Цитата: Александр Юрьевич от 01.06.2019 12:02:48Отстал-то отстал,но вследствие чего - вот вопрос.То есть до 70-х был на уровне,а потом вдруг стал отставать.
А точнее с 30-х догонял,к 70 стал в чем-то обгонять,а затем начал тормозить.С теми же компьютерами - были в чем-то впереди,но шли своей дорогой и вполне конкурировали - те же БЭСМ или Уралы были в чем-то лучше американских аналогов,тот же Буран компьютер сажал,вполне себе отечественный,а американцы тогда этого себе позволить не могли.Но это продолжение военных линеек,которые долго оставались отечественными.А вот в народном хозяйстве - херак - а вот вам серия ЕС.А это автоматом путь второго,там нельзя не то,что обогнать - догнать невозможно.Кстати и интернет у нас начал параллельно с американцами развиваться,а то и раньше.То есть аналог APRANET - это то,из чего интернет вырос - у нас появился на добрый десяток лет раньше,ну да,конечно для нужд военных,для создания КСБУ - командной системы боевого управления,требующей передачи данных в онлайне на сотни и тысячи км.Кстати самые масштабные учения в СССР - Запад 81 - это как раз проверка этой системы на практике.
То есть у нас прогресс остановили сознательно.
Эх, наивные пошли камрады.... ага, сознательно. Только не в СССР, а вполне сознательно работали и работают сейчас против России в США.
Вспомните хоть историю, если забывать стали.
"
Ограничение экспорта в СССР и соцстраныС началом холодной войны США стали применять новый тип экономических санкций против СССР и стран социалистического блока. Они были направлены на перекрытие доступа к передовым технологиям и высокотехнологичной продукции. В марте 1948 г. Министерство торговли США ограничило экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружений в СССР и соцстраны Восточной Европы."
В 1949 г. эти ограничения были закреплены в Законе об экспортном контроле (Export Control Act).
Для реализации ограничительных мер в 1949 г. по инициативе США был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ; Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, COCOM), который осуществлял надзор за поставкой товаров и технологий западных государств СССР и его союзникам. В КОКОМ входили 17 стран (США, Канада, Австралия, Япония, Великобритания, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Турция). Еще шесть государств сотрудничали с комитетом (Австрия, Финляндия, Ирландия, Новая Зеландия, Швеция и Швейцария), формально не являясь его членами. Комитет разработал стратегию "контролируемого технологического отставания", согласно которой техника и технологии могли продаваться в социалистические страны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска. КОКОМ вел три списка товаров и технологий: первый с полным запретом на экспорт, второй с экспортом в ограниченном количестве и третий без ограничений экспорта, но с контролем за их конечным использованием. Любое из государств-участников комитета могло наложить вето на сделку по продаже, предложенную другим участником комитета. КОКОМ прекратил свою деятельность в 1994 г.
Самым громким случаем нарушения ограничений, наложенных КОКОМ, стала продажа в 1982-1984 гг. японской компанией Toshiba совместно с норвежской Kongsberg Gruppen фрезерных станков с программным управлением. С их помощью советской промышленности удалось создать новый тип лопастей для подводных лодок, которые значительно снизили уровнем шума и, соответственно, возможность обнаружения субмарин противником.
Закон об оборонной взаимопомощи и контроле
В 1951 г. США ужесточили экономические ограничения для экспорта в социалистические государства в связи с войной в Корее (1950-1953), где СССР поддерживал Северную Корею (КНДР), а западные государства – Южную.
В том же году Соединенные Штаты расторгли соглашение с советским правительством о торговле 1937 г., лишив СССР режима наибольшего благоприятствования. В результате таможенные тарифы на советские товары выросли в 4,6 раза по сравнению с уровнем налогообложения товаров других стран. Американский Конгресс принял Закон об оборонной взаимопомощи и контроле (Mutual Defense Assistance Control Act). Согласно этому документу, США могли отказать в экономической поддержке (например отменить режим наибольшего благоприятствования в торговле) любому государству, которое не присоединится к эмбарго против СССР и "находящихся под его влиянием" стран и продолжит поставки им стратегических товаров. Однако впоследствии, под давлением своих европейских союзников, США внесли в данный закон множество поправок и исключений, которые привели к тому, что акт фактически не действовал.
Статистические данные показывают, что с 1947 г. объем советско-американской торговли начал резко сокращаться. В 1946 г. он составлял 303,9 млн руб., в 1947 г. - 170 млн, в 1948 г. - 119 млн руб. В 1951 г. этот показатель упал до 24,3 млн руб., в 1952 г. - до 16,2 млн. Медленный рост начался только с 1955 г., отметка в 100 млн руб. была преодолена только в 1964 г. В эти же годы оборот внешней торговли СССР с "промышленно развитыми капиталистическими странами" Запада в целом рос, пережив лишь небольшое сокращение в 1949-1951 гг. В 1947 г. он составлял 459,1 млн руб., в 1948 г. - 679 млн, в 1949 г. - 565,8 млн, в 1951 г. - 576,8 млн, а в 1952 г. уже 734,5 млн руб.
На март 2012 года в
Вассенарской договоренности участвуют 40 государств
[5]:
Австралия,
Австрия,
Аргентина,
Бельгия,
Болгария,
Великобритания,
Венгрия,
Германия,
Греция,
Дания,
Ирландия,
Испания,
Италия,
Канада,
Латвия,
Литва,
Люксембург,
Мальта,
Мексика,
Нидерланды,
Новая Зеландия,
Норвегия,
Польша,
Португалия,
Румыния,
Россия,
Словакия,
Словения,
США,
Турция,
Украина,
Финляндия,
Франция,
Хорватия,
Чехия,
Швейцария,
Швеция,
Эстония,
ЮАР,
Южная Корея и
Япония.
- Категория 1 — Специальные материалы и связанные с ними оборудование и снаряжения (Special Materials and Related Equipment)
- Категория 2 — Обработка материалов (Materials Processing)
- Категория 3 — Электроника (Electronics)
- Категория 4 — Вычислительная техника (Computers)
- Категория 5 — Часть 1. Телекоммуникации (Telecommunications)
- Категория 5 — Часть 2. Защита информации (Information Security)
- Категория 6 — Датчики и лазеры (Sensors and «Lasers»)
- Категория 7 — Навигация и авиационная электроника (Navigation and Avionics)
- Категория 8 — Морское (Marine)
- Категория 9 — Авиационно-космическая промышленность и двигательные силовые установки (Aerospace and Propulsion)
"
_________________________
В 55-м народ жил в бараках в Подмосковье, отстроить надо было всю страну. А вся ЕС + США обложили СССР санкциями.
И вот вы сидите в 70-м и делите один рубль на все задачи. То ли народ накормить, то ли не воспринимать за правду угрозы США начать ядерные удары по СССР или транзисторы развивать.
Все мы тут герои, но не многие несут или несли ответственность за чужие жизни. А выводы делать - "они сознательно айфоны не делали народу" - это уровень кухонного стратега, не более. Выбор надо делать и выбор без права ошибки в главном.
И они в 70-х выбор сделали - я фотографировал советским фотоаппаратом, с советским варифокальным объективом, на советскую пленку, печатал на советском фотоувеличителе на советскую бумагу.
Дома стоял советский телевизор, советская радиола, советский холодильник.
Да и СССР экспортировал радиоприемников в ЕС порядка 4 миллионов штук в год.