В 70- х годах тринадцатого века власть Золотой орды распространялась от Дуная до Дона, здесь сформировался так называемый Нагайский улус Золотой Орды, преобразовавшийся в 1430 году в независимое Крымское ханство, по размерам выходившее далеко за одноимённый полуостров.
В 1478 году оно было захвачено Османской империей. Крымское ханство существовало в основном за счёт набегов и захвата рабов – ясыря на Руси.
Первый большой набег крымчаки совершили летом 1474 года на Подолье и Галичину. Им понравилось. Затем набеги происходили ежегодно, их следствием стало опустошение Малороссии.
К концу пятнадцатого века крымчаки и турки нападали 31 раз - на Подолье, 9 - на Русское воеводство, 7 - на Волынь, 4 - на Киевщину, 2 раза - на Белзское воеводство, захватив в плен 220 000 человек (при общей численности населения Малороссии 3 700 000).
За последующие полтора века было совершено уже 110 крупных набегов на Малороссию. Польский посланник в Крыму Мартин Броневский (умер в 1593) в книге "Описание Тартарии" пишет: "Остановившись на самой границе, Хан от всего войска получает для себя десятую часть лучших пленников. Начальники отрядов получают от каждого отряда, а те которые привели наибольшее число пленных, из прочего числа их. Остальные татары и простые войны делятся между собою пленниками по своим отрядам".
О дележе «ясыря» крымчаками союзниками гетмана Тетери французский свидетель событий герцог Антуан Грамон (1604 – 1678) писал следующее: «Они перерезали горло всем старикам свыше 60-ти лет, по возрасту не способным к работе. 40-летние были сохранены для галер; молодые мальчики – для их наслаждений; девушки и женщины – для продолжения рода и затем для продажи…».
Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486 - 1566), посещавший Россию в 16-м веке в книге «Записки о московских делах» писал: «старые и немощные люди, которые не приносили дохода, отдавались юным татарам, как зайцы щенкам для их первого урока в охоте».
Тем, кого можно было продать или использовать на работе связывали руки за спиной и под ударами плетей гнали сотни километров по степи и горам до одного из портовых городов Крымского ханства: Азова, Кафы (Феодосии),Гёзлеве (Евпатории), Эски Кырыма (Старого Крыма) и Карасубазара (Белогорска).
Столицей работорговли была Кафа. Дальше путь невольников лежал в Стамбул и занимал около десяти дней, привезенные из Крыма рабы продавались там купцам из северной Африки, Ирана, Франции и Италии. Мужчин часто кастрировали и клеймили, но 80% всех рабов были девочками и девушками в возрасте от 8 до 24 лет.
Вся прислуга в Стамбуле у турок и у христиан состояла из русских рабов и рабынь. Русская рабыня Роксолана - Анастасия Гавриловна Лисовская (1502 – 1558) дочка священника попавшая в рабство к татарам и проданная на базаре в Стамбуле, смогла даже стать султаншей Османской империи, под именем Хюррем, а её сын Селим Второй (1524 – 1574) султаном, правда не удачным, он погиб, поскользнувшись на куске мыла в бане, когда гонялся за наложницей (и наверняка тоже мало-росской).
Во время путешествия по Крымскому ханству в 1664 году османский путешественник Эвлия Челеби (1611 - 1682) записал несколько фраз на местном татарском диалекте, которые, как он полагал, пригодятся для других турок. Среди этих фраз были «приведите девочку» и «я не нашел девочку, но нашел мальчика». О рынке рабов в Белогорске Челеби писал: «Человек, который не видел этого рынка, ничего не видел в этом мире. Мать отделяется там от сына и дочери, сын – от отца и брата, и они продаются среди плача, криков о помощи, стенаний и печали».
Столетиями Крымское ханство существовало тем, что нападало на северных соседей и уводило их в рабство. Современный польский историк Дариуш Колоджейчик, в книге «Крымское ханство и Польско-Литовское государство» посчитал, что в год в Крым в среднем привозилось около 10 000 славянских пленников. Таким образом, за два века – с 1500 по 1700 год, с территории Польши и России в плен было уведено около двух миллионов славян.
По мнению слависта Владимира Ламанского(1831- 1914) в продолжение четырёх столетий Великая и Малая Русь и часть Польши лишились до 5 миллионов жителей, уведенных в турецкую неволю.
Лишь за 1654–1657 годы из Малороссии угнали в рабство свыше 50 000 человек. К концу семнадцатого века из гражданской войны,остававшаяся под польской властью Правобережная Малороссия почти полностью обезлюдела.
Так крымские татары невольно способствовали усилению Москвы, ибо многие малороссы бежали от татар на северо-восток в Залесье.
Но досталось и Москве, в 1571 году крымчаки полностью сожгли Москву и увели в Крым богатый ясырь в несколько десятков тысяч пленников.В первой половине 18-го века из Крыма, по свидетельству католического миссионера Дюбаи, ежегодно вывозилось 20 000 рабов. Около 60 000 невольников использовалось в самом Крымском ханстве, в основном для сельскохозяйственных работ, они рыли колодцы в степи, собирали кизяк для очагов, выращивали пшено и пасли скот.
Сами крымчаки презирали крестьянский труд. Тот же польский посланник в Крыму Мартин Броневский, так характеризовал крымских татар в книге "Описание Тартарии": «Народ этот хищный и голодный, не дорожит ни своими клятвами, ни союзами, ни дружбою, но имеет в виду только одни свои выгоды и живёт грабежами и постоянною изменническою войною».
До восемнадцатого столетия Венеция и Франция употребляли именно русских рабов купленных в Крыму на военных галерах как гребцов, навечно прикованных цепями к галерам. А благочестивый Людовик 14-й (1643-1715) говорил, это им за то, что "Russiens" схизматики.
После 1600 года выкупы пленных рабов ежегодно обходились русскому царю в 6 миллионов рублей. Историк Василий Ключевский (1841-1911) писал: «если учесть, сколько времени, духовных и материальных сил было потрачено на жестокое, тяжелое и болезненное преследование степных хищников, не будет нужды спрашивать, чем были заняты люди в Восточной Европе в то время, как Западная Европа продвинулась в промышленности, торговле, уровне общественной жизни, в искусстве и науках».
Ежегодно Москва выставляла весной до 65 тысяч ратников, чтобы они несли пограничную службу на берегах Оки до глубокой осени в ожидании очередного набега. Набеговая экономика не имеет ни каких шансов в конкуренции с более развитой феодальной.
Перелом наступил в 18 -ом веке. Крымская конница, не смогла противостоять регулярной российской армии. В ходе русско-турецкой войны 1735–1739 годов русские войска трижды входили в Крым и сожгли ханскую столицу Бахчисарай. Но последний татарский набег на Русь состоялся в 1769 году. Выполняя приказ турецкого султана, 27 января 70 000 крымчаков двинулось в поход на Малороссию, однако дошли они только до Елисаветграда , откуда были отброшены русскими полками.
В ответ на этот набег в июне 1771 года Крым был захвачен русскими, разгромившими 100 тысячную турецко-татарскую армию. А манифестом Екатерины Второй, от 8 апреля 1783 года полуостров был навечно присоединён к России. Экономический и торговый центр полуострова переместился в западную его часть, где на месте татарской деревушки Ак-Яр началось строительство славного Севастополя.
Русские не поступили с татарами, так, как татары поступали с русскими. Указом царицы от 22 февраля 1784 года местной знати были предоставлены все права и льготы российского дворянства. Гарантировалась неприкосновенность религии, мусульманское духовенство освобождались от налогов. Крымские татары были освобождены от воинской повинности. За что татары "отблагодарили" Россию уже в Крымскую войну.
Источник