Экономическое сотрудничество и общие интересыСотрудничество России и Китая в области освоения ресурсов Арктики привело к тому, что обе страны сосредоточили внимание на транспортных коридорах, энергетике и исследованиях с неизменно открытыми предложениями для всех стран из числа их западных коллег присоединиться в любое время. Среди наиболее важных арктических проектов, реализуемых в рамках Стратегии развития
Арктики до 2035 года, объявленной в 2019 году,
газопровод «Сила Сибири» протяженностью 6000 км занимает первое место в списке, который сделает Россию основным поставщиком энергетических носителей Китая к 2030 году. . К этому проекту присоединится «
Сила Сибири II». удвоение поставки природного газа в Китай через Монголию, и оба проекта являются частью исторического энергетического соглашения на 400 миллиардов долларов, подписанного между Китаем и Россией в 2014 году с целью поставки 38 миллиардов кубометров газа в Китай на 30 лет.
Аналогичным стратегическим проектом является СПГ-2 с участием китайских, японских, индийских и российских компаний в совместном проекте, демонстрирующем важность мышления Полярного Шелкового пути в снижении напряженности между соседями по Тихоокеанскому региону. Специалист по глобальной энергетике, профессор Франческо Сасси из Пизанского университета
заявил, что этот проект «станет свидетельством беспрецедентного уровня сотрудничества между японскими и китайскими энергетическими компаниями в рамках одного из важнейших российских энергетических проектов следующего десятилетия».
Кроме того, 30% -ная доля Китая в трубопроводе «Ямал СПГ», в котором участвует Фонд Шелкового пути, еще глубже связывает энергетические интересы Китая с центром северо-востока России.
Жизненно важна российская программа по
расширению перевозок Транссибирской железной дороги в 100 раз с нынешних 3000 двадцатифутовых контейнеров в год до 300 000 двадцатифутовых контейнеров в год путем модернизации и удвоения железнодорожных перевозок, а также программа завершения строительства
Северной широтной железной дороги, соединяющей порты Западной Сибири с Арктикой. В стратегическом пункте судоходства Россия не только расширяет свой ледокольный флот за счет новых моделей
атомных ледоколов проекта 22220 , но и увеличит грузопоток до 80 миллионов тонн в год к 2025 году (по сравнению с нынешними 20 миллионами). Несколько из 40 ледоколов России работают на атомной энергии, что делает ее единственной страной в мире, пользующейся этим правом… титул, которым он будет пользоваться до конца этого года, когда Китай выпустит свой первый атомный
ледокол водоизмещением 33 000 тонн, который присоединится к его растущим запасам (уже намного опережающим мрачные мощности Канады и США).
Неотъемлемой частью нового 15-летнего плана России в отношении Арктики являются планы государственной поддержки широкой транспортной и энергетической инфраструктуры через прямые инвестиции, а также создание «зон экономических преференций», дающих субъектам частного сектора налоговые льготы. Государственная поддержка также будет направлена на меры по смягчению последствий изменения климата, научные исследования, мониторинг ущерба окружающей среде и очистку от загрязнений.
Подъем Китая как арктической державы
Китай развернул свою первую арктическую исследовательскую экспедицию в 1999 году, а затем в 2004 году открыла свою первую арктическую исследовательскую станцию на Шпицбергене, Норвегия. После многих лет усилий Китай получил место постоянного наблюдателя в Арктическом совете в 2011 году, а к 2016 году создал Российско-китайский полярный инженерно-исследовательский центр по разработке более совершенных методов доступа к арктическим ресурсам. В 2012 году Китай выпустил свой первый ледокол (Snow Dragon I) и быстро обогнал Канаду и США, у которых срок годности двух устаревших ледоколов истек на много лет.
По мере того как ледяные шапки Арктики продолжают отступать, Северный морской путь становится одним из основных направлений для Китая. Тот факт, что время доставки из китайского порта Далянь в Роттердам будет сокращено на 10 дней, делает эту альтернативу очень привлекательной. Суда, следующие из Китая в Европу, в настоящее время должны следовать транзитом через перегруженный Малаккский пролив и Суэцкий канал, который на 5000 морских миль длиннее северного маршрута. Открытие арктических ресурсов, имеющих жизненно важное значение для долгосрочной перспективы Китая, также является важным двигателем этой инициативы.
В рамках подготовки к освоению ресурсов Китай и Россия создали
российско-китайский полярный инженерно-исследовательский центр в 2016 году для развития возможностей северных разработок, таких как строительство на вечной мерзлоте, создание ледостойких платформ и более надежных ледоколов. Новые технологии, необходимые для улучшенных портов, и транспортировка в холодную погоду также были в центре внимания.
Сомнительная роль Канады в Большой арктической игре
На фоне таких резких темпов развития Арктики как в сторону милитаризации, так и в направлении экономического сотрудничества, канадскому правительству удавалось оставаться в высшей степени отстраненным и уклончивым.
Несмотря на то, что в
Обзоре внешней политики за
2016 год содержится призыв к интеграции Канады в северный противоракетный щит, за который в последний раз выступал
Дик Чейни в 2004 году, политический истеблишмент Канады не придерживается какого-либо курса, и хотя поле остается открытым для потенциальной арктической политики, основанной на дипломатии. и сотрудничество как мост между Востоком и Западом, время уходит.
С одной стороны, высокопоставленные военные ястребы среди политической элиты Вашингтона и Оттавы прилагают все усилия, чтобы ухаживать за Канадой как участником
Стратегического видения NORAD / NORTHCOM, поскольку военные барабаны продолжают греметь. С другой стороны, Россия выразила желание российско-канадского сотрудничества в Арктике,
о чем 6 апреля заявил поверенный в делах России
Владимир Проскуряков :
«Несмотря на политические разногласия между нашими странами, перспективы российско-канадского сотрудничества в Арктике выглядят широкими и в целом позитивными. Мы должны только правильно использовать наши возможности ».
Проскуряков продолжил:
«Будучи соседями через Северный Ледовитый океан, мы хотим максимально использовать Арктическом потенциал как территории мирного диалога и устойчивого развития, которое естественно сочетает в себе реалии и технологические решения 21 - го века с культурными и историческими традициями коренного населения. ”
Если надежды России на сотрудничество оправдаются, то несомненно, что
Рамки политики Канады в области
Арктики и Севера от сентября
2019 года сыграют свою роль. Эти рамки были честной попыткой федерального правительства создать «долгосрочное стратегическое видение деятельности и инвестиций в Арктике до 2030 года и в последующий период». Взяв на себя обязательство выделить 800 миллионов долларов на развитие Арктики и увеличить Фонд
национальных торговых коридоров до 2,3 миллиарда долларов в год в течение 11 лет, посвященных транспортной инфраструктуре, министр транспорта Канады Марк Гарно призвал в октябре 2020 года представить предложения по северной инфраструктуре с крайним сроком в марте 2021 года,
заявив:«Эффективные и надежные транспортные сети - ключ к экономическому процветанию Канады. Расширение арктических и северных перевозок поддержит диверсификацию торговли и социальное развитие, а также обеспечит более тесные связи для северян. Я призываю правомочных владельцев, операторов и пользователей транспортной инфраструктуры подавать заявки на финансирование в рамках Фонда национальных торговых коридоров ».
К сожалению, через несколько месяцев крайний срок подошел и прошел, а на столе не было никаких конкретных проектов и не было создано механизмов для проведения любого потенциального строительства. Никаких механизмов финансирования не было создано, и без видения потенциальное использование Канадского банка инфраструктуры или Банка Канады продолжает оставаться неиспользованным.
Единственная конкретная политика для Арктики, введенная правительством Трюдо в это время, - это резкая инверсия фактического развития: три
сводных законопроекта C-48, C-69 и C-88 были приняты в короткие сроки под туманом климатической чрезвычайной ситуации, объявленной парламентом. .В соответствии с этими законопроектами, мораторий был наложен на все нефтяные танкеры в северной части Британской Колумбии, протянувшиеся от Ванкувера до Аляски (C-48), были приняты полные запреты на морское бурение, объявив арктические воды закрытыми для разработки (C-88) и процессы экологической экспертизы. уже одна из самых сложных и бюрократических среди развитых стран, она была расширена (C-69), что сделало новые энергетические проекты в Арктике практически невозможными.
Частный сектор вмешивается
Когда появились возможности связать интересы Канады с Китаем, как видно на примере попыток Китая приобрести канадского строительного гиганта
Aecon Inc в 2018 году или
Hope Bay TMAC Resources в Нунавуте в 2020 году, федеральное правительство в последний момент вмешалось, чтобы убить сделки, гарантирующие, что никакой китайский капитал не будет иметь никакого влияния на перспективы развития Канады.
Стивен ван Дайн (вице-президент по государственному управлению Канадского института управления) написал, что пенсионные фонды, Канадский банк инфраструктуры и Банк Канады следует использовать для того, чтобы сыграть положительную роль в развитии Арктики.
Ван Дайн писал в январе 2021 года : «Канадская Арктика почти готова к инвестициям в следующие 50–100 лет с надежной и предсказуемой программой инфраструктуры для школ, государственного жилья, медицинских центров и производства электроэнергии. Чего не хватает, так это долгосрочного плана ».
Разочарованные этой приверженностью бездействию, лидеры канадского бизнеса в разное время формировали консорциумы вне влияния Оттавы, как это видно
на примере Корпорации развития железной дороги Аляска-Канада, которая заручилась поддержкой как правительства Альберты, так и бывшего
президента Дональда Трампа в сентябрь 2020 . Программа A2A призвала построить 2500 миль железных дорог и, наконец, закрыть пропасть, отделяющую Канаду от Аляски, которая по сей день остается одной из самых слаборазвитых границ на Земле. Несмотря на миллиарды долларов ежегодных федеральных трансфертов коренному населению каждой из северных территорий, уровень злоупотребления наркотиками, самоубийств, депрессии и отсева из школ
намного выше. среди статичных, разрозненных северных сообществ Канады относительно среднего показателя по стране.
Другая группа идейных лидеров, представляющих интересы государственных, частных и академических центров, разочарованных чумой застоя, недавно сформировала группу под названием
Arctic360 с мандатом заручиться поддержкой позитивного видения
Крайнего Севера Канады. Сравнивая Канаду с другими членами Арктического совета, Джессика Шадиан (президент и главный исполнительный директор Arctic360) написала:
«Когда дело доходит до действительно конкурентного преимущества Канады, которое позволяет ей стать мировым лидером в области инноваций, пора вырваться из привычных стереотипов и отправиться туда, куда идут немногие канадцы: на Север. Достаточно взглянуть на северных арктических соседей Канады, чтобы увидеть, что есть преимущество. Часто приводимые аргументы в пользу того, что Север - неподходящее место для всего, от жизни до работы и открытия бизнеса или строительства дороги, являются его реальным преимуществом. Тот факт, что север обширен, холоден, удален и темен шесть месяцев в году, имеет суровую погоду и критический пробел в инфраструктуре, является одним из крупнейших инновационных активов Канады. Добавьте к этому, что Север является домом для многих критически важных полезных ископаемых, которые нужны Китаю и другим странам для создания технологически продвинутой инфраструктуры. Север может стать для Канады нереализованным ключом к скачку существующей инфраструктуры и отраслей и сыграть глобальную лидирующую роль в инновациях 21-го века. Вопрос в том, есть ли у нас амбиции или убежденность, чтобы возглавить ».
Истинное видение межцивилизационного сотрудничества: коридор Берингова пролива
В марте 2015 года бывший президент РЖД
Владимир Якунин , предвидя расширение Арктики инициативы `` Один пояс, один путь '' на несколько лет
, блестяще призвал к созданию Трансъевразийского пояса развития с железной дорогой, простирающейся до Берингова пролива. пересечение и интеграция в Азию. Якунин, который в течение многих лет был сторонником соединения Северной и Южной Америки и Евразии железнодорожным транспортом,
сказал ,
что этот проект должен быть «межгосударственным, межцивилизационным проектом». Это должна быть альтернатива нынешней (неолиберальной) модели, вызвавшей системный кризис. Проект должен быть превращен в мировую «зону будущего», и он должен быть основан на передовых технологиях, а не на стратегии захвата».
Будучи первоначально задуманным в 19 веке, как это было описано
губернатором Уильямом Гилпином в его
Космополитической железной дороге 1890 года, и поддержанным
царем Николаем II, который спонсировал технико-экономические обоснования проекта в 1906 году, туннель Берингова пролива, соединяющий Евразийский и американский континенты, на десятилетия исчез из общей осведомленности. Он был
ненадолго возрожден во
время дискуссий, состоявшихся между
вице-президентом Рузвельта
Генри Уоллесом и
министром иностранных дел России Молотовым в 1942 году, но снова был потерян в тумане безумия холодной войны. Эта вековая идея вновь всплыла на поверхность, когда Россия заявила о своей готовности построить
проект в 2011 году, предложив более 65 миллиардов долларов на его финансирование, что требовало только сотрудничества Соединенных Штатов и Канады. Китай оказал свою поддержку туннелю в Беринговом проливе в
мае 2014 года.
Хотя такой грандиозный замысел предоставит Западу самый прямой путь для синхронизации нашей парадигмы развития с Полярным шелковым путем и Большим евразийским партнерством, по общему признанию, он далек от реалий, отражающих нынешнее геополитическое мышление.
Лучшее, на что можно надеяться в краткосрочной перспективе, - это успешная стратегия предотвращения войны, принятая Оттавой в соответствии с желанием Москвы сотрудничать в области антикоронавирусных программ, образования и арктических медицинских потребностей и управления окружающей средой. Если эти простые механизмы построения доверия начнут действовать и если боевые ястребы будут удерживаться в страхе, то, возможно, Канада сможет в конечном итоге сыграть роль посредника и дипломатического моста как на благо своих граждан, так и на благо мира в качестве надежного механизма. весь.
Мэтью Дж. Л. Эрет