Украина и украинско-российские отношения
206,845,588 349,285
 

  Монгол_чик ( Слушатель )
22 май 2020 13:48:27

Русские создатели львовской автобусной славы

новая дискуссия Статья  286

Виталий Захарчук

Долгое время визитной карточкой Львова была не польская архитектура и не зашкаливающая украинская свидомость, а огромный автобусный завод, продукция которого не только перемещала жителей 1/6 части суши, но и подвезла Гагарина перед стартом «Востока-1».


Теперь этого завода практически нет, а над его развалинами уверенно звучит «Щеневмерла». В принципе, ликвидация крупнейшего в СССР автобусного завода вполне вписалась в реализуемую нынче декоммунизацию. Да и зачем украинцам производить автобусы, если труд рабочих можно применять на работах в Польше?

Но так как Львовский автобусный завод строила другая страна и другие люди, стоит вспомнить о них в дни, когда могло бы масштабно отмечаться 75-летие этого мощного и уникального предприятия.


В офисе президента о нём вряд ли вспомнят, потому что решение о строительстве в недавно освобождённом городе, нашпигованном гитлеровскими подстилками, стреляющими в спины солдат РККА и топящих в колодцах учителей, принималось на высочайшем уровне – сначала в Москве, а после – на основании постановления ЦК КП(б)У и СНК УССР «О восстановлении и развитии промышленности, транспорта и городского хозяйства города Львова».


Цели строительства именно здесь тоже не скрывались – необходимо было создавать рабочие места в отсталом в промышленном отношении регионе, одновременно расширяя социальную базу львовского пролетариата, более сознательного, чем пополнявшие ряды УПА прикараптские рогули.


Строительство началось 21 мая 1945 года на территории бывшего ипподрома и бетонного завода на улице Стрыйской. Руководил стройкой и становлением завода Николай Дутченко.


В строительстве участвовала вся страна, выделившая людей и средства, когда ещё не остыли пожарища прошедшей войны.





Строительная площадка завода


Одними из первых сюда прибыли сотрудники Горьковского и Ярославского автозаводов, на основании видения которых создавали первые корпуса. Металлопрокат, готовые детали и станки везли из Тулы, Курска, Донбасса и Киева. Будущему заводу досталось кое-что из трофейных станков и инструментов.


Темпы строительств внушали – в 1946 году были сданы склады и корпуса, а в 1947 году пошла первая продукция.


Известно, что строящийся завод, именно как автобусный, изначально выпускал продукцию, более важную для восстанавливающейся страны – автоприцепы, блоки экскаваторов и автокраны. Производство кранов АК-32 сюда перевели из Днепропетровского автозавода, после было освоено производство собственных кранов ЛАЗ-690 на зиловских шасси и автомобилей-фургонов. Те львовские автокраны встречались на стройках бывшего Союза ещё 15-20 лет назад.





Краны и автофургоны – первая продукция завода


Первым директором завода стал Борис Павлович Кашкадамов. Смоленский кадет Московского кадетского корпуса, после перипетий Гражданской войны он попал в Харьков, закончил политех и стал работать на ХТЗ. После войны Кашкадамову доверили стать главным инженером Львовского велосипедного, а после возглавить Львовский автокрановый завод как предтечу ЛАЗа.





Б.П. Кашкадамов - директор ЛАЗ (1952-1966)


Именно он завершил трансформацию завода в автобусный, и постановлением Совмина СССР 1949 года завод получил название «Львовский автобусный завод имени 50-летия СССР», причём уже в те годы во Львове задумывали строить даже электромобили.


Знаменитое автобусное будущее завода связано с именем сибиряка Виктора Васильевича Осепчугова – невероятно талантливого конструктора и организатора.


Он родился в Томске 5 ноября 1906 года. Закончив там же Сибирский институт инженеров транспорта, Осепчугов получил направление на Ярославский автозавод, где вошел в коллектив создателей первого в СССР большегрузного ЯГ-12. После командировки в Англию Осепчугов занимался конструированием советских троллейбусов ЯТБ-1, а во время Великой Отечественной войны – советских артиллерийских тягачей.


За линейку тягачей, среди которых был транспортировавший самую огромную бомбу в мире АН602 («Царь-бомба» и «Кузькина мать») супертяжёлый ЯАЗ-210Г, конструктор был награждён орденом Красного Знамени.





Создатель львовских автобусов Виктор Васильевич Осепчугов из сибирского Томска


После перевода во Львов Осепчугов буквально «заболел» созданием автобуса и, по словам своего друга и директора Кашкадамова, заразил своей «автобусной болезнью» всё молодое КБ.


Разработке автобуса несколько мешали задачи по производству кранов и фургонов, но остановить Виктора Васильевича было уже невозможно. Говорят, что блоки будущей машины он рисовал даже на лекциях Львовского политеха, где заведовал кафедрой «Автомобили».


Параллельно с конструкторской работой и созданием конвейерной линейки шли бесконечные переговоры с Киевом и Москвой, где амбициозные стремления Осепчугова и его молодёжи одобрили, дав отмашку старту производства опытных образцов массового автобуса.


Как вспоминают ветераны, немаловажную роль в поддержке Политбюро сыграли изготовленная во Львове первая партия электромобилей НАМИ-ЛАЗ-750, которая была отправлена в Москву и Ленинград и испытана как автомобили спецпочты.





Прообраз Мерседес и ЛАЗ


Работа не останавливалась ни на минуту. Революционным решением была «зиловская идея», удавшаяся львовянам, – размещение двигателя в заднем свесе кузова, а также дизайн самого кузова, который подсмотрели у немецкого Мерседеса- Бенц 321. Автобус отличали обтекаемые формы, гнутые стекла.


12 февраля 1956 года из заводских ворот ЛАЗа выехал автобусный первенец опытный образец ЛАЗ-695





Опытный образец ЛАЗ-695 у ворот завода


Это был триумф! Автобус сразу начали модернизировать, совершенствовать двигатель, кузов, систему открывания дверей. 12 апреля 1961 года модернизированный (даже с туалетом!!!) ЛАЗ-695Б, подвёз к стартовой площадке экипаж «Востока-1» Гагарина и его дублёра Титова, врачей и специалистов запуска.





Космический ЛАЗ


Надо признать, что ЛАЗ сразу по-доброму был встречен пассажирами от Ужгорода до Владивостока. В народе он получил прозвище Маруся, и на дорогах бывшего СССР ещё можно увидеть его на ходу и даже перевозящего людей, а не только в виде экспонатов в музеях.


Вспомните, как тепло («на моторе») было ездить в нём во время зимних морозов, как дребезжал пятаками кассовый аппарат, установленный возле водителя, как водители отрабатывали на нём эстетику тюнинга советского автобуса, украшенного плакатами, вымпелами и занавесками с бахромой…


А завод только разворачивал плечи. Совершенствовались модели, расширялась их линейка. Советский автобус был одобрен даже на капризном Западе, где львовские машины Осепчугова дважды на туристическом авторалли Европа-Лазурный Берег в 1967 и 1969 гг. получали Гран-при, золотые медали (Брюссельская выставка средств общественного транспорта 1958 года) и даже призы президента Франции. ЛАЗ был официальным автобусом московской Олимпиады.


Завод стал реальным передовым и новаторским производством, где работали асы сборки вроде бригады Героя Социалистического труда Николая Ивановича Миляна, гарантией качества которой было личное клеймо бригадира, а при заводе стараниями Осепчугова действовало «Главное союзное конструкторское бюро по городским автобусам средней и большой вместимости». Они хотели быть лучшими и стали лучшими.


Но время великих людей и великих результатов прошло. Пришло время разрушителей и микробов, выискивающих на исторических помойках доказательства своего несуществующего величия.





Табличка старого автобуса – символа былого могущества
  • +2.18 / 29
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  prof ( Слушатель )
23 май 2020 19:05:08

У меня основное воспоминание об автобусах ЛАЗ - запах выхлопных газов.
  • +0.62 / 12
  • АУ
 
 
  keryneia. ( Специалист )
23 май 2020 19:31:01

Ну, нельзя же так мрачно, это ведь наша история. Для своих 50-х эти автобусы были вполне, да и вообще тренд послевоенного развития если и отличался от мирового, то только большей крутизной. Но с лысым колхозником наша экспонента, как в графике корнавируса, превратилась в плато, а потом пошла вниз. И мы остались с автобусами ЛАЗ (зато много), а мир ушёл вперёд.
Я в 80-е работала в туризме - туристов были несметные толпы. Под гостиницами (в Киеве тоже) стояли десятки автобусов - ЛАЗы и Икарусы, скупаемые оптом у братской Венгрии. Икарус дымил не меньше (даже больше), но вмещал больше людей и выглядел современнее, поэтому интуристов старались сажать в них, а "совтуру" и ЛАЗ сойдёт. Вскоре я съездила в одну из капстран, которая в то время отличалась от СССР, как говорится, "всем". В том числе и нормальными туравтобусами, почти такими, как сегодня. Ощущение нашей отсталости было катастрофическое. 
  • +1.45 / 35
  • АУ