Обсуждение космических программ
8,793,676 39,580
 

  streezh ( Слушатель )
17 янв 2021 15:41:59

НАСА испыталb движок SLS

новая дискуссия Дискуссия  1.163

Прожгли SLS. Произошел сбой в подаче топлива, двигатель аварийно отключили. 

https://www.nasa.gov…on-mission

  • +0.16 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (32)
 
 
  streezh ( Слушатель )
17 янв 2021 15:44:13
Main Component Failure — неисправность подачи топлива.

  • +0.07 / 3
  • АУ
 
  Аладдин ( Слушатель )
17 янв 2021 16:15:58

Четыре двигателя, установленные на специальную опору на территории испытательного комплекса NASA, работали одновременно около минуты. Ожидалось, что это продолжится около восьми минут. 
 
"Сегодня не все пошло по плану, но мы получили много важной информации", - заявил на пресс-конференции после испытаний директор NASA Джим Брайденстайн. Он выразил уверенность в том, что специалисты ведомства выяснят причину нештатной работы, а также найдут способ ее устранить. 
 
Руководитель проекта по разработке SLS Джон Ханикэт пояснил, что сработала автоматическая система, отключающая работу двигателей. По его мнению, пока рано говорить о том, имели ли место неполадки оборудования, датчиков или программного обеспечения.
 
Весной 2019 года NASA анонсировало проект лунной программы Artemis, которая будет состоять из трех этапов. Первый из них (Artemis 1) предусматривает беспилотный полет установленного на ракету Space Launch System корабля Orion вокруг Луны и его возвращение на Землю. Второй этап (Artemis 2) - облет естественного спутника Земли с экипажем на борту. На третьем этапе миссии (Artemis 3) NASA рассчитывает осуществить высадку астронавтов на Луну в 2024 году, а затем отправить их к Марсу ориентировочно в середине 2030-х годов. Первый этап программы намечен на текущий год, второй - на 2023 год.
 
Брайденстайн допустил на пресс-конференции, что данный план может быть пересмотрен в свете произошедшего. По его словам, все зависит от того, "в чем причина нештатной работы и сложно ли решить проблему". 
 
https://tass.ru/kosmos/10478135
  • +0.12 / 5
  • АУ
 
 
  streezh ( Слушатель )
17 янв 2021 16:21:53

Очередной сдвиг вправо.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Аладдин ( Слушатель )
17 янв 2021 16:51:38

2024 год для высадки астронавтов на Луну был придумкой Трампа для ознаменования окончания его второго мандата. 
Теперь, когда подобная спешка не так надобна, все сроки наверное сдвинутся вправо. 
  • +0.09 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
23 янв 2021 08:37:36

Вообще все могут пересмотреть. С этими демократическими выборами ни в чем нельзя быть уверенным.
Они на астероид собирались... На Марс... После как приоритет Луну поставили. Что дальше?
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
  streezh ( Слушатель )
17 янв 2021 19:38:55

  • +0.08 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
17 янв 2021 23:03:30

Кавитация в магистрали. Хреново..
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
17 янв 2021 23:14:27

И не говорите. Того и гляди, спустят СЛСку в унитаз, по тихому. А так, два лярда за пуск. Красота!
  • +0.14 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Neruda ( Слушатель )
04 фев 2021 05:34:55


Можно спросить?
Как могла возникнуть кавитация в в однородной, переохлажденной жидкой среде?

Я понимаю, когда кавитация образуется, например в воде, где присутствует некоторое количество растворенного кислорода и другой гадости.
Который при определенных условиях вделается в газ, образуя пузырьки.
Условия бывают разные. Самое доступное - нагрев, то есть кипячение в чайнике.
Но по сути, кавитация возникает при падении давления жидкости. Так как после прохождения сужения, давление насыщенных паров становится больше внутреннего давления в жидкости с образованием пузырьков. По сути происходит "вскипание", как в кухонном чайнике.

Но это работает с жидкостями в которых присутствуют растворенные газы.

А тут моно жидкость, без всяких растворенных газов -  Кавитировать нечему.
Причем переохлажденная - то есть с запасом на случай нагрева по дороге, например в случае прохождение зауженного участка..

А может она все таки нагрелась по дороге и банально вскипела? Тогда это не кавитация, а "холодильник" - не холодильник

Хотя помню, у Конаныхина, было короткое видео, про аварию у того же Маска, в которой был замешан вентиль и гидроудар.
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
04 фев 2021 10:49:22

Кавитаццыя, это не про растворённые газы. Кавитаццыя, это пузырьки "вакуума". Бороться с ними лучше всего повышением давления. Чем больше, тем лучше. Для этого применяют наддув баков и бустер перед собсно турбиной. На картинке, это шнек.
  • +0.29 / 16
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Neruda ( Слушатель )
04 фев 2021 12:17:22

Ясень Пень. Бак под давлением, по трубам до бустера, который подает топливо в турбину/форсункиу То есть давление в баке должно равняться давлению в трубопроводе, и по идее быть постоянным.
Ну а вот что в этих трубах? Если там появляются "полтора ведра вакуума", то это разрыв потока. А это не Каффитасия, это гидро-удар, а уже потом Каффитасия, так как в месте гидроудара станет немного теплее и появятся газики и бустер начнет "троить" как старые жигули.

Вот тут возникает вопрос, а как так получается "полтора ведра ваккума"?Улыбающийся
Либо там закрытый поворот, либо там шаровой кран открытый на половину. Передайте Маску, у шаровых кранов два квантовых состояния. Либо нормально замкнутое, либо нормально разомкнутое. Середины не бывает, хотя и она возможна, но в супер позиции.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Слушатель )
05 фев 2021 01:31:57

........Отнюдь. Давление в баке и трубопроводе не равны, иначе никогда бы не работал гидродомкрат. Более того, как глаголет нам Бернули, в одном и том же трубопроводе, но в участках разного сечения скорость и давление (что жидкости, что газа) разное. и чем меньше диаметр канала, тем скорость потока выше, а давление ниже.

......Вот из-за возрастания скорости потока и происходит падение давления, а из-за него локальное вскипание жидкости. Сиречь кавитация.
  • +0.09 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Superwad ( Слушатель )
05 фев 2021 15:30:14

Ещё момент упустили. При уменьшении сечения течение жидкости и газа переходит из ламинарного в турбулентное. И, чем тоньше ламинарный слой у стенки жидкости, тем больше сила трения. А это приводит к резкому разогреву жидкости у стенки, и соответственно, образованию микропузырьков. Бороться с этим можно только идеальной гладкостью стенок, материалом стенок и увеличением проходного диаметра...
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
07 фев 2021 14:32:16

В любой трубе даже в безвихревом потоке после прохождения поворота на его выходе вдоль потока формируется две вихревых нити с интенсивностью, пропорциональной скорости потока в трубе. По центру этих нитей при небольшом расходе имеет место кавитация, а при хорошем расходе вообще происходит разрыв сплошности. Поэтому даже в подвалах жилых домов на изгибах труб в бойлерах ставят хоннейкомбы, назначение которых разрушать вихревые структуры. Тема известная, но почему-то рассматривается не в университетских курсах гидродинамики, а в курсах гидродинамики и теплообмена для сантехников.
 
  • +0.09 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
07 фев 2021 14:42:05

Потому что это не гидродинамика, а гидравлика.Улыбающийся
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
18 янв 2021 00:02:23

Я Вас умоляю! Веселый Клиент моросит чего ни попадя вообще не владея предметом и несёт отборную ахинею.
  • +0.10 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
18 янв 2021 02:51:59

Допустим. А какова Ваша версия произошедшей остановки?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
19 янв 2021 03:10:54

Ну строить версии по релизам, не имея на руках материалов испытаний и данных по конструкции ракеты это удел исключительно видеоблогеров. Причин может быть масса, первая которая приходит на ум это ложное срабатывание системы аварийной защиты. SSME имеет развитую и совершенную систему контроля и аварийной защиты, единственное его выключение в полёте произошло как раз из-за ошибочного диагностирования аварийной ситуации. Если в конструкции имеются пускоотсечные клапаны на магистралях подачи, выключение могло произойти из-за самопроизвольного закрытия такого клапана. Теоретически могли кавитнуть насосы, например, из-за потери герметичности бака или входной магистрали или потери давления наддува, или не кавитнуть, но давление на входе снизилось ниже предельного. Представляется крайне маловероятным, что двигло хватануло пузырь на режиме из-за нарушения сплошности потока, там давление около 7 атм на входе в бустер (в магистрали ещё больше), а это значит, что температура окислителя должна быть где-то 114°К что бы он вскипел, а это очень много (и да это не кавитация)Веселый Но теоретически и такое возможно по ряду причин.
В любом случае, ДУ остановлена штатно, без повреждения материальной части, значит с причиной по любасу разберутся, в этом нет никаких сомнений.
Главное что разгон блогера про страшную и непреодолимую проблему в виде нарушения сплошности криогенного компонента вследствие его вскипания в магистрали абсолютно не обоснован. Это вообще не проблема, элементарно лечится или повышением давления или понижением температуры компонента или и тем, и другим вместе.
P.S. И да, кто-нибудь, расскажите блогеру, что RS-25 и RS-68 общего имеют только то, что оба работают на кислород-водороде, оба дуют огнём и оба зверски гудят.Улыбающийся
  • +0.29 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV ( Слушатель )
21 янв 2021 09:39:59

С недостатком вводных я согласен, недомолвки и намеки точную причину никак не укажут. Но факты то все равно лицом. По одиночке двигатели отработанные? Да. Система управления? Тоже не новая. Т.е., опыт есть и немалый. Задача стояла тоже не архисложная, по меркам отрасли. И тем не менее, испытание провалено. Даже при наличии корифеев в коллективе. Думаю, дело будет так. Если все как вы говорите (плюс-минус), повторно запустят через неск. месяцев, и свои 8 минут получат. А если там что-то неучтенное и неуловимое по разным причинам (от конструкции, до некомпетенции) то, как говорил камрад mse, сольют проект по тихому и скажут "уже не нужно". В опчем, поглядим. 
  • -0.01 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
21 янв 2021 13:46:41

https://3dnews.ru/10…postradala
Цитата
НОВОСТИ HARDWARE


NASA поняло причины проблем с двигателем SLS во время последнего огневого испытания и заявило, что ракета не пострадала
20.01.2021 [12:48],  Константин Ходаковский
... 


...



Проанализировав данные испытаний, NASA определило, что проблема не в двигателях или другом оборудовании, которые находятся «в отличном состоянии». Остановка же была вызвана параметрами испытания, которые были намеренно ограничены для обеспечения безопасности ступени во время проверки.




  • 0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
23 янв 2021 09:48:22

Выше уже привели ссылку по причинам выключения. Если вкратце, признак "прекращение подачи компонента", на который напирал блогер, был получен на двигателе № 4 уже через 1,5 секунды после запуска и был успешно квалифицирован СУ как ложный. Команда на выключение прошла из-за превышения значений контрольных уставок в гидравлике системы качания двигателей, причём величины уставок были намеренно ужесточены. В общем иногда "банан это просто банан"Улыбающийся
  • +0.16 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
23 янв 2021 13:11:56

Моно сказать, что конкретно это испытание прошло с  положительным результатом?
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Alexxey ( Слушатель )
23 янв 2021 14:00:09

Частично — точно. В НАСА пока ещё анализируют данные испытания. Из 23 отдельных целей некоторые были достигнуты полностью (например, всё, что связано с предпусковыми операциями и запуском), некоторые — частично. Достаточно ли полученных данных и можно ли уже везти ступень в KSC для интеграции в ракету, или требуется провести ещё одно испытание пока не решено.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
23 янв 2021 14:04:04

ХМ...
Я по своей наивности думал. что там целая программа таких прожигов и в любом случае ещё не раз "на стенд..."
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Alexxey ( Слушатель )
30 янв 2021 11:31:36

Ну вот НАСА с Вами и согласилось.Улыбающийся После анализа всех данных принято решение повторить огневые испытания первой ступени SLS в конце февраля, с тем чтобы все четыре двигателя всё-таки отработали положенные 8 минут.
Ну и насчёт "целой программы прожигов" Вы тоже правы. Вчера было огневое испытание отдельного RS-25.


Из описания:
"Today’s test fire will provide data to help enhance production of new, upgraded engines for flights under our Artemis Program."
"Сегодняшние испытания предоставят данные, которые помогут улучшить производство новых модернизированных двигателей для полетов в рамках нашей программы Artemis."
  • +0.16 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
30 янв 2021 12:09:16

Гы!
 "Но руки-то помнят ...", однако ...Крутой
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
30 янв 2021 17:32:29

Это были испытания по программе организации производства модернизированных (одноразовых и менее дорогих) RS-25 для SLS.

Aerojet Rocketdyne
https://twitter.com/…5421825025


ЦитатаВ сегодняшнем тесте мы демонстрируем более дешевые компоненты ракетного двигателя для программы НАСА #Artemis


Цитата: @Aerojet RocketdyneIt's test day @NASAStennis and today's RS-25 engine test will be streamed live on NASA TV! In today's test we're demonstrating lower cost rocket engine components for NASA's #Artemis program. Target time is currently 3-4pm CST. https://t.co/12J7GYLOpk
— Aerojet Rocketdyne (@AerojetRdyne) 28 января 2021 г.


UPD
https://habr.com/ru/post/419315/
ЦитатаГлавным отличием новых RS-25 будет увеличенная тяга. В конце эксплуатации шаттлов двигатели работали на 104,5% исходной тяги. Для адаптированных двигателей со склада ее уже увеличили до 109%, и если в 2017 году планировали добавить 2 процента, то уже в феврале этого года тестовый двигатель «разогнали» до 113% исходной тяги. Кроме этого, на RS-25 поэтапно внедряются новые детали.

На этапе 1А на двигатель установили новый демпфер пого-колебаний, произведенный методом селективного лазерного спекания на 3D-принтере. Печатать деталь сложной формы будет дешевле, чем изготавливать использовавшимися ранее методами.

Этап 1B, как ожидается, начнется 4 августа, и на нем проверят 9 новых деталей, среди которых новая камера сгорания, изготовленная методом горячего изостатического прессования, и более дешевая теплоизоляция насоса топлива высокого давления.
Главным изменением этапа 2 будут простые гофрированные трубопроводы вместо сложных гибких соединений. В отличие от шаттла, двигатели SLS будут меньше поворачиваться в полете, что позволяет упростить конструкцию.

А на этапе 3 сопло, которое раньше изготавливалось из 37 деталей, заменят на новое, собирающееся из всего четырех.
В итоге кроме увеличения тяги двигатель должен заметно подешеветь, потому что новые компоненты, как ожидается, будут стоить на 20-60% меньше.
По условиям заключенного контракта шесть новых двигателей должны быть переданы NASA в июле 2024 года.
  • +0.16 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
24 янв 2021 12:52:04

Философический вопрос... Программа испытания не выполнена, по нашим правилам нужно повторять. Так что, скорее нет, чем да. Но момент, повторюсь, абсолютно рядовой и рабочий
  • +0.15 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
24 янв 2021 21:05:32
ЦитатаПосле анализа исходных данных команда определила, что останов после запуска двигателей на 67,2 секунды 16 января был вызван параметрами испытаний, которые были намеренно консервативными для обеспечения безопасности основной ступени во время испытания.
Эти предварительно запрограммированные параметры разработаны специально для наземных испытаний с летным оборудованием, которое будет выполнять миссию NASA Artemis I, чтобы гарантировать, что система управления вектором тяги основной ступени безопасно перемещает двигатели.
  Существует система управления вектором тяги (TVC), которая регулирует или поворачивает каждый двигатель, и есть два исполнительных механизма, которые генерируют силы для отклонения каждого двигателя. Приводы в системе TVC получают питание от вспомогательных силовых блоков основной ступени (CAPU - Core Stage Auxiliary Power Units  ). Как и планировалось, системы управления вектором тяги установили двигатели в положение прямой тяги во время подъема ракеты.
  Во время отклонения двигателей гидравлическая система, связанная с силовым агрегатом основной ступени для двигателя 2, также известного как двигатель E2056, превысила предварительно установленные пределы испытаний, которые были установлены. Как и было запрограммировано, бортовые компьютеры автоматически завершили испытание. Конкретная логика, остановившая испытание, уникальна для наземного испытания, когда основной каскад установлен на испытательном стенде B-2 в Стеннисе. Если бы этот сценарий произошел во время полета, ракета продолжила бы полет, используя оставшиеся CAPU для питания систем управления вектором тяги двигателей.
Во время теста была успешно продемонстрирована функциональность отключения одного CAPU и передачи питания на остальные CAPU. 
   Это испытание отклонения двигателей, которое привело к отключению CAPU, было преднамеренно напряженным. Данные оцениваются как часть процесса окончательной доработки предустановленных пределов тестирования до следующего использования основного этапа.
   Во время отжига все четыре двигателя работали, как ожидалось. Хотя в ходе испытаний планировалось запустить четыре двигателя в течение примерно 8 минут, команда все же достигла нескольких целей во время более короткого запуска. Они повторили заправку, снова заправив баки более чем 700 000 галлонов топлива с некоторыми дополнительными изменениями в процедурах для обеспечения надлежащего термического кондиционирования двигателей. Они успешно герметизировали топливные баки, завершили обратный отсчет и впервые зажгли двигатели. Двигатели достигли своей полной мощности в 109 процентов, создав тягу 1,6 миллиона фунтов, как и во время запуска Artemis I.
   Исходные данные указывают на то, что показания датчика для отказа основного компонента или MCF, произошедшего примерно через 1,5 секунды после запуска двигателя, не привели к прекращению испытания. Это повлекло за собой потерю одной ветви резервирования до Т-0 в контрольно-измерительной аппаратуре для двигателя 4, также известного как двигатель номер E2060. Зажигание двигателя начинается за 6 секунд до T-0, и они запускаются последовательно с интервалом примерно 120 миллисекунд. 
   Ограничения испытаний для отжига были установлены так, чтобы позволить испытанию продолжить с этим условием, потому что система управления двигателем все еще имеет достаточную избыточность для обеспечения безопасной работы двигателя во время испытания. Команда планирует исследовать и решить проблему с инструментарием Engine 4 до следующего использования основной ступени.
Инженеры также продолжают расследовать сообщения о «вспышке» вокруг двигателей. Визуальный осмотр тепловых одеял, защищающих двигатель, обнаружил признаки некоторого внешнего ожога, что было ожидаемо из-за их близости к двигателю и выхлопу CAPU. Данные датчика показывают, что температура в секции двигателя основной ступени была нормальной. Оба наблюдения являются признаком того, что одеяла сделали свое дело и защитили ракету от  тепла, выделяемого двигателями и выхлопом CAPU.
Анализ данных продолжается, чтобы помочь команде определить, требуется ли второе огневое испытание. Команда может внести небольшие корректировки в параметры управления вектором тяги и предотвратить автоматическое отключение, если они решат провести еще одно испытание с основной ступенью, установленной на стенде B-2.


https://blogs.nasa.g…=109483108
История двигателей первой SLS
  • +0.15 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  polardog ( Слушатель )
18 янв 2021 19:57:05

Дмитрий Конаныхин родился 20 апреля 1970 года[2] в городе Макаров Киевской области (УССР).
Первое образование получил в МВТУ имени Баумана, став выпускником по специальности «Техника и физика низких температур» (Э-4 — холодильная, криогенная техника, системы кондиционирования и жизнеобеспечения).[2]
Участвовал в проектировании и разработке наземных систем космодрома Плесецк, пять лет работал инженером-конструктором систем заправки в проекте SHAR (индийский космодром Шрихарикота, Индия), на космодроме «Морской старт» (Sea Launch)[3] и «Ангара».[4][5]
Подробнее: 
http://wikireality.ru/wiki/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%8B%D1%85%D0%B8%D0%BD

Если он не владеет предметом, тогда кто владеет?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
19 янв 2021 02:22:02

И что? 

Не знаю кто владеет, но он определенно не владеет. Он по специальности работал всего пять годочков в КБ Салют рядовым конструктором по наземке. Постоянно несёт в своих роликах какую-то отборную ересь, путается в терминах и, что самое неприятное, выдает свои безграмотные домыслы за факты.
  • +0.09 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
19 янв 2021 17:40:31

Кавитация на изгибе. Дело в том, что безвихревой поток на изгибе круглой трубы перестраивается в две вихревые трубки, вращающихся в противоположные стороны. По осевой линии таких трубок давление падает и жидкость в окрестности оси трубки если не вскипает, то просто возникает разрыв сплошности и полость, типа как в сливной воронке. Эффект, известный лет сто пятьдесят и численно смоделированный для трубы в начале 80-х с появлением компактных суперкомпьютеров то-ли фуджитсу, то-ли хитачи. Проблема решается установкой хонейкомбов внутри и после выхода из изгибов. Эффект описан даже в учебниках для сантехников.
  • +0.08 / 6
  • АУ