Цитата: Boris Bakhterev от 05.09.2019 12:29:131. Мне кажется, что при анализе валютного курса правильно отталкиваться от платежного баланса.
Подходить к оценке действия финансовых властей Украины с точки зрения каких-то финансовых законов (правил, констант и др.) - опрометчиво. Большая часть решений продиктована "революционной целесообразностью момента", помноженной на стремление урвать лакомый кусище для сэбэ
2. Первое, что можно увидеть - за 7 месяцев 2019 г. приток портфельные инвестиции на Украину $4,1 млрд. Это довольно много, потому что год назад было всего $0,3 млрд. Из этих $4,1 млрд. сектор госуправления привлек $3,6 млрд., нефинансовый сектор - $1,3 млрд. Привлечение валюты в госбумаги на $3,6 млрд. под очень высокие проценты - это один из основных факторов укрепления гривны. Зачем такое бешеное привлечение не совсем понятно. Можно было бы обойтись втрое меньшей суммой (этого было бы достаточно, чтобы обеспечить сохранение резервных активов на стабильном уровне). Эти операции бюджета можно считать манипуляцией в целях укрепления гривны.
Привлечение валюты в госбумаги было продиктовано: а) необходимостью наращивать ЗВР в условиях пиковых выплат по внешнему долгу за счет массовой закупки "дешевого доллара" у экспортеров (продажу 70% валютной выручки на межбанке Укрии никто не отменял, а элегантные финты Нацбанка на этом рынке с произвольно устанавливаемой "ценой отсечения" и выдачей в ручном режиме разрешений на покупку оной валюты усугубляют ситуацию) б). попыткой укроолигархов, близких к финансовому руководству прошлого правительства, навариться на инсайдерской информации.
И опять же - не стоит забывать, что шел предвыборный цикл. Повышая пенсии и минималку и опуская долларов экс-Гидрант демонстрировал, что "доходы граждан в долларовом эквиваленте выросли"
3. Но у гривны было бы все благополучно и без этого. Во-первых, все благополучно с торговым балансом. Торговля товарами немного хуже, чем год назад - минус $6,8 млрд. (было минус $6,0 млрд.), зато лучше баланс услуг - плюс $1,0 млрд. (было плюс $0,5 млрд.). Заметно лучше баланс первичных доходов в части заработной платы (это не зробитчане, а те, кто работают на Украине на иностранные компании) - плюс $7,1 млрд. (было плюс $6,3 млрд.) и в части выплат по инвестициям - минус $4,1 млрд. (было минус $4,6 млрд.). Баланс вторичных доходов (это, скорее всего зробитчане, перечисляющие свои доходы через банки и другие платежные системы) лишь немного хуже - плюс $1,9 млрд. (было плюс $2,1 млрд.).
Вы серьезно? "Минус" 10 млрд. баксов во внешней торговле за год - это БЛАГОПОЛУЧНО? При этом рост импорта в процентах превышает рост экспорта в процентах пятый год подряд?
4. Сравнительно благополучная ситуация с внешней торговлей позволяет нефинансовому сектору привлекать инвестиции: портфельные (в долговые ценные бумаги) - отмеченные выше $1,3 млрд. (год назад было плюс $0,1 млрд.) и прочие (торговые кредиты/ авансы) - $2,2 млрд. (было плюс $0,1 млрд.).
Ну не издевайтесь, по поводу благополучия внешней торговли, ладно? А ничего, что рост иностранных кредитов сопровождается существенным ростом процентных ставок по ним?
5. В общем, я бы сказал, что внешнеэкономическая коньюктура для Украины благополучна и ее было бы достаточно для поддержания курса гривны. Усилия бюджет по привлечению внешнего долга мне кажутся чрезмерными. Они чрезмерно усиливают гривну, что не очень хорошо для доходов бюджета и самочувствия внутреннего производства.
5. Тут согласен. Цены на газ в 2019 - минимальны за последние 10 лет, цены на основные экспортные товары Украины - продовольствие и металлы - на восходящем тренде после нескольких лет спада. Но грядет кризис, и ситуация резко изменится
=============================================
Теперь бюджет. Консолидированный, т. е. "зведений".
6. В принципе, он исполняется с профицитом. Не знаю, как идет исполнение в сравнении с планом, но явно благополучно (больше, чем в прошлом году с учетом инфляции) с финансированием по разделу "Безопасность", "Оборона", "Экономическая деятельность" (дороги и другая инфраструктура). "ЖКХ" (тут важно разобраться, кто является конечным получателем этой благодати). "Здравоохранение" и "Образование" получают не хуже, чем в прошлом году, совсем плохо с "Соцобеспечением" (явно снижение по сравнению с прошлым годом). Не больше, чем в прошлом году направили на "Общегосударственные функции". Но, в принципе, я бы сказал, что положение с исполнением бюджета по расходам терпимое.
Не забываем "лукавую укрийскую статистику"...
В первом полугодии финансирование шло опережающими темпами - надо было продемонстрировать "успехи правительства Гройсмана под руководством Порошенко" в предвыбороный период. При этом общий - годовой - объем финансирования по этим статьи бюджета решениями парламента не повышался. Поэтому существенный вопрос - откуда будет деньги на зиму - решается за счет бешенного заимствования средств на внутреннем и внешнем рынке под повышенные проценты
Все бы хорошо, да что-то нехорошо. Доходы бюджета помесячно росли с января по апрель (это нормально), а с мая стали весьма неприятно снижаться, в млрд. гривень:
73.9
| 93.7
| 107.2
| 136.5
| 129.4
| 101.9
| 101.9
|
Если так дальше пойдет, то это приведет к очень серьезным неприятностям.
Естественно, снижаются доходы. тут вот какая хитрость - на Украине ряд налогов взимается заранее -, то есть на период до конца года, а потом государство - в случае подтверждения разницы , ее должно возвращать. поэтому Порошенко и компани в первой половине года собрали все налоги, которые смогли. Поэтому падение доходов бюджета - вполне ожидаемо (плюс на него накладывается падение цен на металлы и продовольствие, плюс экспортеры воздерживаются от продажи долларовой прибыли в условиях "дешевого" доллара и пытаются всячески протащить их мимо Нацбанка)
=============================================
РЕЗЮМЕ. Первая половина года была для Украины вполне благополучной. Укрепление гривны вполне объяснимо. Мне кажется, на Украине Правительство и НБУ из-за выборов допустили некоторую разбалансировку: переусердствовали с привлечением внешних кредитов (боялись, что после выборов могут не дать?), переусердствовали со сбором налогов (нужно было профинансировать предвыборные обещания), в итоге переукрепили гривну и подорвали доходную базу бюджета.
Может быть, все обойдется. Немного девальвировать гривну, поправить доходы бюджета. А может быть и нет. Девальвируешь гривну - подстегнешь инфляцию, придется увеличивать расходы бюджета, а за счет чего? Сдерживание бюджетных расходов может привести к замедлению в экономике (там с промышленным производством все не совсем благополучно).
Очень легко сорваться в самораскручивающийся кризис. Например: снижение доходов бюджета - снижение расходов бюджета - спад производства - снижение доходов бюджета; девальвация гривны - отток капитала - девальвация гривны; девальвация гривны - ускорение инфляции - сокращение спроса - спад производства - отток капитала - девальвация гривны. Учитывая непростой график платежей по внешнему долгу, неопределенность с транзитом газа и доходами от него со следующего года, отсутствие программы сотрудничества с МВФ, все это может привести к классическому валютному кризису с гривной под 60 за $1, как пишет NaviGator. Если еще что-то не сложится осенью с ценами на зерно или сталь - все.
В общем, мне пока видится формирование на Украине классического кредитно-денежного цикла, который грозит завершиться классическим финансовым кризисом. МВФ может и помочь, но для этого должно не оплошать Зе!правительство.
Украина - это страна, в которой возможно ВСЁ