Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,071,328 101,298
 

  Boris Bakhterev ( Специалист )
19 дек 2019 14:33:35

О торговом балансе РБ и еще раз о дотациях

новая дискуссия Аналитика  2.772

«Есть мнение», что статистика внешней торговли страны показывает интегральную эффективность экономики страны [09 декабря 2019, 22:02:18]. Однозначно соглашусь, что статистика внешней торговли очень много что показывает. Как с этой точки зрения выглядит Белоруссия?
В начале для понимания масштабов:



Теперь по существу:

1. Счет текущих операций. Торговля товарами, млрд. долл. США.


Выводы и наблюдения. Белоруссия – маленькая страна с открытой экономикой. Экспорт составляет 45-55% ВВП. Для сравнения, у России этот показатель – около 25%. Крупнейший торговый партнер – Россия. На Россию приходится 35-45% белорусского экспорта и 55-60% импорта. Доля экспорта нефти и нефтепродуктов достаточно скромная – всего 20-22%. На 9/10 – это именно нефтепродукты. [На 2012 год не смотрим – это пресловутые «растворители».] На уровне торговли товарами внешнюю торговлю Белоруссии можно считать вполне сбалансированной – дефицит составляет 3-6% ВВП, что не кажется чем-то заметным. [К тому, что здесь уже скрыты дотации со стороны России, вернемся позже.]

2. Счет текущих операций. Услуги, млрд. долл. США



Выводы и наблюдения. По услугам сальдо уже активное – 3-6% ВВП. Фактически сальдо внешней торговли товарами и услугами – нулевое:



3. Первичные и вторичные доходы, млрд. долл. США



Выводы и наблюдения. Ничего примечательного. Это – важное наблюдение.

Белоруссия является местом приложения иностранных инвестиций сама при этом за рубеж не инвестирует (это увидим ниже в разделе прямые инвестиции, портфельные и прочие инвестиции), а потому в части первичных доходов видим отрицательное сальдо по счету «Инвестиционные доходы», т. е. видим выплаты доходов инвесторам.

Отметил бы крайне незначительное сальдо по счету «Вторичные доходы. Сектор государственного управления». Кстати, «перетаможка» «сидит», судя по всему здесь.

4. Счет финансовых операций, млрд. долл. США



Выводы и наблюдения. Ничего примечательного. Прямые инвестиции – инвестиции в Белоруссию идут, но возвраты по ранее произведенным вложениям их превосходят. Портфельные инвестиции я показываю развернуто (приобретение активов и принятие обязательств), по секторам и отдельно с РФ, чтобы выявить финансовую помощь со стороны России в такой форме. Да, наблюдается наращивание задолженности перед РФ на $0,5-$1,0 млрд. в год. Правда, эта сумма не представляется заметной, а с учетом выплат процентов (минус $1,3-$1,5 млрд. по статье «Инвестиционные доходы») – тем более.


ВЫВОДЫ и НАБЛЮДЕНИЯ по платежному балансу.

В последние 5-6 лет экономика Белоруссии смотрится вполне сбалансированно. Существенных диспропорций типа: дефицит внешней торговли, привлечение внешних займов не наблюдается. Экономика Белоруссии функционирует самостоятельно и достаточно благополучно.

Может быть есть «скрытые статьи»? К таким относят:

  • Поставка газа по «нерыночным» ценам.

  • Поставка нефти по «нерыночным» ценам.

  • Иные трансферты из России, например, «перетаможка».




Теперь – по пунктам.



Газ в Белоруссию поставляется без экспортной пошлины, составляющей 30%. Эта сумма составляет $1,0-$0,8 млрд. Газ в Белоруссию поставляется по контракту с АО «Газпром». Цена определяется по формуле: цена для потребителей в ЯНАО плюс согласованная стоимость транспортировки. Может быть, эта цена занижена? Сравниваем среднюю цену газа в Европе по отчетам «Газпрома», вычитаем экспортную пошлину, вычитаем тариф на транспортировку по Украине, Чехии и Словакии [отсюда] и приходим к выводу, что в 2016-17 гг. цена была даже завышена.

Тут надо обратить внимание на несколько вещей. Во-первых, и средние цены на газ в Европе для «Газпрома», и тарифы на транспортировку посчитаны достаточно условно и приблизительно. Иначе и невозможно. Мы не знаем кому, где, по какой цене мог бы продать белорусские объемы (20 млрд. м3 в год), по какому маршруту его можно было бы транспортировать. Поэтому я бы нынешнюю цену ($129 за 1000 м3 на 2019 г. и $127 на 2020 г. [ссылка]) для Белоруссии вполне рыночной. Во-вторых, нужно обратить внимание. что до 2015 г. субсидирование в виде заниженной цены на газ, действительно, имело место.

Нефть в Белоруссию поставляется без экспортной пошлины. Для 2012-16 гг. субсидирование Белоруссии в этой форме показано как объем фактически поставленной нефти умножить на величину экспортной пошлины. Для 2017-18 гг. величина экспортной пошлины умножалась на 24 млн. тонн. Т. е. в показанных цифрах учтена и «перетаможка». Нефть в Белоруссию поставляют российские компании исходя из экспортного паритета, т. е. по совершенно рыночной цене (с учетом отсутствующей экспортной пошлины).

Других форм субсидирования я не вижу.

Итого, речь идет о $3-$3,5 млрд. в год, а не о $8-$9 млрд. И это, наверное, достаточно существенно, когда мы рассуждаем о целесообразности нынешней российской политики в отношении Белоруссии. Этот объем «субсидирования», вполне балансируется встречным движением по статье «Инвестиционные доходы», точнее, величины оказываются уже просто на уровне статистических расхождений.

Еще одно важное обстоятельство. Допустим, Белоруссия субсидируется Россией на $3-$3,5 млрд. в год. Кто получает выгоды? Во-первых, разумеется, Белоруссия, но косвенно – Россия – в виде импорта из Белоруссии продукции по «заниженным» ценам. Значительная часть продукции, поступающей из Белоруссии не может быть свободно направлена на другой рынок, но также не может быть свободно замещена продукцией из другого источника. Цены на такую продукцию являются нерыночными, а трансфертными.

Как можно оценить величину такой «возвратной субсидии»? Допустим, что субсидия из России равномерно достается всем, т. е. равномерно распределяется между внутренним потреблением Белоруссии, валовым накоплением, государственными расходами (это компоненты ВВП) и экспортом в Россию. Поскольку экспорт товаров и услуг в Россию составляет 17-21% от этой величины, то можно говорить о «возвратной субсидии» на уровне $0,4-$0,8 млрд. в год.

Вот расчеты:



Вроде бы немного, но справедливость требует и об этом не забывать.


ВЫВОДЫ

Получается, что проблема масштабного субсидирования Белоруссии Россией, действительно, еще в 2014 году имела место, но в настоящий момент эта проблема практически решена. Во всяком случае, она сокращена в разы до величины в несколько сот миллионов долларов в год.

Более того, можно сказать, что «налоговый маневр» в нефтянке исключит в будущем бесконтрольный трансферт природной ренты в белорусский бюджет, если мировые цены на нефть когда-нибудь снова существенно вырастут. Если учесть, что внутренние цены на газ в России близки к экспортному паритету, то и тут все «под контролем».

Белорусская экономика функционирует в условия довольно жестких бюджетных ограничений. Возможности для внешних заимствований – ограничены. Условия для получения российских кредитов – достаточно строгие.

Оснований говорить о том, что белорусский ВВП «раздут» за счет российских дотаций или кредитов я не вижу; говорить о том, что уровень жизни белорусов необоснованно высок –тоже.

Экономических аргументов против интеграции России и Белоруссии как угодно глубокой я по-прежнему не вижу.
  • +1.24 / 18
  • АУ
ОТВЕТЫ (24)
 
 
  Сизиф ( Профессионал )
20 дек 2019 00:20:00



Жаль плюсик только один. Хлопающий
  • +0.62 / 8
  • АУ
 
  Бринкли ( Специалист )
20 дек 2019 05:33:06

Итак, можно сделать выводы из ваших выводов, Борис.
Белоруссия вполне себе самодостаточная в экономическом плане страна с высоким уровнем жизни, не зависящим от дотаций России. И это позволяет Лукашенко на полном основании отказываться от глубокой интеграции с РФ, поскольку ему незачем поступаться властью - все и так хорошо, и экономических аргументов для принуждения к интеграции со стороны России он не видит.
  • +0.64 / 15
  • АУ
 
 
  zdrav ( Слушатель )
20 дек 2019 06:36:11

 Экспорт Беларуси на 90% зависит от России. Практически вся промышленность так же завязана на российских поставщиков и смежников.
Так сложилось исторически, и даже теоретически промышленность бывшей Белорусской ССР не может существовать без бывшей РСФСР. С европейской технологической цивилизацией бывший советский технологический уклад не совместим более чем полностью.
Поэтому Беларусь обречена на интеграцию и обьединение, даже если экономика будет безубыточной и показывать прекрасные результаты. 
  • +0.72 / 11
  • АУ
 
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
20 дек 2019 08:02:33

Белоруссия - страна, самодостаточная настолько, насколько может быть самодостаточной маленькая страна с открытой экономикой, лишенная собственных топливно-сырьевых ресурсов.

Можно сравнить Белоруссию с Бельгией, Нидерландами или Японией. Экономики этих стран на порядок и даже на два (Япония) крупнее экономики Белоруссии, а Нидерланды - еще и крупный экспортер газа. Насколько они самодостаточны? Бельгия, Нидерланды давно уже "растворили" себя в ЕС. Япония в торгово-экономических отношениях с США - младший партнер, зависимый и практически бесправный. Ну, да, Белоруссия примерно настолько же самодостаточна.

Белоруссия - страна с уровнем жизни "немного ниже" среднего для европейских регионов России. И пока Белоруссия занимает отведенное ей место в системе разделения труда, она может сохранить этот уровень жизни. В тех же Бельгии, Нидерландах и Японии уровень жизни более чем приличный. Подчиненное положение [элиты] не означает низкий уровень жизни [большинства населения]. Даже наоборот, лояльность позволяет претендовать на более высокое и выгодное (для большинства населения) место в производственной цепочке.

В этом и скрыта драматургия белорусско-российских отношений. С точки зрения подавляющего большинства населения Белоруссии - глубокая интеграция, вплоть до вхождения в состав России областями, выгодна. При прочих равных условиях белорусские области могли бы по уровню жизни подняться выше большинства регионов европейской части России. В силу объективных географических преимуществ. Однако для АГЛ и его ближайшего окружения такой вариант означал бы подчиненное положение и потерю нынешних привилегий. Поэтому руководство РФ РБ уже двадцать лет противится такому развитию событий. Ему, действительно, "незачем поступаться властью - [у него] все и так хорошо".

p.s. zdrav правильно написал: безубыточность экономики не означает, что она самодостаточна, и не исключает ее интеграцию.
  • +1.11 / 15
  • АУ
 
 
 
  Бывший ( Слушатель )
20 дек 2019 09:06:10

Можно еще добавить, что вхождение в состав резко улучшит условия деятельности значительной части экономики РБ, в первую очередь реального сектора и мелкого и среднего бизнеса. В России существенно дешевле ресурсы (цены на газ недавно обсуждали - это хороший пример), ниже налоговая нагрузка, ниже контрольно-административное давление в особенности на мелкий бизнес. Вхождение в состав также будет способствовать притоку инвестиций.
Кое-кто, конечно, пострадает: безнадежно убыточные и зависящие от субсидий, а также зарабатывающие на мутных схемах вроде санкционки. Но это в общем плане даже к лучшему.
  • +1.10 / 12
  • АУ
 
 
 
 
  Хан ( Практикант )
20 дек 2019 09:27:13

 
Чудес не бывает. Чтобы реальный сектор воспользовался "лучшими условиями" там должны быть управленцы соответствующего уровня, с соответствующей командой - а они есть в каких-то исключениях, которые и так хорошо работают, типа того же "Савушкин Продукт".  
 
А в реальности если людей просто бросать в воду происходит примерно так :
"существенно дешевле ресурсы" - которые получат только имеющие лобби/связи/занесшие взятки.
"ниже налоговая нагрузка" - получат кучу геморроя на переоформление документацию по новому + штрафы/взятки.
"ниже контрольно-административное давление" - да-да см. то пункт про налоги + сюда добавятся бессовестные бизнесмены, которые забьют на все правила, от пожарной безопасности, до платежа налогов.
"способствовать притоку инвестиций" - придут рвачи которые купят много за дешево, канибализируют предприятия и выкинут людей на улицу.
 
"Кое-кто, конечно, пострадает: безнадежно убыточные и зависящие от субсидий, а также зарабатывающие на мутных схемах вроде санкционки. Но это в общем плане даже к лучшему." - угу все так в 90-е в России и произошло и большая часть населения оказалась за чертой бедности.
 
Всякие "интеграции", приватизации и прочее нужно проводить постепенно и не ломая действующий механизм. Что, имхо, сейчас и хотят провести.
  • +0.20 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
  Сизиф ( Профессионал )
20 дек 2019 09:55:44


Не вижу противоречий между оставленным у Вас и постом камрада Бывшего.
Интерфейсы между бизнесом и государственными институтами, доступными бизнесу ресурсами и возможностями и подобным можно менять быстро.
Интерфейсы лишь создают возможности для бизнеса.

А вот учиться ими пользоваться, сопрягать их со своим бизнесом, развивать на их основе (новых возможностей) бизнес можео и постепенно. И раз5ые бизнесы при этом с разными скоростями.

В Белоруссии все это еще и существенно облегчается господствующей на сегодня государственной формой собственности. Страхует от ряда существенных рисков и дает дает  на постепенное реформирование бизнеса и встраивание его в новые реалии.

И необходимости все ломать до основания, чтобы потом на обломках что-то новое создавать никакой нет.
  • +1.16 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Хан ( Практикант )
20 дек 2019 10:41:54

 
А я ему не противоречу, я предупреждаю - что делать "вот просто так сразу" чревато. Чем обернулось выпихивание на свободный рынок гос. предприятий в РФ наблюдали если не все, то многие. Наступать на те же грабли снова... наверное не стоит.
  • -0.07 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  Бывший ( Слушатель )
20 дек 2019 10:34:24

 Управленцы - отдельная и сложная тема, предлагаю пока рассматривать непосредственные эффекты.
ЦитатаА в реальности если людей просто бросать в воду происходит примерно так :
"существенно дешевле ресурсы" - которые получат только имеющие лобби/связи/занесшие взятки.

Почему? Например, Смоленской области есть прозрачный тариф на газ, который намного ниже, чем в РБ. Чтобы получить его, не надо никому давать взяток, просто заключить договор. Получать газ по 80 долларов вместо 250 - очевидное благо для любого предприятия. Ну кроме тех, кто с этой странной дельты в РБ живет. Ну да ничего, пусть чем нибудь полезным попробуют заняться.

Цитата"ниже налоговая нагрузка" - получат кучу геморроя на переоформление документацию по новому + штрафы/взятки.

Вот странный у вас подход. Вам предлагают снизить налоги и упростить их администрирование, а вы  - да ну нафиг, бумажки там оформлять, геморрой - это как раз подход бюджетников и госов в РБ. И почему сразу взятки и штрафы? Речь о том, что в РБ очень несовершенная налоговая система, это признается всеми (кроме властей РБ) вплоть до составителей международных рейтингов.

Цитата"ниже контрольно-административное давление" - да-да см. то пункт про налоги + сюда добавятся бессовестные бизнесмены, которые забьют на все правила, от пожарной безопасности, до платежа налогов.

Для правильного понимания - в России намного выше планка, от которой бизнес начинают внимательно контролировать, и это разумно. Нет смысла в том, чтобы дрючить каждого мелкого ипшника с оборотом в десятки-сотни тысяч, есть не просит - и слава Богу. В РБ, к сожалению, не так. В результате на правила и забивать зачастую некому.

Цитата"способствовать притоку инвестиций" - придут рвачи которые купят много за дешево, канибализируют предприятия и выкинут людей на улицу.

Тоже возможно, но это не единственный вариант, как вы это пытаетесь представить. Альтернатива? Отнимать деньги у тех, кто зарабатывает, и продолжать содержать на них "заводы-собесы" и колхозы "50 лет без урожая", чтобы рвачам не достались? Это тупик.

Цитата"Кое-кто, конечно, пострадает: безнадежно убыточные и зависящие от субсидий, а также зарабатывающие на мутных схемах вроде санкционки. Но это в общем плане даже к лучшему." - угу все так в 90-е в России и произошло и большая часть населения оказалась за чертой бедности.

Все равно экономику реформировать придется. Интеграция позволит пройти этот процесс проще, и даст перспективу развития.
  • +1.57 / 16
  • АУ
 
 
 
 
  Проходил мимо ( Слушатель )
20 дек 2019 09:30:37

Вот не факт. Писал уже Рат вроде - войдет российский бизнес с гораздо более крупными финансовыми возможностями и местным может резко поплохеть вплоть до поглощения.
  • +0.38 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Бывший ( Слушатель )
20 дек 2019 10:37:32

Большинству местных станет даже лучше, российский бизнес часто платит щедрее. Тот же Белтрансгаз вспомнить, на котором после продажи Газпрому з/п увеличили кратно, что вызвало помпаж у белвластей.
  • +1.03 / 11
  • АУ
 
 
 
  Бринкли ( Специалист )
20 дек 2019 09:33:24

А где вы узнали о точке зрения подавляющего большинства белорусского населения по поводу интеграции? поделитесь источником, пожалуйста.
Не совсем понятно, что мешает нашим западным областям иметь более высокий уровень жизни по сравнению с центральным регионами. Они же сейчас практически в ситуации, которая сулит, по-вашему, явные преимущества белорусским областям в составе России. Но какого-то выдающегося процветания там не наблюдается.
  Мне кажется, что, доказывая неоспоримую выгоду глубокой интеграции  скептикам с российской стороны, вы все больше пытаетесь представить желаемое за действительное. 
  • +0.74 / 14
  • АУ
 
 
 
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
20 дек 2019 13:57:53

Улыбающийся О великий и могучий русский язык! С точки зрения подавляющего большинства населения Белоруссии им выгодно то-то и то-то, по-моему, разумеется, мнению. При этом у большинства белорусского населения может быть совершенно иная точка зрения, т. е. мнение на этот счет.

Наши западные регионы имеют более высокий уровень жизни и экономического развития, чем центральные. Если говорить о "западных" и "центральных" в моем определении. Я же сравниваю области Белоруссии с регионами европейской части России. "Западные", в таком понимании - это Смоленская, Калужская, Орловская, Курская области; "центральные" - Костромская, Ивановская, Владимирская, Рязанская Тамбовская.

Я полагаю, что Витебская, Гомельская, Минская области и г. Минск по своему уровню экономического развития (по уровню развития обрабатывающей промышленности) превосходят целый ряд регионов, находящихся к востоку от Москвы. Помимо уже отмеченных там есть настоящий "медвежий угол" в виде Марий Эл, Чувашии, Пензенской области. Области Белоруссии, в моем представлении, ничем не уступают Смоленской области, а с точки зрения географии имеют ряд преимуществ перед ней: близость рынкам стран ЕС. Смоленская область оказывается в некоей "потенциальной яме" - она одинаково далеко и от Москвы, и от границы с ЕС. В таком же незавидном положении находятся российские территории между Москвой и Петербургом (например, Тверь). Белоруссия же имеет шансы стать мощным логистическим центром на перекрестке Север-Юг и Запад-Восток. Это то - чего нет у Смоленской области и тем более у Брянской.

Вот, что я имею в виду, когда пишу: "при прочих равных условиях белорусские области могли бы по уровню жизни подняться выше большинства регионов европейской части России".

"Могли бы" означает - при условии приоритетного развития обрабатывающей промышленности, в т. ч. ВПК. Полагаю, что фрондерство АГЛ приводит к постепенной утрате Белоруссией ее преимуществ советских времен.

Вот, например, некоторые данные:


1995 год
2007 год
2018 год
Россия



Электроэнергия, млрд. кВтч
    583
    676
   1109
Металлорежущие станки, тыс.
    18,0
     5,1
     4,2
Грузовые автомобили, тыс.
    142
    285
    157
Трактора с/х, тыс.
     4,0
     2,1
     7,3
Белоруссия



Электроэнергия, млрд. кВтч
    24,9
    31,8
    38,9
Металлорежущие станки, тыс.
     4,9
     4,9
     3,1
Грузовые автомобили, тыс.
    12,9
    25,5
    11,8
Трактора с/х, тыс.
    29,3
    62,3
    40,8

Что здесь я вижу? С 1995 г. к 2007 г. производство электроэнергии в Белорусси выросло больше. чем в России (на +28% против +16%), с 2007 г. к 2018 г. - меньше (+22% против +64%). Станкостроение - больная тема и для России, и для Белоруссии. Но в 1995-2007 гг., когда в России он просто рухнуло в 3,5 раза, в Белоруссии оно удержалось. А вот в 2007-18 гг. белорусское станкостроение не удержалось - минус 37%, тогда как в России - более скромные минус 18%. Производство грузовых автомобилей в России и Белоруссии к 2007 г. почти одинаково "отскочило" от кризисного 1995 го. - в два раза, но потом в России удержалось выше 142 тыс., а в Белоруссии снизилось до менее 12,9 тыс. Производство сельскохозяйственных тракторов благополучно в обеих странах,но 2018 г. в Белоруссии хуже 2007 г. в полтора раза, а в России - лучше в 3,5.

Я вижу, что после 2007 г. отрасли обрабатывающей промышленности, бывшие когда-то визитной карточкой БССР, чувствуют себя не очень или, как минимум, не могут использовать имеющийся потенциал. Но пока еще не поздно переломить этот тренд? Вот если бы это получилось, белорусские области "могли бы по уровню жизни подняться выше большинства регионов европейской части России".

Вот картинка, на которую я смотрю:



Верхняя цифра - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в 2019 году, рублей. Нижняя цифра - ВРП на душу населения, в месяц, 2018 год. По Белоруссии обе цифры за 2018 г. и пересчитаны в рубли по курсу 30. Красным цветом - ниже среднего значения для областей ЦФО, синим - выше.



Какого-то выдающегося рывка экономики Белоруссии в случаи вхождения в состав России я не ожидаю, допустим, подтянутся к уровню Смоленской области, +10-15% к нынешнему. Но это же тоже неплохо? Если это не произойдет, то и тогда беды не будет. Будут жить на уровне Псковской, Кировской областей, Алтайского края, Марий Эл или Чувашии. Кому от этого будет плохо?
  • +0.54 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
20 дек 2019 14:39:35

Вы забываете вот о чём - сейчас Белоруссия не платит ни копейки в федеральный центр, а при вхождении в состав России, очевидно, придётся. Ведь не будет же её экономика настолько убыточна, что выживать ей придётся на дотациях из центра?

Ну и это, сейчас Белоруссия откровенно наживается на всяких таможенных махинациях, граничащих с контрабандой. Эти доходы тоже выпадут, не говоря уже о разнице цен, ведь цена по которой сейчас Белоруссия покупает нефть в России сильно отличается от той, по которой Белоруссия продаёт нефть собственной добычи за границу.

Это я к чему - при существующей ситуации со всякого рода помощью от России для Белоруссии, очевидно, гораздо выгодней в плане экономики быть отдельным государством, потому что если Белоруссия завтра войдёт в состав России областями и начнёт жить по российским законам, то её экономика очевидно просядет. А вот если Россия будет продавать нефтегаз по европейским ценам, прикроет махинации на таможне, очередные кредиты будет выдавать только при условии выполнения всех обязательств по ранее выданным кредитам, и так далее, то ситуация изменится на противоположную - вхождение в состав России окажется выгодным в экономическом плане, после соответсвующего падения экономики, которого Белоруссия как государство может и не пережить.

И, судя по последним действиям ВПР России, надежды на то, что безвозмездная помощь от России будет длиться вечно, тают прямо на глазах. Что-то менять придётся, так или иначе.
  • +0.48 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Бывший ( Слушатель )
20 дек 2019 15:29:20

Тогда нужно учесть и расходы на содержание независимого государства (президент, двухпалатный парламент, два десятка министерств и ведомств, несколько десятков посольств, академия наук с институтами вышиванок и мовазнавства и огромная куча прочего подобного). Эти расходы либо значительно сократятся, либо станут тем самым вкладом в федеральный центр.
  • +1.52 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
20 дек 2019 15:49:32

Я с разных сторон пытаюсь обосновать два взаимосвязанных тезиса:

1. Экономические взаимоотношения России и Белоруссии - вполне сбалансированы. Т. е. при нынешней внешнеэкономической коньюктуре (цены на нефть и газ), трансферт из России в Белоруссию составляет в настоящее время $2-3 млрд. в год, если не учитывать возврат от инвестиций в Белоруссию, или несколько сотен миллионов долларов, если учитывать. Т. е. очень немного, на уровне статистических расхождений.

Для доказательства этого тезиса я анализировал платежный баланс Белоруссии (Вчера в 15:33) и искал в нем скрытые дотации.

2. Уровень экономического развития Белоруссии в случае включения ее в бюджетную систему на общих основаниях позволяет ей оставаться слабо дефицитной - 100-120 млрд. руб. в год (09 декабря 2019, 09:18:34).

Иными словами, логика моих рассуждений такая: если верить белорусской экономической статистике (ВВП, например), то см. вывод 2. А верить белорусской статистике в первом приближении можно, потому что, смотри вывод 1 - она не искажена значительными трансфертами по линии внешней торговли.

Т. е. если мы удовлетворены нынешними экономическими отношениями на условиях ЕАЭС и СГ, то и политическая интеграция не потребует ничего сверх того, что мы уже имеем. А я вполне удовлетворен нынешними экономическими отношениями с Белоруссией, поскольку значительных перекосов там не вижу - смотри вывод 1.


Я пытаюсь распутать вопрос, а Вы - запутать. Относительно нефти (и газа) - я обнаружил  трансферт в пользу Белоруссии в этой форме в размере $2-3 млрд. в год, возмещающийся, в значительной степени, возвратом от инвестиций в Белоруссию. Хотите Более того, этот канал будет перекрыт в течение двух-трех лет независимо от того, будет политическая интеграция или нет.

Каков масштаб того, что Вы называете таможенными махинациями? Я не знаю. Как распределяются выгоды от этих махинаций? Я не знаю.

Была в 2011-12 гг. история с "растворителями". Масштаб той махинации - несколько миллиардов долларов США в год,а выгода Белоруссии от нее - 30% от этой величины, т. е. около $1,5-2,5 млрд. Была в прошлом году история с импортом нефтепродуктов. Там был масштаб раза в два-три меньше и продолжалась всего несколько месяцев. Так что работа идет, клиент загоняется в стойло и дальше все это будет жестче. Независимо от того, будет политическая интеграция или нет.

Все остальное, всякие "белорусские креветки", я считаю мелкими шалостями, которые имеют место у нас на любой границе.


Я считаю,что в деле наведения порядка в отношениях с Белоруссией уже достигнут прогресс (если сравнивать с 2014 годом). Дальнейшее "заворачивание" гаек будет происходить (независимо от того, будет политическая интеграция или нет). Катастрофического проседания белорусской экономики уже не вызовет (т. е. снижения ВВП мы не увидим). Что-то заметное будет - так мы уже видим снижение темпов роста с "белорусских" 4-5% в прошлом году до "российских" 0,5-1,3%. [Но я не вижу в этом беды, поскольку довольно скептически отношусь к прежним "белорусским" 4-5%]

Ядумаю, что сейчас можно перестать беспокоиться из-за экономических вопросов и задуматься о политических. А вот политические аспекты интеграции на этой ветке почти не рассматриваются. Это меня, признаться. безмерно удивляет
  • +0.38 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  eburg1234 ( Слушатель )
20 дек 2019 18:04:51


Как же их рассмотреть, если их не видно? Будем надеяться, пока не видно.
  • +0.30 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Pepenec ( Специалист )
20 дек 2019 20:45:29

Что ж удивляться? Логика на ветке такая - Белоруссия России не выгодна. Лишь сосет ресурсы ничего не отдавая взамен. Соответственно - не нужна. Если не нужна экономически, то политически тем более.
  • +0.50 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Профессионал )
20 дек 2019 20:51:20

Это ещё почему? В Белоруссии (в отличие скажем от Украины) в принципе нет людей, у которых были бы проблемы со вписыванием в российское общество. Или которые вписавшись, создавали бы российскому обществу проблемы. Вот политическая система сегодняшней Белоруссии - и правда не нужна. Не думаю что у нас даже в верхах представляют, что с ней делать.
  • +1.16 / 21
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ох ( Слушатель )
23 дек 2019 10:03:24

Есть такие, и их уже много
Из своего - жена против(теща - русская)
на работе - все против. Вы не знаете
местное болото.
Проблем с мимикрованием конечно нет.
Своих здесь нет
Мне и то - чемодан вокзал, дожилсяВеселый
  • +1.00 / 15
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Born Rules ( Слушатель )
20 дек 2019 21:23:25

Про экономику чуть выше уже писал. Это как поглощение вполне успешного бизнеса с перспективами его дальнейшего роста.
Из политических потом ещё чуть Литву обкорнать и вот сухопутный путь в Калининград.
Да и население трудолюбивое и приученное налоги платить.
  • +0.35 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Хан ( Практикант )
20 дек 2019 23:02:22

 
Це не логика, це позиция отдельных "форумчан". И, собственно, логика и какие-то экономические обоснования у этих "формучан", как правило... слабо развиты. И сводятся к двум тезисам "Лукашенко предатель!!!111" и "Хватит кормить РБ""222
А далее переходы на личности и срач.
Я, например, личностям с таким подходом к дискуссии не доверяю... Это не логика и не поиск выгоды для России, а, в лучшем случае, трансляция навязанного извне мнения, идущего в разрез с политикой проводимой Россией.
  • +0.21 / 13
  • АУ
 
 
 
 
  АндрК ( Дилетант )
23 дек 2019 07:47:52

Bозникшие на пустом месте домыслы о том, что граждане Беларуси готовы пожертвовать суверенитетом своей страны ради сиюминутной прибыли, не только не подтверждаются, но и полностью опровергаются данными многолетнего социологического мониторинга.
Официальный сайт Института социологии Академии наук Беларуси
дата публикации - 4.12.2019
--------------------------------------------------
В последнее время большое внимание со стороны белорусских и российских СМИ уделяется результатам различного рода исследований общественного мнения, проводимых зарубежными организациями среди белорусских граждан. Однако каждый раз, знакомясь с результатами подобных опросов, необходимо обращать особое внимание на ряд аспектов.

http://socio.bas-net.by/polovina-belorusov-vystupaet-ne-za-soyuznicheskie-a-za-partnerskie-otnosheniya-s-rossiej/
  • -0.41 / 11
  • АУ
 
 
  Born Rules ( Слушатель )
20 дек 2019 11:21:05

Совсем не самодостаточна. Очень сильно зависима от России. Но в тоже время экономика вполне работающая и, в отличии от тех же хохлов, не потребует значительных капвложений при интеграции с Россией. Население опять же компактное и в основном адекватное. Т.е. если с поглощением Украины нам сейчас спешить не следует, то с Белоруссией выгодно этот вопрос форсировать.
  • +0.49 / 3
  • АУ