустуют, рабочих мест мало, а банки взимают непомерные процентные ставки на кредиты, ссылаясь на близость Славянска к местам боевых действий, где, по данным ООН, погибли около 13 тысяч человек с момента начала конфликта.
В этом месяце на центральной площади перед мэрией Тимошенко обратилась к избирателям. Исчезли ее знаменитые косы времен Оранжевой революции, когда Тимошенко была одной из тех, кто вывел украинцев на улицы чтобы признать недействительными фальсифицированные президентские выборы 2004 года. Половина толпы, прибывшей на автобусе из близлежащих городов, приветствовала Юлию, держа в руках таблички с надписью «Тимошенко = мир» и «Донбасс для Тимошенко». Другая половина, похоже, все еще не убежденная, держалась в стороне, испытывая любопытство из-за присутствия такой знаменитости в городе.
«Я знаю, вы не верили, что кто-то из кандидатов в президенты приедет навестить вас», — сказала она толпе, пытаясь заявить о себе как о голосе их тяжелого положения. Затем, отдав дань борьбе Славянска с 2014 года, она добавила: «Мы вернемся к нормальной жизни». (Тимошенко отклонила несколько запросов на интервью).
Это третий и, возможно, последний раз, когда Тимошенко баллотируется в президенты. В 2010 году она проиграла Виктору Януковичу — человеку, которому помешали занять пост президента на фиктивных выборах 2004 года. После этого Тимошенко два срока была премьер-министром, затем провела два с половиной года в тюрьме по обвинению в злоупотреблении служебным положением, — этот приговор Европейский суд по правам человека счел «незаконным и необоснованным». Когда народные протесты заставили Януковича бежать в Россию в 2014 году, Тимошенко была освобождена из тюрьмы. Она бросилась на центральную киевскую площадь, чтобы произнести речь из инвалидного кресла. Но все пошло не по плану. Ее встретили плакатами с надписью «Свободна Юлия, но не власть». Был слышен гул неодобрения. Она проиграла президентские выборы 2014 года, получив менее 13 процентов голосов.
Оставшаяся часть ее речи в Славянске затрагивала то, почему ее кандидатура на пост президента беспокоит западные правительства. Полтора часа Тимошенко обвиняла Порошенко в продолжающихся беспорядках на востоке Украины: «кто-то не хочет добиться мира потому, что не извлечет из этого никакой выгоды». Она также обвиняла Германию, Францию и Соединенные Штаты в неспособности договориться о мире.
По мере приближения дня выборов и таяния ее былого лидерства, речи Тимошенко становились все более популистскими. Помимо подрывающей бюджет экономической политики и обещаний избавиться от взяточничества, именно ее заявления о минском соглашении вызвали наибольшее беспокойство. Это соглашение не пользуется популярностью среди украинцев, которые видят в договоренностях с Россией и ее представителями на востоке Украины неспособность добиться мира и легитимности над украинской частью территории. Тем не менее западные страны опасаются, что Россия никогда не подпишет какое-то другое соглашение.
Тимошенко заявила, что «не принимала минские соглашения с самого первого дня», и что переговоры велись «за спиной Украины». Используя свою известность за рубежом и тот факт, что ранее в качестве премьер-министра она вела переговоры о газовой сделке с Путиным, Тимошенко стремилась убедить избирателей в своей способности положить конец конфликту с Россией.
По словам Григория Немыря, замглавы партии Тимошенко «Батькивщина», кандидат в президенты стремится к новым переговорам на основе соглашения 1994 года, подписанного США, Великобританией и Россией, согласно которому Украина отказалась от советского ядерного арсенала. (Зеленский, предвыборный лидер, последовал примеру Тимошенко и взял на себя обязательство следовать новым форматам переговоров, хоть он и не предоставил конкретики).
До сих пор Тимошенко не делала заявлений, что минские соглашения должны быть отменены. По крайней мере, не говорила об этом публично. Специальный представитель США по переговорам с Украиной Курт Волкер (Kurt Volker) сообщил мне, что во время встречи со всеми основными кандидатами, в том числе с Тимошенко, они обязались поддерживать минские соглашения. Однако есть два западных дипломата и бывший представитель неправительственной организации (все они просили сохранить их анонимность), которые заверяли, что наедине Тимошенко более двусмысленна. Она заставляла теряться в догадках о своих действиях в том случае, если будет избрана.
Возможно, она и сама не знает ответа на этот вопрос. «Она не понимает международную политику», — сказал мне Тарас Березовец, который был советником ее президентской кампании в 2010 году и заместителем управляющего ее кампании в 2014 году. Ныне ведущий новостной программы на телеканале, поддерживающем Порошенко, Березовец сообщил: «У нее всегда была самая неопределенная международная повестка дня».
Цена за любые изменения статуса-кво может быть серьезной. Во-первых, как верно отметил Волкер, санкции США и ЕС против России за ее действия на Украине основаны на минском соглашении. А вблизи зоны конфликта в последние месяцы все более очевиден ненадежный характер ситуации в области безопасности Украины. В ноябре Россия обстреляла и взяла в плен 24 украинских моряка, пытавшихся войти в Азовское море, которое совместно контролируется Украиной и Россией. По словам Волкера, Россия отказалась обсуждать освобождение заключенных до тех пор, пока не пройдут президентские выборы на Украине. Путин надеется, что будет иметь дело с другим руководством в Киеве.
На востоке Украины беспокойство об этих моряках и конфликте в целом ложится тяжелым бременем на плечи избирателей. Вира, шестидесятилетняя женщина и работница завода в прошлом, пришла на митинг Тимошенко и даже смогла получить ее подпись на предвыборной листовке. Она сказала, что не уверена в том, будет ли голосовать за Тимошенко, но убеждена, что не станет отдавать свой голос за Порошенко.
«Мне не нравится Путин, но он сказал, что поговорит с новым лидером, — сказала она. — Это важно, поскольку убережет от смерти мальчиков».
Ян Бейтсон — журналист, работающий на Украине. Со времени революции на Майдане работает над книгой об украинской идентичности.
https://inosmi.ru/po…38481.html

На добраніч почитайте..Веселый Приветствующий

  • +0.35 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  roQiN ( Слушатель )
29 мар 2019 07:43:10
Сообщение удалено
roQiN
30 мар 2019 07:47:58
Отредактировано: roQiN - 30 мар 2019 07:47:58

  • +0.30
 
 
  Emperor_of_Unvierse ( Слушатель )
29 мар 2019 08:08:00

Разведок на самом деле много разных. Технической должна заниматься именно какая-то из структур внутри ФСБ. Могу правда ошибаться.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
  Aleksej ( Слушатель )
29 мар 2019 08:40:31

ФСБ это то что раньше называлась КГБ. КГБ если и занималось то не разведкой, а контрразведкой.
Структура политического контроля.
  • -0.21 / 11
  • АУ
 
 
 
 
  Emperor_of_Unvierse ( Слушатель )
29 мар 2019 09:36:41

Политической должна заниматься СВР. Военные тоже отдельно. Там много всего разного и все занимаются своими вещами.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Алексей N ( Специалист )
29 мар 2019 10:49:45

 Чепухой не надо здесь трясти.
.
ПЕРВОЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР – внешняя разведка (создано 18 марта 1954 года). Подробная структура этого подразделения приведена ниже.
ВТОРОЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР – внутренняя безопасность и контрразведка (создано 18 марта 1954 года, к 1980 году в его структуре имелось 17 отделов):
Управление «А» (аналитическое);
Управление «П» ( с сентября 1980 года по 25 октября 1982 года) – «защита интересов обороноспособности и экономического развития СССР»;
Управление «Т» - обеспечение безопасности на транспорте – (создано в сентябре 1973 года) оперативное обеспечение МГТС, Минсвязи, Минморфлота, Минрыбхоза, Минречфлота, Министерства гражданской авиации (МГА), центрального аппарата ДОСААФ и их объектов; организация контрразведывательной работы на железных дорогах, по линии международных, авиационных, морских и автомобильных перевозок, обеспечения специальных и особо важных перевозок.
Самостоятельные отделы, входящие в структуру центрального аппарата Второго Главного управления КГБ СССР:
1-й отдел (США и Латинская Америка);
2-й отдел (Великобритания и страны Британского Содружества);
3-й отдел (ФРГ, Австрия и страны Скандинавии);
4-й отдел (Франция и остальные страны Европы);
5-й отдел (Япония, Австралия);
6-й отдел (развивающиеся страны);
7-й отдел (туристы);
8-й отдел (остальные иностранцы);
9-й отдел (студенты);
10-й отдел (журналисты, служба безопасности таможни);
Отдел по борьбе с терроризмом.
ТРЕТЬЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР – военная контрразведка (создано 18 марта1954 года, с февраля 1960 года до июня 1982 года – Третье управление). Главку подчинялись Особые отделы военных округов, дислоцированных на территории Восточной Европы групп войск, а также особые отделы отдельных видов сухопутных войск и ВМФ. Еще военные чекисты занимались контрразведывательным обеспечением внутренних войск МВД СССР.
Особые отделы в военных округах Советского Союза:
Краснознаменный Белорусский военный округ (Белоруссия);
Краснознаменный Дальневосточный военный округ (Амурская, Камчатская, Сахалинская области, Приморский и Хабаровский края);
Ордена Ленина Забайкальский военный округ (Иркутская, Читинская области, Бурятская, Якутская АССР, а также войска, дислоцированные в Монголии);
Краснознаменный Закавказский военный округ (Азербайджанская, Армянска, Грузинская ССР);
Краснознаменный Киевский военный округ (Ворошиловоградская, Днепропетровская, Донецкая, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Харьковская, Черкасская, Черниговская области Украинской ССР);
Ордена Ленина Ленинградский военный округ (Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Новогородская, Псковская области, Карельская АССР);
Ордена Ленина Московский военный округ (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Горьковская, Ивановская, Калининская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Ярославская области);
Краснознаменный Одесский военный округ (Молдавская ССР, Запорожская, Крымская, Николаевская, Одесская, Херсонская области Украинской ССР);
Краснознаменный Прибалтийский военный округ (Латвийская, Литовская, Эстонская ССР, Калининградская область);
Краснознаменный Приволжский военный округ (Куйбышевская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области, Башкирская, Марийская, Мордовская, Татарская, Чувашская АССР);
Краснознаменный Прикарпатский военный округ (Винницкая, Житомирская, Ивано-Франковская, Львовская, Луцкая, Ровенская, Тернопольская, Ужгородская, Хмельницкая, Черновицкая области Украинской ССР);
Краснознаменный Северо-Кавказский военный округ (Краснодарский, Ставропольский края, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская АССР, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области);
Краснознаменный Сибирский военный округ (Алтайский, Красноярские края, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Тувинская АССР);
Краснознаменный Среднеазиатский военный округ (Казахская, Киргизская, Таджикская ССР);
Краснознаменный Туркестанский военный округ (Туркменская, Узбекская ССР; в т.ч. 40-я общевойсковая армия – основная часть Ограниченного контингента советских войск в Афганистане);
Краснознаменный Уральский военный округ (Коми, Удмуртская АССР, Кировская, Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области).
Управления Особых отделов в группах советских войск, дислоцированных в социалистических странах Восточной Европы:
Северная группа войск (Польская Народная Республика);
Центральная группа войск (Чехословацкая Социалистическая Республика);
Южная группа войск (Венгерская Народная Республика).
Управление Особых отделов в Группе советских войск в Германии.  С 1954 года в составе этого подразделения действовал 3-й отдел (закордонная разведка). Его сотрудники совместно с коллегами из Первого главного управления КГБ и МГБ ГДР сосредоточили свое внимание, прежде всего, на разработке отдельных органов спецслужб Западной Германии и НАТО. Речь шла о внедрении в эти органы (включая шифровальные и дешифровальные) своей агентуры, а также о нейтрализации деятельности и дезинформации технической разведки противника.
Управление Особых отделов в Ракетных войсках Стратегического назначения.
Особые отделы в войсках ПВО Советского союза.
Особые отделы в ВВС СССР.
Особые отделы в ВМФ СССР:
Дважды Краснознаменный Балтийский флот (Калининград);
Краснознаменный Северный флот (Североморск);
Краснознаменный Тихоокеанский флот (Владивосток);
Краснознаменный Черноморский флот (Севастополь);
Краснознаменная Балтийская флотилия (Баку);
Краснознаменная Ленинградская военно-морская база.
Управление Особых отделов по внутренним войскам МВД СССР – создано 13 августа 1983 года.
Управление «В» (контроль органов МВД) – создано 13 августа 1983 года для контрразведывательной защиты органов МВД. Ранее в соответствии с решением Политбюро ЦК КПСС от 27 декабря 1982 года на укрепление аппарата МВД из КГБ было командировано более 100 офицеров из числа опытных руководящих оперативных и следственных работников.
ЧЕТВЕРТОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР – обеспечение государственной безопасности на транспорте (ликвидировано 5 февраля 1960 года).
Его функции с 25 июля 1967 года по сентябрь 1973 года выполнял 12-й отдел Второго Главного управления, а с сентября 1973 года и по сентябрь 1981 года Управление «Т» Второго Главного управления.
Восстановлено 10 сентября 1981 года Приказом КГБ СССР № 00170 от 10 сентября 1981 года (структура и штат были объявлены Приказом КГБ СССР № 00175 от 24 сентября 1981 года);
ПЯТОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР – идеологическая контрразведка (Приказ КГБ СССР № 0096 от 25 июля 1967 года). Его структура приведена ниже.
ШЕСТОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР – экономическая контрразведка и промышленная безопасность (ликвидирована 5 февраля 1960 года). Восстановлено решением Коллегии КГБ «О мерах по усилению контрразведывательной работы по защите экономики страны от подрывных действий противника» (объявлено Приказом КГБ СССР № 00210 от 25 октября 1982 года). Структура и штат Шестого управления были объявлены Приказом КГБ СССР № 00215 от 11 ноября 1982 года. Раннее эти задачи решали 9-й, 11-й и 19-й отделы Второго Главного управления, а с сентября 1980 года – Управление «П» в составе этого же Главка.
СЕДЬМОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР – наружное наблюдение и охрана иностранного дипломатического корпуса (создано 18 марта 1954 года).
В структуре Главка были:
Служба ОДП (охрана дипломатического корпуса);
Группа «А» (известная как «Альфа») (образована Приказом Председателя КГБ № 0089ОВ от 29 июля 1974 года) служба ОДП – группа «Альфа» (подчинялась напрямую Председателю КГБ и Генеральному Секретарю ЦК КПСС);
7-й отдел (материально-техническое обеспечение средствами наружного наблюдения: автомобили, телекамеры, фотоаппаратура, магнитофоны, зеркала);
10-й отдел (наблюдение за общественными местами, посещаемыми иностранцами: парками, музеями, театрами, магазинами, вокзалами, аэропортами);
11-й отдел (снабжение аксессуарами, необходимыми для ведения слежки: париками, одеждой, гримом);
12-й отдел (наблюдение за высокопоставленными иностранцами).
ВОСЬМОЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР – шифровальная служба (создано в марте 1954 года).
ДЕВЯТОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР – охрана руководителей ЦК КПСС и Правительства СССР (создано 18 марта 1954 года).
В состав Главка входили:
Управление Коменданта Московского Кремля (с 18 марта 1954 года по 25 июня 1959 года – Десятое управление КГБ);
Комендатура по охране зданий ЦК КПСС.
ПЯТНАДЦАТОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР – строительство и эксплуатация «резервных объектов» - бункеров для руководства страной на случай ядерной войны. Создано путем выделения из состава Девятого Управления КГБ (Приказ КГБ № 0020 от 13 марта 1969 года). Согласно временному Положению об этом подразделении Лубянки (объявлено Приказом КГБ № 0055 от 1 июня 1971 года):
«…основной задачей Управления является обеспечение постоянной готовности к немедленному приему укрываемых в защищаемые пункты (объекты) и создание в них условий, необходимых для нормальной работы в особый период»;
Свою работу Пятнадцатое Управление должно было осуществлять «в тесном взаимодействии с Девятым Управлением КГБ».
В сентябре 1974 года в Пятнадцатом управлении КГБ создано четыре управления.
ШЕСТНАДЦАТОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР – электронная разведка, радиоперехват и дешифровка (выделено 21 июня 1973 года из Восьмого управления Приказом КГБ СССР № 0056 от 21 июня 1973 года). В данном управлении были отделы:
1-й отдел – вскрытие шифров. В своем распоряжении имел специальную машину оборонного назначения (разработка московского НИИ «Квант» первой половины семидесятых годов прошлого века) – ЭВМ «Булат». Хотя ресурсов этого устройства не хватало. Работа по анализу собранной информации, особенно на местах, велась, как рассказал в 2000 году журналисту Евгению Пахомову один из бывших сотрудников Шестнадцатого управления, главным образом «вручную»:
«Мы мечтать не смели о том, чтобы, как американцы, отправлять каждый перехват на компьютерный анализ. Я помню эти длинные ряды шкафов, набитых пыльными папками с подшитыми, но не расшифрованными материалами. По сути, мы работали в шкаф»;
3-й отдел – перевод прочитанной корреспонденции на русский язык;
4-й отдел – обработка поступивших из Третьего отдела материалов и рассылка потребителям.
Было три вида документов:
  • Брошюры для руководителей страны и партии. В семидесятые годы прошлого века это были члены политбюро ЦК КПСС Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Андрей Громыко, Кириленко, Михаил Суслов и Дмитрий Устинов.

  • Брошюры для начальников Первого и Второго Главных управлений КГБ.

  • Материалы для руководства других заинтересованных ведомств.


Фактически 4-й отдел играл роль информационно-аналитического подразделения;
5-й отдел - занимался анализом шифросистем и осуществлял связь с соответствующими спецслужбами стран – участниц организации Варшавского договора и дружественных СССР государств;
Первая служба – отвечала за «закладки» и другие технические способы проникновения в иностранные посольства. В ее структуре были такие отделы:
1-й отдел – анализ иностранной аппаратуры шифросвязи на предмет установки в ней «жучков», разработка методов перехвата сигналов, излучаемых этой аппаратурой;
2-й отдел – перехват этих сигналов и их обработка;
3-й отдел – связь с таможенными органами и другими учреждениями, с помощью которых проводились операции по закладке и удалению «жучков»;
5-й отдел «очищал» перехваченные сигналы от помех.
Также в подчинении у начальника Шестнадцатого управления КГБ СССР находились посты радиоэлектронной разведки КГБ, размещенные за пределами Советского Союза.  Большинство из этих подразделений размещались на территории советских дипломатических миссий.
Подробнее о них будет рассказано ниже.
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК (создано 2 апреля 1957 года) КГБ СССР. В его структуре были:
Штаб пограничных войск;
Политическое управление;
Разведывательное управление.
Главку подчинялись пограничные округа:
Балтийский пограничный округ (Рига);
Дальневосточный пограничный округ (Хабаровск);
Забайкальский пограничный округ (Чита);
Закавказский пограничный округ (Тбилиси);
Западный пограничный округ (Киев);
Камчатский пограничный округ (Петропавловск-Камчатский);
Северо-Западный пограничный округ (Ленинград);
Среднеазиатский пограничный округ (Ашхабад);
Тихоокеанский пограничный округ (Владивосток);
Южный пограничный округ (Алма-Ата).
Отдельно следует выделить образовательные учреждения Главного управления пограничных войск КГБ. В систему подготовки офицерских кадров пограничных войск входили:
Алма-Атинское Высшее пограничное командное училище КГБ;
Московское Высшее пограничное командное Краснознаменное училище КГБ;
Школа по подготовке комендантов загранпредставительств СССР.
По утверждению последнего Председателя КГБ Вадима Бакатина в конце восьмидесятых годов прошлого века, «на долю этого главка приходилось около половины численности и бюджета КГБ».
УПРАВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ (УПС) КГБ СССР (создано приказом КГБ СССР № 0019 от 13 марта 1969 года на базе Отдела правительственной связи).
В его структуре были подразделения:
Штаб войск правительственной связи;
АТС-1 – городская телефонная связь для высшей категории абонентов (порядка 2000 номеров в 1982 году);
АТС-2 – городская правительственная связь (порядка 7000 абонентов в Москве и 10 000 по стране (с учетом зонных станций) в 1983 году);
ПМ (ВЧ) связь – правительственная междугородная связь (порядка 5000 абонентов в 2004 году) – аппараты ВЧ связи были в столицах социалистических государств, посольствах и генеральных консульствах, штабах советских зарубежных групп войск и т.п.
Кадры для УПС готовили в двух военно-технических училищах.
В Орловском высшем командном училище связи им. М. И. Калинина (факультеты «Дальняя (правительственная) связь», «Проводная и полупроводниковая связь» и др.) – создано в соответствии с Приказом Председателя КГБ №0212 от 14 июня 1971 года 1 октября 1972 года. К 1975 году подготовлено 2303 офицера, из которых непосредственно в войска правительственной связи направлено 1454 (то есть 63,2%) выпускников. С 1976 по 1993 год училищем подготовлено около 4000 специалистов, из которых более 60% было направлено в органы и войска правительственной связи.
В Военно-техническом училище КГБ (ВТУ). Оно было основано согласно Приказу Председателя КГБ №0287 от 27 сентября 1965 года на базе военного городка 95-го пограничного отряда и первого корпуса Высшего пограничного командного училища, учебный процесс начался 1 сентября 1966 года (срок обучения – 3 года, курсы переподготовки – от 3 до 5 месяцев). Более 60% выпускников готовились непосредственно для войск правительственной связи, остальные - для органов и войск КГБ и МВД.
СЛЕДСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ КГБ СССР. Согласно Постановлению СМ СССР № 99-33 от 13 февраля 1973 года получил статус и права самостоятельного управления, не меняя при этом формального названия;
ДЕСЯТЫЙ ОТДЕЛ КГБ СССР (создан 21 октября 1966 года) – учет, статистика, архивы;
ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ОТУ) КГБ СССР. Среди подразделений этого управления следует выделить:
6-й отдел (создан 2 июля 1959 года, с июня 1983 года – Шестая служба) – перлюстрация корреспонденции;
Центральный НИИ специальных исследований;
Центральный НИИ специальной техники.
Также управление занималось:
  • изготовлением документов для оперативных целей, экспертизой почерков и документов;

  • радиоконтрразведкой;

  • изготовлением опертехники.


ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ СССР (создано согласно приказу КГБ СССР № 05 от 4 января 1973 года на базе военно-строительного отдела ХОЗУ).
УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ КГБ СССР (создано 18 марта 1954 года).
ФПО – финансово-плановый отдел КГБ СССР.
МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ КГБ СССР.
ХОЗУ – хозяйственное управление КГБ СССР.
СЕКРЕТАРИАТ КГБ СССР (с 18 июля 1980 года Управление делами КГБ (Постановление Совмина СССР №616-201 от 18 июля 1980 года).
ИНСПЕКЦИЯ ПРИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕ КГБ СССР (с 27 ноября 1970 года Инспекторское управление (Приказ КГБ СССР № 0569 от 27 ноября 1970 года).
Приказом КГБ № 0253 от 12 августа 1967 года Группа референтов при Председателе КГБ была переименована в Инспекцию при Председателе КГБ. В объявленном приказом № 00143 от 30 октября 1967 года говорилось, что Инспекция:
«…создана в целях организации и практического осуществления в Комитете и его органах на местах контроля и проверки исполнения – важнейшего ленинского принципа деятельности Коммунистической партии и Советского государства, испытанного средства совершенствования государственного аппарата и укрепления связи с народом».
В положении был определен статус нового подразделения:
«…является оперативным контрольно-инспекторским аппаратом (на правах самостоятельного  управления Комитета и подчиняется Председателю Комитета».
Задачи Инспекции:
«Главное в работе  Инспекции – оказание помощи руководству Комитета в госбезопасности в четком и своевременном выполнении задач, поставленных перед органами и войсками КГБ, организации систематической проверки исполнения решений ЦК КПСС, Советского правительства и правовых актов КГБ в интересах дальнейшего совершенствования агентурно-оперативной, следственной работы и работы с кадрами. Всю свою деятельность инспекция подчиняет строжайшему соблюдению социалистической законности».
ДВЕНАДЦАТЫЙ ОТДЕЛ КГБ СССР (создан Приказом КГБ СССР № 00147 от 20 ноября 1967 года) – применение опертехники  (в т.ч. прослушивание телефонов и помещений).
Группа консультантов при Председателе КГБ СССР – создана приказом КГБ СССР № 00112 от 19 августа 1967 года с общим штатом 10 человек  (в штат входило 4 старших консультанта, 4 консультанта).
Представительство КГБ СССР в ГДР – имело статус самостоятельного управления КГБ СССР.
Бюро связи КГБ СССР с издательствами и органами массовой информации («Пресс-бюро КГБ») (выделено в самостоятельное подразделение 26 ноября 1969 года, до этого входило в состав Группы консультантов при председателе КГБ).
Военно-медицинское управление КГБ СССР – создано в 1982 году на базе медицинского управления ХОЗУ.
Юридическое бюро КГБ СССР – начало работы с 1 января 1979 года.
Дежурная служба КГБ СССР (Начальник Дежурной Службы – 1-й заместитель начальника Секретариата).
Партком КГБ СССР.
СОВЕТСКАЯ ВНЕШНЯЯ РАЗВЕДКА – ПЕРВОЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КГБ
Структура центрального аппарата внешней разведки в семидесятые годы прошлого века включала в себя: руководство управления (начальник ПГУ КГБ СССР, его заместитель по географическим регионам (по Американскому континенту, Европе, Азии, Ближнему Востоку и Азии и т.п.) и коллегию ПГУ КГБ СССР); административно-технические подразделения (секретариат, отдел кадров); управления, линейные (географические) отделы и службы.
Управления ПГУ КГБ СССР:


Подмигивающий
  • +0.67 / 20
  • АУ