Велюров в четвертой части Главы №15 (
http://www.free-info…z-15-4.htm)
пишет:
Чтобы не отставать от США, в ноябре 1956 года в СССР было создано ОКБ-424 «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» (бывший «Дирижаблестрой»).
Совместными усилиями ОКБ-424 и ОКБ-1, на основе спускаемого аппарата корабля «Восток», был создан совершенно секретный стратостат «Волга».
Я не случайно начал разговор на тему «МЫ и ОНИ», потому что решительно все, что касается темы стратостата «Волга», остается государственной тайной!
До сих пор нет четкого ответа ни на один вопрос: зачем в СССР на основе спускаемого аппарата корабля «Восток» решили сделать стратосферный летательный аппарат? Сколько всего было создано таких «шариков» и сколько было совершено полетов? Имена членов экипажей? Максимальная высота полета?
Неизвестно даже, кто заказчик данного летательного аппарата!
Если бы не один единственный полет 1 ноября 1962 года, документированный по правилам Международной авиационной федерации FAI для установления мирового рекорда (прыжок с парашютом с высоты 25 километров), − то, возможно, мы бы вообще никогда не узнали об этой уникальной странице истории воздухоплаванья!
Любопытная деталь: ни в мемуарах Чертока, ни в дневниках Каманина, ни у Гудилина, ни и других, − вы не найдете наименьшего упоминания о стратостате «Волга»!
Даже руководитель подготовки космонавтов генерал-лейтенант Каманин, будучи хорошо осведомленным человеком, вспомнил о Петре Долгове лишь однажды, причем чисто по-советски − в контексте опровержения зарубежной клеветы!
Сегодня было много звонков из ЦК (Савинкин, Сербин, Карионов, Попов и другие). Начальство обеспокоено очередной «уткой» американской прессы: по сообщениям ТАСС, в одной из американских газет появилась клеветническая статья, утверждающая, что в СССР погиб не один космонавт Комаров, а якобы уже погибло одиннадцать космонавтов. В сообщениях перечисляются фамилии: Долгов, Михайлов, Грачев и другие. Все перечисленные товарищи никакого отношения к космонавтам не имели и не имеют. Парашютист Долгов действительно погиб при попытке установить новый рекорд высоты парашютного прыжка, об этом событии подробно писали наши газеты. Я бы не обращал внимания на эту очередную клевету продажных писак, но от нас требуют справки и материалы, опровергающие ложь американцев. Волей-неволей приходится заниматься и этим делом. Владимир Комаров — первая жертва среди космонавтов СССР. Мы все больно переживаем эту потерю и не хотим в эти дни скорби заниматься «перевоспитанием» американских лжецов.
(4 мая 1967 года, из дневника Н. Каманина)
|
Потом я понял: дневники Каманина были грубо отредактированы, причем без ведома автора. Не очень умными «литературными критиками» эпохи Л.И. Брежнева...
Догадался я об этом очень просто: во-первых, записи до октября 1964 года изобилуют острой критикой Н.С. Хрущева − чего не позволил бы себе ни один генерал в здравом уме! Во-вторых, заместитель начальника Главного штаба ВВС генерал-лейтенант Каманин просто не мог назвать Героя Советского Союза полковника ВВС Петра Долгова «парашютистом Долговым» − так мог написать только штатский!
И, в-третьих, сам Каманин в начале ноября 1962 года вспоминал о чем угодно: о приеме старого авиатора в партию, о смерти первого секретаря Куйбышевского обкома партии, опять же − ругал Хрущева, перемывал кости коллегам, о Петре Долгове − ноль, ничего!
Иными словами, перед нами второй случай (после «Мурманской находки»), когда никто из маститых авторов мемуаров и дневников ничего не видел, не слышал, не помнит...
Значит, мы на верном пути! Значит, речь идет о чем-то очень-очень важном. Может быть − о самом важном во всем нашем рассказе!
Секретная «Волга»
Во всей истории засекречивания работ по созданию стратосферного эквивалента космического корабля «Восток» самое странное − это истинная причины секретности.
Насколько я могу судить, то ничего особо секретного ни в самом стратостате «Волга», ни в скафандрах, ни в технологии изготовления воздушного шара нет. Тем более, по прошествии полувека. Что же препятствует предать гласности всю информацию по проекту? Не та же ли самая причина, по которой мы до сих пор не знаем точных обстоятельств поимки в Атлантике в апреле 1970 года макета спускаемого аппарата космического корабля «Аполлон»?!
Не имея возможности обнародовать официальную информацию, на буду ссылаться на открытые советские/российские источники и публикации западных СМИ.
В первую очередь, я приглашаю всех читателей просмотреть документальный фильм, показанный по ОРТ, о судьбе экипажа стратостата «Волга».
Просмотренный вами документальный фильм является ценным по двум причинам: во-первых, здесь ясно и четко говорится, что стратостат «Волга» создан на основе космического корабля «Восток» (а не наоборот!), что все работы проводились по заказу ОКБ-1 и под личным руководством Сергея Павловича Королева.
Во-вторых, была продемонстрирована секретная кинопленка съемок летных испытаний стратостата «Волга», и это дает нам представление о масштабности секретных работ по изучению полета человека в стратосферу.
Теперь об очевидных недостатках фильма: он представляет собой изощренную полуправду, которая должна нас убедить в том, что стратостат «Волга» был изготовлен едва ли не в единичном экземпляре ради одного единственного полета по установлению мирового рекорда по прыжкам с парашютом. После чего весь проект был закрыт.
Кроме того, помимо технических ошибок и логических нестыковок, фильм содержит чрезвычайно ложную посылку: авторы приписали Королеву абсолютно дилетантские рассуждения о причинах, побудивших СССР построить высотный пилотируемый стратостат. Дословная цитата из фильма: «Руководитель советской космической программы Сергей Королев знал, насколько несовершенны системы жизнеобеспечения космонавтов. Особенно опасен был этап приземления. На космических кораблях системы «Восток» не была отработана система мягкой посадки... Да, полет Гагарина закончился успешно. Но риск был настолько велик, что Королев принимает решение провести специальный эксперимент, чтобы обезопасить космонавтов от гибели при посадке. Для этого и разработали секретный проект «Звезда»...»
Любопытная версия, мягко говоря. Технически безграмотная и бесконечно далекая от правды. Обращает на себя внимание отсутствие всякой логики: каким образом прыжок с парашютом с высоты 25 километров может обезопасить космонавтов в процессе приземления? Никак! Какое отношение имеет стратостат «Волга» на лапчатых опорах с поршневыми амортизаторами к отработке пороховых двигателей мягкой посадки? Никакого!
Иными словами, причина у Королева была, и довольно веская. Но, вот огласить ее мы не можем даже спустя 56 лет!
Рискну предположить: секретом является сам метод «запуска» космического корабля в «нижнее космическое пространство» при помощи воздушного шара! Тут дело вот какого рода: что космонавты, пилотировавшие «Восток», что пилоты стратостата «Волга» в полете 01.11.1962г., − покидали кабину и приземлялись отдельно от нее, на парашюте. При этом один из пилотов «Волги» катапультировался в точности, как пилот корабля «Восток». Оба корабля − алюминиевые шары, закрытые тканевой теплоизоляцией, визуально неотличимые для обывателя. Я не хочу строить никаких конспирологических теорий, но, если бы Королеву вдруг понадобилось, то он мог бы легко «запустить» космический корабль «Восток» на высоту свыше 25 километров и произвести его спуск с космонавтом на борту в условиях, максимально приближенных к реальным! Отличить такой стратосферный полет от космического − было бы не так уж просто. Особенно, если бы в это время на орбите находился беспилотный корабль-ретранслятор речевых переговоров и телеметрических сигналов...
С технической точки зрения, никакой особой роли стратостат не мог сыграть для отработки корабля «Восток» − ключевая проблема первого пилотируемого корабля заключалась в обеспечении ориентации, торможения и спуска в атмосфере в условиях нагрева воздуха до состояния плазмы.
Некоторый интерес мог представлять стратостат для отработки системы аварийного спасения корабля «Восток» на этапе работы первой ступени, где единственным средством спасения было катапультируемое кресло. Формально, такой метод обеспечивал безопасное покидание корабля на высотах до 7км. Тем не менее, оставался открытым вопрос о возможностях высотного катапультирования (h > 7000м), вплоть до высоты отделения первой ступени ракеты. Уже в наши дни Феликс Баумгартнер и Алан Юстас практически подтвердили возможность прыжка с парашютом с высоты 40км, но в начале 60-х годов это было неочевидно.
Кроме того, стратостат давал возможность проводить длительные медико-биологические исследования космической радиации с минимальными затратами и риском.
Однако, стратостат обладал ключевым недостатком: он не мог обеспечить фактор невесомости!
Поэтом Королев возился со стратостатом совсем не ради летно-конструкторских испытаний отдельных систем корабля «Восток». Иначе бы об этом было написано в каждой книге воспоминаний, во всех мемуарах, дневниках, учебниках... Что скрывать?!
Тема эта стала табу по другой причине: потому что Королев изучал пилотируемые стратосферные полеты в аспекте противостояния Восток−Запад, непримиримой борьбы «Мы и Они», как ответ на развертывание аналогичных стратосферных систем в США.
Королев должен был повторить путь наших американских партнеров по космосу и доложить о перспективах и возможностях данного направления воздухоплаванья.