Украина и украинско-российские отношения
204,733,631 348,184
 

  Boris Bakhterev ( Специалист )
24 окт 2019 12:22:05

Украина: 100 лет между Польшей и Россией

новая дискуссия Аналитика  446

Ряд новостей, недавно выложенных avtoSave‘ом, об экономических успехах Украины и завязавшаяся в связи с этим дискуссия навели меня на мысль, что сравнение России и Украины более не актуально. Дело даже не в том, что выводы слишком очевидны. Дело в том, что сравнения с Россией не являются для украинцев референтными. Как в свое время украинцы перестали сравнивать себя с Францией, так они уже не сравнивают себя с Россией. Они себя сравнивают с Польшей, хотят стать «второй Польшей». Поэтому мне показалось важным взглянуть на украинско-российские отношения в более широком контексте, включив в предмет анализа не только Украину, Россию, но и нашего западного соседа – Польшу.
Итак, задача: сравнить Россию, Украину и Польшу по уровню экономического развития в динамике, на протяжении последних минимум 100 лет. При этом нужно правильно выбрать реперные точки (годы для сравнения) и значимые экономические показатели (в разные исторические эпохи уровень экономического развития определяют подчас совершенно разные вещи).

В качестве реперных точек выберем: 1900 г., 1988 г. и период с 1992 г. по 2017 г.

Обоснование. Начало XX века – это самое начало возникновения промышленности в современном понимании. Место промышленности в общем объеме народного хозяйства все еще весьма скромное – отдельные островки в океане в целом все еще аграрного общества. Уровень развития которого, как и на протяжении предшествующих веков, определяется продуктивностью сельского хозяйства, которое, в свою очередь, определяется климатом. А в Европе продуктивность сельского хозяйства монотонно снижается по мере движения с запада на восток. Однако появляющаяся в конце XIX – начале XX века промышленность обещает покончить с этой безнадежной фатальностью. И это действительно произойдет в следующие 100 лет. Вот почему интересно увидеть Россию, Украину и Польшу в начале этого превращения.

1988 г. – это социалистический лагерь на пороге его краха. Это – уже сложившаяся структура производства и потребления. Это высшая точка развития России, Украины и Польши перед тем, как все эти страны начали болезненный переход, связанный с восстановлением рыночной экономики. Для Польши и Украины это переход также связан с кардинальной сменой геополитической и геоэкономической ориентации.

Период с 1992 г. по 2017 г. – это наши дни. Перестройка экономических систем бывших социалистических стран завершилась. Россия, Украина и Польша заняли свои места в мировой экономике.

Теперь о показателях. Для современного периода (1992-2017 гг.) можно воспользоваться значением душевого ВВП по паритету покупательной способности (ППС). Можно выбрать в текущих долларах, можно в долларах 2005 г. или 2000 г. – это уже дело вкуса. При всей неоднозначности показателя ВВП и проблемах при пересчете его по ППС это все же самый простой и наиболее обобщенный показатель. Поскольку нам не требуется слишком большая точность, душевой ВВП по ППС для наших целей вполне годится.

К социалистической экономике ВВП плохо применим. К экономике с регулируемыми ценами плохо применимы любые денежные показатели. Также мало убедительны будут сравнения по «чугуну и стали» или тракторам-комбайнам. Чтобы избежать обсуждения вопросов об «эффективности социалистической экономики», в смысле ее способность преобразовывать сырье и материалы в продукты, предназначенные для конечного потребления, сосредоточимся сразу на «товарах народного потребления». Благо есть подходящие источники: сборник «Народное хозяйство социалистических стран в 1988 году» [Ссылка 1] и сборник «СССР и союзные республики в 1988 году» [Ссылка 2]. Данные, к сожалению, все равно не полностью сопоставимы, но представление о уровне жизни в РСФСР, УССР и ПНР вполне дают. А нам большего и не надо.

Наконец, для 1900 г. возьмем данные статистического сборник «Динамика Российской и Советской промышленности в связи с развитием народного хозяйства за 40 лет (1887-1926 гг.)» Том первый. Свод статистических данных по фабрично-заводской промышленности с 1887 по 1926 год. Часть первая. Промышленность 1900 г., М., 1929 г. [ссылка 3]

Здесь обратим внимание на выручку от реализации, число занятых, суммы заработной платы, вооруженность основным капиталом и в частности паровыми двигателями. Эти данные позволят сделать несколько интересных выводов, во-первых, о размерах промышленности наиболее развитых промышленных регионов России (Центрально-промышленного и Северо-Западного), Украины (раздельно по двум по двум подрайонам) и Польши (Царства Польского).


I.

Начнем с этого:



Сильное зрелище. Польша и Россия, очевидно – страны примерно одного уровня развития. Да, Россия строит АЭС, ракеты, самолеты и много другого такого, что вообще мало кто в мире умеет. Польша делает, возможно, более прозаические вещи, но делает их хорошо. Не будем углубляться в детали.

На этом графике самое сильное впечатление производит динамика Украины. Это что же такого надо было сделать!? Хотя, может быть, мы не справедливы – может таковы объективные условия? Разберемся.


II.

Может быть таково «проклятое советское наследие»?

Сравним. Для ПНР (слева) – поставки важнейших товаров на внутренний рынок в 1988 году; для УССР (в центре) и РСФСР (справа) – производство важнейших видов продуктов питания и непродовольственных товаров. Поставки на рынок и производство, разумеется, не одно и тоже. Но тридцать лет назад объемы международной торговли, особенно для СССР, были сравнительно скромными, поэтому для приблизительного сравнения, полагаю, эти цифры годятся.



Вот некоторые из них в расчете на душу населения:



В 1992 г. значения душевого ВВП по ППС в Польше, на Украине и в России были очень близки. Можно было бы усомниться в адекватности этого показателя к странам, только начавшим рыночные преобразования. Однако данные ГСУ ПНР и Госкомстата СССР также свидетельствуют о том, что уровень экономического развития и потребления в Польше, на Украине и в России перед стартом рыночных преобразований был примерно одинаковым.

Значит, на Украине «что-то пошло не так» именно после 1992 г.


III.

Теперь совершим путешествие в еще более отдаленное прошлое – в 1900 г.



Особенность статистики в том, что данные по «Обрабатывающей промышленности» (табл. А) не включают данные по предприятиям Горного департамента и Министерства путей сообщения и некоторым другим. По этим предприятиям (Табл. Б) есть только часть данных.

Предлагаю в первую очередь обратить внимание на Табл. А+Б., соотнеся их с населением (Табл. В), т. е. смотрим Табл. Г.

Польша, безусловно, один из наиболее развитых, в том числе в промышленном отношении, регионов Российской империи. Варшава – третий по величине город после С.-Петербурга и Москвы. Промышленные рабочие составляли 4,5% населения Царства Польского. По меркам начала XX века – это вполне прилично. На ее фоне Украина смотрится слабо. В среднем – слабо. А промышленно развитые Херсонская, Екатеринославская, Харьковская губернии (с Донбассом) – вполне на уровне.

Что это была за промышленность? Смотрим Табл. А. По капиталовооруженности труда, по количеству лошадиных сил на одного рабочего и по уровню заработной платы явной разницы между промышленностью Польши, новороссийских губерний юга России и С.-Петербурга (Северо-Западный район) заметных различий нет. Это именно промышленность нового типа – металлургия и металлообработка, машиностроение.

Показательно сходство губернии «подрайона А» с губерниями старого Центрально-промышленного района России. Это, преимущественно, легкая промышленность, деревообработка.


ВЫВОДЫ

В доиндустриальную уровень социально-экономического развития, определяется продуктивностью сельского хозяйства, которое, в свою очередь, практически исключительно определяется климатом. В Европе продуктивность сельского хозяйства монотонно снижается по мере движения с запада на восток.

Ситуация меняется с появлением современной промышленности: металлургии, металлообработки, машиностроения, химии. Для появления такой промышленности в конце XIX – начале XX века требовались, как минимум, железо и уголь. У Польши все это было, в границах 1921 г. стало очень неплохо, а с 1945 г. – просто очень хорошо.

Украине повезло с железом Кривого Рога и углем Донбасса. Без них советская индустриализации вообще могла бы не состояться. В свою очередь, быстрое освоение месторождений Кривого Рога и углем Донбасса стало возможным благодаря промышленному и научному потенциалу Ленинграда, а также старых промышленных регионов России – Центрально-промышленного и Уральского. Так Украина получила к середине XX века развитую и многоотраслевую промышленность.

Во второй половине ХХ века ситуация меняется. Сырьевая база CCCР и, в том числе, промышленности УССР стала все больше смещаться на восток. До 1992 г. никаких проблем это не создавало. Промышленность УССР была неразрывно связана с экономикой РСФСР. Научные школы, головные конструкторские коллективы находились в Москве; нефть, газ, цветные металлы – в Сибири; важнейшие комплектующие шли со всех уголков СССР; а все это собиралось в конечный продукт на Украине.

В 1992 г. совершила роковую ошибку и уж почти тридцать лет отказывается ее признать. Без российской сырьевой базы, без российского научного потенциала, без кооперации с российской промышленностью Украина обречена вернуться в состояние «Подрайона А» начала века, т. е. в преимущественно аграрное состояние с промышленностью типа мукомольной и маслобойной (основные отрасли промышленности Волынской, Подольской, Киевской, Черниговской и Полтавской губерний в начале ХХ века). Без России Украина обречена взирать на соседнюю Польшу, как на недосягаемый образец для подражания, как это и было 120-150 лет назад.

Может и не стоило писать так много букв, чтобы констатировать то, что мы и так воочию наблюдаем. Но полезно еще раз убедиться, что наблюдаемые нами процессы не случайны.

Менее банальные выводы:

1. Опыт Польши заставляет задуматься, а так ли уж важен пресловутый цивилизационный выбор. На протяжении XX века Польша успела побывать и в составе Российской Империи, и возглавляемого СССР социалистического лагеря и дважды сменить ориентацию на прозападную. При этом не заметно, чтобы это как-то изменило ее место, роль и вообще положение в мире.

2. Восстановление отношений Украины и России до уровня, каким они были на протяжении XX века, вероятно, уже невозможно. Однако какое-то восстановление отношений для Украины крайне желательно. Иначе действительно можно докатиться до состояния Волынской, Подольской, Киевской, Черниговской и Полтавской губерний начала ХХ века.

3. России тоже нет причин отгораживаться от Украины «рвом с крокодилами». Украина просто уже не представляет опасности, от которой надо было бы так отгораживаться. А потому можно задуматься над контурами будущих украинско-российских отношений.
  • +3.22 / 52
  • АУ
ОТВЕТЫ (11)
 
 
  Гэндзи ( Слушатель )
24 окт 2019 13:03:29

Если речь о промышленности - то наверное.
Если речь о людях (а термин "ров с крокодилами" обычно использовался именно в этом смысле) - решительно не согласен. В моём понимании суть украинства в том, что украинец внешне мимикрирует под "своего", а внутренне находится в оппозиции к России в разной степени: от "здесь климат не такой" до "смерть москалям". В плане воздействия на общество в целом, украинство - это типичная инфекция. И не предпринимать мер по предотвращению её распространения - это какой-то эльфизм непонятный. "Уж я-то не заболею, я-то крепкий" - сколько людей с такими словами нажили себе проблемы?
  • +2.03 / 30
  • АУ
 
 
  Кот Базилио ака Cat Bazil ( Слушатель )
24 окт 2019 14:17:06

Отлично сформулировано, камрад! Нравится
  • +0.97 / 15
  • АУ
 
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
24 окт 2019 15:11:44

Я обдумываю эту идею (украинство - инфекция), но склоняюсь к мысли, что нет.

Допустим, украинство - инфекция. Контакты русских и украинцев исключительно плотные. Значит, мы должны наблюдать распространение украинства в России. Мы наблюдаем? По-моему, нет. Мы должны бы наблюдать распространение украинства хотя бы в приграничных регионах. Мы наблюдаем? По-моему, нет.

За последние 100-150 лет мы можем отметить, что заметно украинизировались только Черниговская и Полтавская области. Однако это я объясняю специфической миграцией: русские из этих регионов отправлялись на Кубань, в Сибирь и Казахстан, а на их место приходили выходцы из Волынской, Подольской, Киевской губерний. Т. е. механизм распространения явно не инфекционный.

Мы видим, как многие, попадая, на Украину, вдруг становятся записными украинцами. Но это тоже необязательно объясняется инфекцией. Они же не случайно оказались и задержались на Украине - они уже, возможно, обладали набором качеств, которые делали их пребывание в России некомфортным и, наоборот, комфортым им оказалась именно Украина. В то же время мы знаем, что масса людей уезжают с Украины и прекрасно осваиваются в России. Может быть, они изначально были русскими?

============

Я склоняюсь к мысли, что различия между русскими и украинцами имеют характер этнических различий. Эти различия сформировались и закрепились в течение XIV-XVIII веков и самые важные из них касаются отношений индивидуума в коллективе и с государством. Хотя есть и другие занятные отличия, например, связанные с миграционным поведением. Эти различия легко не передаются, поэтому не похожи на инфекцию.

Если оставить политический и культурный центр украинства за пределами Российской Федерации, то он мог бы стать полюсом притяжения для тех российских граждан, кому украинство не чуждо. Так что Украина может стать не источником заразы, а средством очищения. Нечто подобное, ме кажется, мы даже уже наблюдаем.

Нужно исключить инфильтрацию украинства в ряды российской элиты и в российскую политическую систему. Это - да.
  • +2.21 / 32
  • АУ
 
 
 
  Гэндзи ( Слушатель )
24 окт 2019 15:30:34

Ваше утверждение не соответствует действительности.
Вот всем известная анимированная карта "процент школ с украинским как основным языком обучения":
  • +0.47 / 11
  • АУ
 
 
 
 
  Лещинский Станислав ( Практикант )
24 окт 2019 15:32:52

На основании этой карты можно сделать вывод, что с момента получения независимости русское население систематически геноцидилось , что и подтверждает убыль населения.
  • +2.82 / 35
  • АУ
 
 
 
 
  Vladislav ( Практикант )
24 окт 2019 16:01:54

В зависимости от того, рассматривать ли процесс, изображенный на карте, причиной либо следствием, выводы могут быть очень разными.
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  Гэндзи ( Слушатель )
24 окт 2019 16:29:18

Я рассматривал его в контексте утверждения:

Правильно ли я вас понял, что в зависимости от того, как рассматривать процесс, это утверждение меняет свою истинность.
Не затруднит ли вас сформулировать, при какой точке зрения оно станет истинным?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Гэндзи ( Слушатель )
24 окт 2019 15:43:32

Вы неправильно поняли мою аналогию. В моей аналогии украинец - это аналог бактерии, а аналог организма, которую он атакует - это Россия в целом.
Распространение украинства мы прекрасно наблюдали в предыдущем организме - СССР, особенно после того, как выходцы из Украины захватили главный пост в СССР. Чем это кончилось для этого организма - мы тоже помним.
  • +0.87 / 11
  • АУ
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
24 окт 2019 19:48:42

Аналог вируса. Бактерия может жить и размножаться не в организме, а скажем, в чашке Петри, лишь бы была питательная среда подходящая. А вот вирус размножаться без попадания в клетку носителя не может. И вообще, можно ли считать вирусы живыми?Непонимающий "Ще не вмерли..."?
  • +0.15 / 3
  • АУ
 
 
 
  aeroplane ( Слушатель )
25 окт 2019 10:52:49

Не учитываете только еще один медицинский термин - иммунитет. Вон Нуланд один раз на майдан с печеньками приехала,
а теперь новости из США до боли напоминают новости из незалежавшейся.
Хотя только об этом хохлам не говорите, пожалейте сирых, а то ведь от гордости лопнут, - как же с них сами США пример берут. Под столом
  • +1.70 / 17
  • АУ
 
 
 
 
  Старый кэп I ( Профессионал )
25 окт 2019 14:26:39

А я уже давно говорю - Украина заразна!
  • +0.35 / 9
  • АУ