Жаль что этот тип самолетов сейчас незаслуженно забыт, хотя именно на Ан-8 отрабатывались многие технические решения, которые до сих пор применяют при создании транспортных самолетов.
Работы по проекту начались в 1954 году, при этом использовались наработки по проекту Т-117 Бартини.
Первый полет произошел 11 января 1956 года. Самолет производился на ТАПОиЧ в Ташкенте с 1958 по 1961 год , было изготовлен 151 самолет включая прототип, который не сохранился.
В основном самолеты поступали в ВВС СССР, где их эксплуатировали до 1970 года. К этому моменту было списано уже более половины бортов. Остальные передали в ПВО и гражданские организации.
Сложно сказать когда полностью прекратилась эксплуатация самолетов этого типа, известно что один Ан-8 в Африке летал аж до 2013 года. Но в Европе до начала 2000-х в летном состоянии были единицы. В 2004 году КБ "Антонов" объявило все оставшиеся Ан-8 непригодными к эксплуатации.
Самый старый из сохранившихся традиционно находится в Центральном музее ВВС в Монино. Он был построен в 1959 году ,служил в ПВО Закавказского военного округа, а в музее с 1976 года.
Есть ещё один Ан-8 в Левашово Ленинградской области. Регулярно в сети всплывают планы по перемещению его в какой-либо музей, но пока он остается на своём месте.
Один Ан-8 ещё недавно стоял в виде памятника на территории самого ТАПОиЧ, но сохранился ли он после перепрофилирования предприятия - мне не известно.
Ещё один Ан-8 стоит в Кирове в качестве памятника, правда покрашенный в очень странную ливрею. На памятнике написано что он "подарен Кировской детворе от завода ХХ партсъезда 1981г."
Один борт чудом сохранили и он стал экспонатом строящегося Дальневосточного музея авиации в городе Арсеньеве.
Ну и в финале , хотел бы упомянуть "легендарный" Ан-8 стоящий в Ростове на Дону, рядом с 412 АРЗ. Вроде бы его много раз пытались продать за "космическую" цену, но в итоге он так и стоит без движения почти 20 лет.
Возможно что-то сохранилось в Африке, но достоверной информации оттуда практически нет.
https://zen.yandex.r…mpaign=dbr