http://politoboz.com/node/548.. ... . . .
. . .
С деньгами сложно. Проследим динамику изменений отношения А. Лукашенко и белорусского правительства к последнему траншу в 500 млн. долларов США российского кредита. 2 октября А. Лукашенко фактически отказался от этих денег. Обиделся. Однако уже 6 октября на встрече премьеров России и Белоруссии судьба транша как ни в чем не бывало выплыла на поверхность. Между тем, 5 октября, за день до приезда С. Сидорского в Москву, А. Кудрин подтверждает, что у России денег для А. Лукашенко нет. Для Кишинева есть, а белорусы могут брать деньги в МВФ и Антикризисном фонде ЕврАзЭс. Белорусская сторона проигнорировала заявление А. Кудрина, как, впрочем, и заявление от 2 октября собственного президента.
9 октября А. Лукашенко, уже забыв о собственном отказе от денег 2 октября, утверждал, что транш для Минска это «непринципиален»: « Для наc непринципиально. Предоставят - спасибо, не предоставят - найдем другие возможности», но тут же добавил, что «это вопрос принципа», так как «Пообещали - надо выполнять». Последнее утверждение относится и к самому белорусскому президенту, который много чего обещал Москве, но никогда ничего не выполнял. В общем, все как всегда – «непринципиальный вопрос принципа». Логика отсутствует в принципе.
Заявляя, что Беларусь может прокредитоваться и без России, А.Лукашенко, тем не менее, в Кишиневе пытался добиться у А. Кудрина обещания выплатить транш. При этом, он подтвердил худшие подозрения российского руководства: белорусский президент даже не понял суть вопроса А. Кудрина о судьбе предыдущих кредитов. Он про них не помнил, что подтверждает ранее, еще в 2007 г. высказанную мысль, что Минск в принципе не планирует возвращать Москве кредиты. Белорусское руководство считает кредиты компенсацией за кризис, который, как оно считает, пришел из той же России.
В общем, люди явно маются и деньги им очень нужны. Нужны, причем, именно российские деньги. Секрет такой любви к российским кредитам понятен: белорусское руководство настаивает на получении доступа к любым кредитным ресурсам России практически на любых условиях, так как считает, что по политическим причинам рассчитываться за кредиты не придется – страна переориентируется на Запад. В этом случае российское руководство, чтобы не потерять союзника, спишет долги. Или Запад, стремясь сохранить Минск в сфере влияния ЕС, окажет на Москву политическое давление и Москва снова спишет долги. В виду названных причин белорусское руководство готово, не считаясь ни с чем, пока сохраняется союзническая мифология, набрать кредитов сколько возможно и максимально больше. Как говорится, «война все спишет». Это какое-то кредитное мародерство: «хватай – тащи, пока можно». «Последний день Помпеи»…
Кроме того, стоит учесть, что белорусские власти, стремясь к получению кредитов, все в большей степени ориентируются на возможности МВФ. Однако, не имея возможности вернуть займы МВФ (все займы МВФ относительно краткосрочные), Минск кровно заинтересован в открытой кредитной линии другого геополитического звучания - российской. Получая одновременно краткосрочные кредиты МВФ и долгосрочные российские, белорусское руководство открывает для себя возможность закрывать одни кредиты другими.
Напомним, что российские кредиты в белорусском руководстве не считаются возвратными. Финансовая поддержка со стороны Москвы в Минске относят к политической сфере, поэтому их можно списать.
И самое важное: восстановление кредитной и прочей финансово – ресурсной поддержки со стороны России должно продемонстрировать и внутри страны и на Западе, что именно А. Лукашенко продолжает доминировать в политической жизни республики и в какой- то степени контролировать руководство России. В итоге у Запада, наряду с Москвой, нет иного выбора, как поддержать А. Лукашенко на предстоящих президентских выборах. Это желательный формат.
Но есть и финансовое расписание. Это уже самое главное. Беларусь готова принять очередной транш кредита МВФ. Стоит напомнить, что два предыдущих транша кредита МВФ были привязаны к российско – белорусской тематике. Первый транш оказался скоррелирован с непризнанием Абхазии и Южной Осетии и вступлением Беларуси в европейскую программу «Восточное партнерство». Второй транш был выдан после попыток А. Лукашенко в июне 2009 г. сорвать саммит ОДКБ с принятием на нем документов по созданию КСОР ОДКБ. В настоящее время А. Лукашенко пытается подкрепить выдачу очередного транша кредита МВФ очередным скандалом с Россией – истерикой по последнему траншу российского кредита. Политически ситуация выигрышна для Минска с любой стороны: или дадут деньги оба источника или можно будет ткнуть в нос «жадной» Москве траншем МВФ.
На этом фоне рассуждения идеологов белорусской оппозиции о формуле «кредиты в обмен на реформы» поражают своей «глубиной».
Непонятно о каких политических и экономических реформах вообще может вестись речь. Прекрасно видно, что Запад кредитует А.Лукашенко не за обещания внутренних реформ, а за непрерывную войну с Россией.