Цитата: Zeratul от 18.10.2019 12:59:32+1.
Смотрю сейчас как строят прототип илоновской ракеты "SpaceX Starship" во Флориде:
И не покидает ощущение какого-то сюрреализма, халтуры, кустарщины. У нас даже обычные массовые силосы, элеваторы и комбикормовые заводы строят намного аккуратнее, ровнее, качественнее и высокотехнологичнее чем этот "марсианский гиперзалуп" Илона Маска
...
Я уж молчу про нормальное ракетное производство вроде Омского "Полёта", где делают ракеты "Ангара":
Стерильная чистота, современное оборудование, современные алюминиевые и титановые сплавы, композитные материалы, высочайшая точность всех работ, сложная ячеистая структура конструкций. Сразу видно - это действительно космическая техника и серьёзное космическое производство.
А то что сейчас городит Илон Маск на лужайке из ржавых обрезков водопроводных труб и глянцевых листов нержавеющей фольги при помощи пары старых автокранов и нескольких не очень опытных мексиканских гастарбайтеров-сварщиков - производит впечатление бутафории, даже для декораций к фильму слишком халтурно :)
.
Собственно именно это - и есть "ноу-хау" Илона Маска, за которое возлюбили его толпы офисных хомячков.
Дано: есть циклы методологии разработки, тестирования, производства, сложившиеся за 50 лет, параллельно и в штатах и в России и в Китае, как ни удивительно - очень похожие.
В силу комплекса причин, в США жизненный цикл от идеи до полёта стал настолько дорогим, что в сравнении с российским экономически на порядки проигрышным.
На волне этой жёппы появляется бравый Илон, и рвёт тельняшку перед конгрессом: дайте грошив и я за пяток лет сделаю ракету, которая на НОО будет килограмм за 200 баксов вытаскивать, а то сейчас русские за 1000-2000 таскают, а наши еще больше. (Доклад перед конгрессом и ценник обещанный - факт). За счет того, что ракета будет многоразовой, вберёт в себя все наработки насы и последние технологии,
и будет разрабатываться по новой модной гибкой идеологии: agile, scrum, все дела. Итерационно - что-то не получилось, на ходу тут же переделаем.
Конгрессменам так понравилась эта идея...
.
Собственно к нему претензии не в том, что "а вы, ватники, говорили, что он не сможет посадить ступень", в возможности этого инженеры не сомневались.
А в том, что сама идея классического водопадного подхода в проектировании с полным циклом испытаний и сертификаций не допустила бы факапов типа использования композитных баков, проверенных в программе шаттла в жидком кислороде, но не испытанных полностью на работе в переохлажденном.
И если бы результат его работы действительно в 10 раз был бы дешевле - ну какиетогда претензии то?
Посадка первых ступеней на ракетной тяге - по мне, бред полный с инженерной точки зрения - затаскивать наверх лишних 20-25-30% массы 20тонной ступени, чтобы потом исключительно на ракетной тяге садится. Даже тупейшая паращютная система в два раза меньше весить будет, ориентируясь на
ПБС-950. Исключительно ради зрелищности и хайпа.
Буханка и троллейбус - да, реализуемо, но альтернативные схемы, тот же эскизный "Байкал" - выглядят разумнее.
Сертификация "по-боенговски" своими силами в узком кругу и зачётом части испытаний неудачных тестов - позорище, блин.
.
Я не выступаю сейчас типа "раз не российское - то говно".
Миссии марсоходов у янки, например, просто восхитительны, белая зависть, да.
Но столько восхищения чуваком, который раз за разом обещает золотые реки, а потом результат "я сделаль" плюс новая, ещё более высокая обещалка. И очередной факап по обещаниям.
Ну не работает аджайл ни в атомпроме, ни в авиации, ни в космонавтике, но вот упорные всё ставят опыты.