9 МАЯ. С днем ПОБЕДЫ!!!
7,967 27
 

  valery913 ( Слушатель )
24 июн 2021 15:50:30

"Русские сделали невозможное". Как проходила крупнейшая эвакуация в истории

новая дискуссия Статья  1.663

Эвакуация в первый период Великой Отечественной войны из наиболее подверженных угрозе районов СССР на восток оказалась уникальной в мировой истории, поистине героической и одновременно драматической эпопеей. Это стало массовым вынужденным перемещением населения, промышленных предприятий, колхозов и совхозов, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и других ценностей.
Сейчас известно, что в течение мая — первой половины июня 1941 года в Москву поступали многочисленные доклады разведчиков, дипломатов, политиков о подготовке Германии к нападению на СССР, завершении развертывания их войск на западных границах Союза. Правда, поскольку немцы широко проводили кампанию дезинформации, то имелись и сведения противоположного толка. Кроме того, Иосиф Сталин был уверен, что если Адольф Гитлер и нападет на СССР, то не в ближайшее время — ему это представлялось невыгодным для Германии до завершения войны с Великобританией, поскольку открытие второго фронта грозило гибелью Тысячелетнего рейха.

Как мы теперь знаем, в Берлине под воздействием молниеносных побед на Западе рассуждали иначе. К тому же гитлеровцы рассчитывали, как это им удалось в порабощенных странах Европы, использовать огромный промышленно-экономический потенциал, имущество сотен колхозов и совхозов и людские ресурсы Союза в собственных интересах.  

Взять ситуацию в руки

Поскольку нападения Германии Сталин не ожидал, то до объявления войны не существовало каких-либо серьезных эвакуационных планов, хотя, надо признать, что все же некоторые идеи в этом направлении обдумывались. Так, когда 21 апреля 1941 года Совнарком СССР вынес постановление "О мероприятиях по улучшению местной противовоздушной обороны г. Москвы", была создана специальная комиссия по эвакуации населения из столицы в военное время во главе с председателем Моссовета Василием Прониным. 3 июня эта комиссия представила Сталину проект постановления Совнаркома СССР "О частичной эвакуации населения г. Москвы в военное время". Документ предусматривал перемещение до трети населения столицы.


Тем не менее на докладную записку председателя комиссии вождь наложил резолюцию: "Ваше предложение о "частичной" эвакуации населения Москвы в "военное время" считаю несвоевременным. Комиссию по эвакуации прошу ликвидировать, а разговоры об этом прекратить. Когда нужно будет и если нужно будет подготовить эвакуацию — ЦК и СНК уведомят Вас".
В итоге стихийно начавшаяся эвакуация потребовала от советских людей огромного физического и морального напряжения. Внезапность нацистской агрессии, громадные размеры развернувшегося театра военных действий, массированные удары с воздуха, артиллерийские обстрелы, превращение многих городов и сел в арену ожесточенных сражений — все это создавало исключительные сложности.
Незадолго до начала войны, в апреле-мае 1941 года, делались попытки предусмотреть, какие предприятия и в какой последовательности должны быть эвакуированы в глубь страны… Были поставлены задачи по разработке планов эвакуации, планов минирования и подрыва объектов, которые не могли быть вывезены на восток… То, что в самом начале войны пришлось создавать специальные органы по эвакуации и решать эти вопросы, которые должны быть заранее спланированы, говорит о том, что таких разработок в Совнаркоме не имелось
Юрий Горьков
Генерал-полковник, консультант Генерального штаба по вопросам военной истории

Упущение устранили на третий день войны. 24 июня 1941 года, еще до создания Государственного комитета обороны, постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР "для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей" при СНК СССР был создан Совет по эвакуации в составе Лазаря Кагановича (председатель), Алексея Косыгина (заместитель председателя), Николая Шверника (заместитель председателя), а также Бориса Шапошникова, Сергея Круглова, Петра Попкова, Николая Дубровина и П.И. Кирпичникова. Поскольку основной объем людей и грузов собирались вывезти на восток по железной дороге, то наркома путей сообщения Лазаря Кагановича Сталин решил назначить председателем совета. Позже руководство Союза признало недостаточно определенными и соответствующими моменту первые шаги деятельности Кагановича, его оставили в составе совета, но председателем по предложению Сталина утвердили кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б), секретаря ВЦСПС Николая Шверника.

В течение же первых нескольких суток существования совета в его персональный состав непрестанно вносились изменения, к работе в нем привлекались лучшие организаторы страны — были включены кандидатуры Анастаса Микояна, Лаврентия Берии, Михаила Первухина, Виктора Абакумова и др.
27 июня 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) все-таки приняли постановление "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества", а еще через день в другом документе потребовали: "При вынужденном отходе частей Красной армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего". Однако враг с первых часов войны подверг многие узловые и промежуточные станции Брест-Литовской, Белостокской, Ковельской, Белорусской, Литовской, Юго-Западной, Винницкой, Одесской и Кишиневской железных дорог массированным бомбардировкам, поэтому выполнить указание руководства страны было чрезвычайно трудно.


Белоруссию на рельсы

Враг стремительно наступал. В исключительно тяжелых условиях проводилась эвакуация производительных сил с территории Белорусской ССР. По воспоминаниям первого секретаря ЦК КП(б) Белоруссии Пантелеймона Пономаренко, Сталин первоначально не хотел верить, что обстановка столь критична, а в западных областях республики эвакуация стала уже невозможной, и только после настойчивого призыва, мол, иначе будет поздно, согласился. Была срочно создана республиканская комиссия во главе с председателем Совнаркома БССР Иваном Былинским.
В основном вывозились люди и ценности из восточных районов советской Беларуси. Только из Гомеля и области ежедневно отправлялось в тыл не менее 250–300 вагонов с эвакогрузами. К примеру, лишь для вывоза оборудования "Гомсельмаша", паровозоремонтного и станкостроительного заводов потребовалось более 2,5 тыс. вагонов и платформ. Следует не забывать, что часто погрузка производилась под обстрелами и бомбардировками неприятельскими самолетами.

Несколько позже, 18 августа 1941 года, в докладной записке на имя председателя ГКО Сталина Пономаренко сообщил, что наиболее значительные предприятия эвакуированы из Белоруссии полностью, в том числе Могилевский авиазавод, Кричевский цементный завод, судоремонтные мастерские и др. В записке также указывалось, что в тыловые районы удалось вывезти более 16,5 тыс. единиц ценного технологического оборудования, 842 т цветных металлов, 44 км силового кабеля, более 3,4 тыс. вагонов готовой продукции, свыше 2130 вагонов металлолома, а также 44 765 т зерна, 600 тыс. голов скота, 4 тыс. тракторов, 400 комбайнов, 150 молотилок и многое другое. Всего же из Белоруссии было эвакуировано свыше 1,5 млн человек, 109 крупных и средних заводов и фабрик.
В условиях быстро ухудшающейся военной обстановки нередко приходилось ограничиваться вывозом только наиболее важных и технически современных агрегатов, станков, машин и механизмов. Одним из основных правил, которые стремились соблюдать местные органы во время демонтажа и перемещения предприятий, было сохранение комплектности грузов. Эшелоны с ценным оборудованием формировались так, чтобы каждый из них (а иногда частично) мог бы на новом месте быстро развернуться в самостоятельное предприятие и выпускать необходимые фронту и стране товары.


Наше положение осложнялось тем, что многие предприятия прифронтовых районов до последней возможности должны были давать продукцию для обеспечения нужд обороны. Наряду с этим нужно было своевременно подготовить оборудование промышленных объектов к демонтажу и эвакуации, которую приходилось часто осуществлять под артиллерийским обстрелом и вражескими бомбардировками. Между тем необходимого опыта планирования и проведения столь экстренного перемещения производительных сил у нас не было. Помню, как по заданию директивных органов мы специально разыскивали в архивах и библиотеках Москвы, в том числе в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина, хотя бы отрывочные сведения об эвакуации во время Первой мировой войны, но найти почти ничего не удалось. Опыт приобретался в ходе военных действий
Николай Дубровин
Заместитель наркома путей сообщения и начальник Грузового управления НКПС

Роль железнодорожного транспорта в проведенной масштабной операции трудно переоценить. Однако за первые десять дней войны гитлеровцы захватили шестую часть железных дорог СССР. В результате к первым числам июля станционные пути, ветки, тупики столичного узла оказались забиты вливавшимися со всех направлений поездами. На запад движение долгое время просто отсутствовало. Москва и вокзалы превратились в головную базу снабжения войск и перевалки военных грузов с железнодорожных вагонов на автомобильный транспорт.

Транспортировка из Украины

Эвакуация из каждой республики и области имела свою специфику. Когда в середине августа на восток потянулись эшелоны с населением и оборудованием с левого берега Днепра, то местными органами власти руководил партийно-хозяйственный аппарат во главе с уполномоченными ГКО и Совета по эвакуации председателем СНК УССР Леонидом Корниецом и заместителем наркома черной металлургии СССР Александром Шереметьевым. 20 августа с запорожских заводов ушел первый эшелон, после чего масштабы эвакуационных перевозок ежесуточно нарастали. Завершалось перебазирование важнейших предприятий Днепропетровска, а после его захвата противником (25 августа) эвакуация продолжалась в левобережные районы области.

Из Запорожья вывезли такие предприятия, как "Запорожсталь", "Днепроспецсталь", "Коксохимзавод", Алюминиевый завод им. С.М. Кирова и другие. А то, что не смогли вывезти, старались уничтожить.


С правого берега гитлеровцы просматривали заводы. Враг видел, как увозят оборудование запорожских предприятий, бомбил и ежедневно обстреливал территории заводов артиллерийским и минометным огнем. Ежедневно были раненые и убитые. Но люди работали, спешили. Были дни, когда из Запорожья уходило по 800–900 вагонов, груженных оборудованием и материалами

Александр Шереметьев

Заместитель наркома черной металлургии СССР

В обычных условиях для перевозок по железным дорогам негабаритных грузов и так называемых тяжеловесов применялись специальные платформы, но их под рукой не оказалось. Тогда для вывоза оборудования крупнейших предприятий Украины приспособили стандартные 60-тонные платформы, предварительно их усилив. На них грузили станины прокатных станов и другое неразъемное оборудование. Нашли и другой выход — для транспортировки особо тяжелых грузов использовались тендеры от паровозов класса ФД.
Чрезвычайно сложной задачей являлось перебазирование энергетического хозяйства Украины, которое нельзя было демонтировать одновременно с другими оборонными предприятиями. Ведь значительная часть из них выполняла срочные заказы фронта, и перебои в подаче электроэнергии могли иметь крайне негативные последствия. Поэтому переброска из угрожаемых районов основного оборудования таких крупных электростанций, как Киевская, Кураховская, Северо-Донецкая, Штеровская ГРЭС, Одесская ТЭЦ, проходила перед самым отходом советских войск. Так, например, на Днепропетровской ГЭС местные работники успели снять только некоторые детали с трех турбин, а саму плотину пришлось взорвать.
Всего с территории Украины с июля по октябрь 1941 года вывезли в тыл около 500 крупных промышленных предприятий, свыше 6 млн голов скота, 1667,4 тыс. т зерна и 269,5 тыс. т зерновых продуктов, тысячи тракторов, автомашин и миллионы людей.

Всего не учтешь

В связи со спонтанностью и массовостью работ было немало недочетов: отсутствие транспорта, перебои со снабжением людей продуктами питания, кипятком, пропажи вещей эвакуируемых, отсутствие оперативной медицинской помощи и т.п. Некоторые составы стояли на промежуточных станциях по 20–30 дней, люди мерзли и голодали, отставали и теряли свои семьи. Однако, как свидетельствовали сами участники событий и многочисленные документы, эти недостатки все же не приняли массового характера. С ними боролись, их преодолевали весьма решительно и последовательно по законам военного времени.

Первоначально никто не предполагал, что отправлять эшелоны придется не только на территорию Подмосковья, Поволжья и других центральных районов СССР, но также и в Среднюю Азию, Закавказье, Сибирь.


Случалось, что в открытых полувагонах или на платформах ехали люди. Хорошо, если имелся брезент, которым можно было прикрыться от дождя. Иногда и этого не было. Здесь же станки или материалы, кое-что из вещей эвакуированных. Именно кое-что. Люди спасались от нашествия варваров, и было, конечно, не до вещей. При более благоприятной обстановке два-три крытых вагона выделяли для женщин с детьми. Вместо 36 человек в них набивалось по 80–100. Никто, разумеется, не роптал — горе объединяло людей, кров которых был захвачен фашистами

Николай Патоличев

Первый секретарь Челябинского обкома ВКП(б)

О том, что враг за несколько месяцев вплотную приблизится к столице, до войны могло привидеться только в кошмарном сне. Однако все возраставшая угроза вызвала необходимость проведения в октябре 1941 года эвакуации самой Москвы и Московской области.
Уже в первые недели войны развернулась подготовка к перебазированию на восток двух заводов наркомата судостроительной промышленности. Одновременно была начата довольно широкая эвакуация населения.

Следует учесть, что с конца июня через Москву как важнейший транспортный узел стал проходить большой поток беженцев из западных районов СССР. На их пути НКВД организовал заслоны милиции, которая на дорогах и близлежащих к столице станциях вела строгую проверку всех прибывавших лиц. Только в течение одной недели, с 28 июня по 4 июля 1941 года, было задержано для проверки 49 730 человек, из них оказались арестованными по разным причинам 2116 человек, то есть около 4%. Одновременно милиционеры изъяли тысячи стволов оружия. Нередко в разряд подозрительных попадали и невинные люди, но подобная проверка в условиях военного времени была все-таки оправданной мерой.
Несмотря на исключительные трудности, перемещение производительных сил в тыловые районы страны в 1941 году прошло слаженно и в основном в соответствии с намеченными сроками. Из прифронтовой зоны в течение второго полугодия 1941 года на восток только по железным дорогам, согласно сводкам Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), было вывезено 2593 промышленных предприятия, включая 1523 крупных. Эвакуировались 12–18 млн человек, а с учетом вынужденных переселенцев в июле — сентябре 1942 года их численность достигла 25 млн человек. Однако, считаю, что эти данные нельзя считать сколько-нибудь полными.

Академик Георгий Куманев говорил мне: реальное количество людей и предприятий было гораздо больше, часто спасенные от врага ценности даже не учитывались. Через много десятилетий после войны Вячеслав Молотов, Анастас Микоян, Михаил Первухин, Лазарь Каганович и другие руководители, имевшие непосредственное отношение к проведенной эвакуации предприятий, подтвердили ему в ходе встреч это предположение. При этом если бы в восточные районы страны было переведено только указанное количество заводов и фабрик из более чем 32 тыс. имевшихся в оккупированных врагом областях, то никакой бы военной перестройки советской экономики не получилось и Советский Союз не смог бы выиграть войну.


Немцы далеко не сразу оценили огромный масштаб проделанной советскими людьми работы. Так, генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх, который в ходе войны занялся перестройкой авиапромышленности Германии, обратил внимание на постоянное и существенное пополнение ВВС КА.

Когда немецкие войска продвинулись вглубь русской территории, они обнаружили, что все предприятия [советской] авиапромышленности попросту исчезли. Русскому противнику удалось их эвакуировать, что вызвало у Мильха неподдельное восхищение: "Русские делают то, что мы назвали бы невозможным"

Дэвид Ирвинг

Британский историк

Известный английский левый публицист, корреспондент DDC и газеты The Sunday Times Александр Верт, который всю войну прожил в Советском Союзе, написал: "Повесть о том, как целые предприятия и миллионы людей были вывезены на восток, как эти предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях восстановлены и как им удалось в огромной степени увеличить производство в течение 1942 года — это прежде всего повесть о невероятной человеческой стойкости". При этом он подчеркивал и "великолепнейший организаторский подвиг", который был совершен в советском государстве в самый разгар германского вторжения, когда "огромной важности промышленные районы европейской части" страны оказались захвачены врагом.

https://tass.ru/opinions/11679367
  • +0.51 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (56)
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
24 июн 2021 22:08:49

.......Вот хоть режьте меня, не поверю, что планов эвакуации не было вообще. Что не рассчитанные на столь массовую эвакуацию, на столь большую глубину и со столь обширной территории, поверю. Потому как никто не думал, что так далеко фрицы дойдут. Но в целом планы были. Потому как чтоб развернуть завод в чистом поле, надо там иметь ж/д пути, подведённую электроэнергию, какие-никакие фундаменты хоть под станки, хоть под стены (а бетон набирает расчётную марку 28 суток при плюсовой температуре). Да и стены на Урале и в Сибири - вещь необходимая. Да, достроить вовремя не успевали и достраивали параллельно с началом производства. Но отчего-то отталкиваться нужно было. И я думаю, что Московская комиссия по эвакуации - это отголосок решений по эвакопланам из западных, приграничных областей. И резолюция Сталина вполне логична. 
  • +0.83 / 32
  • АУ
 
 
  Balamut ( Слушатель )
25 июн 2021 01:02:25

за такой план в те годы к стенке могли поставить, воевать собирались исключительно на чужой территории так что о каких планах эвакуации промышленности в тыл могла идти речь 
  • -0.36 / 17
  • АУ
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
25 июн 2021 01:16:30

.......А без псевдоисторических штампов никак? Ещё раз, любому заводу нужны подъездные пути (сколько месяцев строился 137 км объезд укротерритории при нынешней-то технике?), нужно электроснабжение (а это высоковольтная ЛЭП плюс подстанция, а то и не одна), вода, фундаменты (а это месяц только на схватывание бетона). И это ДЛЯ КАЖДОГО эвакуированного завода.
  • +0.64 / 23
  • АУ
 
 
 
 
  Balamut ( Слушатель )
25 июн 2021 04:41:40

какие штампы, "        Военная стратегия в предвоенный период строилась равным образом на утверждении, что только наступательными действиями можно разгромить агрессора и что оборона будет играть сугубо вспомогательную роль, обеспечивая наступательным группировкам достижение поставленных целей." Георгий Жуков Воспоминания и размышления
 Еще раз для тех кто в танке не было  перед войной планов эвакуации промышленности от слова совсем, как эвакуировали заводы показано в фильме  «Особо важное задание» 
  • -0.11 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
25 июн 2021 11:06:14

.......То есть художественный фильм - истина в последней инстанции? Особенно в ситуации, когда идеологические установки есть на то, что Сталин дурак и в нападение Германии не верил? Что до цитаты Жукова, то всё верно. Именно наступательные действия в обороне сорвали блицкриг вермахту. Все эти, якобы бессмысленные, контрудары, контрнаступления сбивали фрицам темп, заставляли терять инициативу, разворачивать наступательные группировки на парирование этих контрударов вместо решения главной задачи.
  • +0.49 / 22
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  DSS ( Слушатель )
25 июн 2021 12:56:13

Неплохой разбор Исаева по эвакуации 
  • +0.10 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 15:01:34

Это вы напрасно сюда принесли Смеющийся, Исаев тут над адептами версии "все было заранее спланировано" сильно поизгалялся....Веселый
  • +0.00 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  DSS ( Слушатель )
25 июн 2021 15:51:45

Ну дык.. Исаев не увлекается обвинениями в неготовности к войне , он всегда осторожен в оценках причин неудач . Ну и из архивов много тянет. Поэтому именно его взгляд интересен. 
  • +0.37 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 16:07:30

Он открытым текстом, со ссылкой на документы - единого плана эвакуации на 1941 не было, последнее, что можно назвать хоть каким-либо задокументированным планом, относится к 1937 году, но это только последняя ежегодная перепечатка без какого-либо обновления плана 1931 года. Выбор мест  эвакуации тоже характеризует это "планирование" - на УВЗ сначала хотели Кировский отправить, когда не получилось - авиапромышленность претендовать начала, в результате ХПЗ заехал. Кстати, в свете этих уточнений Исаева. особенно по Кировскому,я наконец-то понял, почему Т-50 так и не пошел - движки для него Зальцман для КВ подгребал, пользуясь неразберихой, имевшей место при эвакуации, что, соответственно, также характеризует основательность этого "планирования"....Веселый
  • +0.03 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  siner
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Balamut
  • Загрузить
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
25 июн 2021 06:29:39

чистая резунщина-суворовщина, ей-богу!
  • +0.44 / 19
  • АУ
 
 
 
 
  Balamut ( Слушатель )
25 июн 2021 07:17:53

я вам цитату Жукова привел а не беглого  из ГРУ но таким как вы видимо все божья роса 
  • -0.05 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
25 июн 2021 07:45:24

Жуков в своих "вспоминаниях и размышлениях" написал много субъективного и неточного (не хочу писать-"лгал").
Но это, конечно, никак не обесценивает его произведение, ибо он писал мемуары, да к тому же ещё и жестоко отцензурированные, а не аналитический труд.
  • +0.14 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
25 июн 2021 11:00:00

А чо Жуков мог знать о экономике? Он прав, чтобы разгромить, нужно наступать. Оборона отдаёт противнику инициативу. А отвечающие за страну в целом, вполне себе, могут планировать совсем другие планы, есличо. Например, вторжение инопланетян.
  • +0.07 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Balamut ( Слушатель )
25 июн 2021 16:21:33

вы книгу его прочтите потом говорите а то получается высасывание из пальца 
  • -0.08 / 4
  • АУ
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 01:13:15

Планов эвакуации не было. Были планы развития промышленности, включавшие постройку новых заводов, на площадках которых, бывших в различной стадии постройки, и разместили часть эвакуированных заводов. Никаких расчетов, включавших потерю такой территории, предложить никто бы не рискнул....
  • +0.06 / 12
  • АУ
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
25 июн 2021 01:19:39

.......А оставить заводы под бомбами рискнул? Опыт Испании и последующей Второй мировой оптимизма не внушал. Особенно с тем состоянием ПВО что было у нас в 41-м.
.......ПС: А ещё у нас были заготовки партизанских отрядов с заложенными оружием и боеприпасами.
  • +0.66 / 24
  • АУ
 
 
 
 
  НеМоскит ( Слушатель )
25 июн 2021 01:36:52

 Кстати таки-да...и "мероприятия" осуществлялись по крайней мере с весны 41-ого.
  • +0.32 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  ILPetr ( Слушатель )
25 июн 2021 09:52:18

НЯП из мемуаров - мероприятия осуществлялись в 38-39 годах. После присоединения Западных Украины и Белоруссии склады были опустошены и должны были создаваться на западных территориях. В результате частью не успели, а большинство сделанных "закладок" были сданы немцам местным населением. Опять же, большинство отрядов создавались из групп окруженных войск, местная партноменклатура или спешным образом сбежала на восток, или просто отсиживалась в лесах. Это даже в истории Ковпака прослеживается - диверсионной деятельностью занялись после объединения с армейцами. 
Резюм: Историю партизанского движения необходимо фильтровать с учетом того, что руководил им Хрущев, и написана эта история в бытность его Первым секретарем. 
  • +0.39 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 01:37:14

И куда делись заготовки под партизан? Старинова, видимо, не читали,он довольно-таки подробно эту историю описал, посмотрите. К ПВО серьезно относились? Почитайте у Кузнецова, как обсуждались дела с усилением ПВО строящихся кораблей и какое резюме вынесли. Танк, богов на этом свете нет, есть люди, а им свойственно ошибаться, предвидение с должностью вместе не выдается. Еще раз - на потерю территории, тем более в таких размерах, не расчитывали, в Лиепае училище ПВО НКВМФ разместили, от границы до нее порядка 90 км было, вот вам предел предвидения....
  • +0.07 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
25 июн 2021 07:27:44

Мой тёзка предвзят. Он и в заговор Тухачевского не верил, ага.

Это общая недооценка опасности авиации для флота. Усиливать корабельную ЗА в ходе ВМВ пришлось практически всем.

Между войнами была такая книжка "Воздушная война" итальянца Дуэ. Читали её все причастные. И из неё много чего выросло (и, к счастью, много чего не выросло). От стратегических бомберов до тяжёлых истребителей (в которые смогли не все, но все пытались). Это один из столпов военной мысли того периода. Одна из ключевых концепций - разрушение инфраструктуры в тылу противника массированными бомбардировками и бомбардировки индустриальных городов с целью оказания психологического давления на население и уничтожения рабочей силы. При наличии такого бэкграунда как раз отсутствие планов эвакуации промышленности и населения было бы расстрельным делом. Естественно не афишировалось. 
  • +0.37 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 07:48:51

Я уже говорил здесь неоднократно, категориями "верю не верю" не оперирую, предпочитаю знать, либо критически анализировать имеющуюся информацию. Вопрос с заговором военных не для ветки, личное мнение - конспирологией не страдаю, манеру действий непосредственно ответственных за создание уголовных дел и обеспечение судебных процессов 30-х изучил, в том числе по документам, критического подхода не выдерживают по ряду причин, разбор которых не для этой ветки, просто не забывайте, что все они в дальнейшем репрессированы с формулировкой "выражено политическое недоверие со стороны ЦК". Старинов же жил в то время, со многими лично знаком, мнение его как очевидца ценно, но, безусловно, не абсолютно. Описание процесса оставления  Харькова он, между прочим, прекрасно дает, можно увидеть хотя бы, что времени было для выполнения необходимых действий не пару часов или дней, а побольше. Возможности авиации что по действиям по флоту, что по земле, по ряду причин недооценивались всеми, это верно, но у нас была к этому своя специфика недооценки.Ссылки на то, что руководители страны ориентировались в многомерных планах по развитию и обеспечению безопасности страны на рассуждения теоретика-полуфантаста 20-х годов, к тому же честно писавшего, что его теория годна только для условий Италии, кроме смешливого изумления, ничего не вызывают.
  • -0.04 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
25 июн 2021 09:11:42

Бритва Оккама, ага. 

Вы его с французом Альбером Робидой не путаете?
Дуэ участник ПМВ, генерал-майор. Одно время возглавлял ВВС Италии.
На его работы неоднократно ссылался Митчел.
Дуэ первый обосновал концепцию массированных налётов, стратегических бомбардировок. Первым предложил осуществлять налёты на города волнами с поочерёдным использованием фугасных, зажигательных и БОВ бомб. Первым заявил о необходимости создания тяжёлого истребителя для сопровождения бомберов (германия - Messerschmitt Bf.110, BF-210, Британия - De Havilland Mosquito, США - Lockheed P-38 Lightning, Италия - IMAM Ro.57, Япония - Ki-45 Toryu, да и наш Пе-2 изначально создавался как тяжёлый истребитель)


Емнип первый официальный перевод Дуэ в СССР:
Дуэ Дж.
Господство в воздухе.
Сборник трудов по вопросам воздушной войны.
Москва
Воениздат НКО СССР
1936




Дуэ считается основоположником учения о современной воздушной войне. Его взгляды в этой области оказывали и оказывают крупнейшее влияние как на формирование теоретической военной мысли, так и на непосредственную практику строительства военных воздушных сил капиталистических государств. Острые споры, самые противоречивые оценки теории Дуэ свидетельствуют прежде всего о том, что эта теория — действительно незаурядное и значительное явление в области военной мысли. Некоторые подымают Дуэ на щит как некоего пророка будущей войны. Так, маршал Петэн в своем предисловии к книге Вотье «Военная доктрина генерала Дуэ» оценивает Дуэ как самого блестящего и глубокого военного философа и писателя современной эпохи.

Мы далеки от подобных апологетических оценок Дуэ, но ознакомление с его теорией в целом, а особенно с рядом его ценных практических мыслей, представляет для нас несомненный интерес и пользу.

Взгляды о значении авиации, как нового и решающего средства войны, Дуэ высказал еще в 1909 г. в ряде статей, опубликованных в различных военных журналах; из числа этих первых работ статья «Проблемы воздушного передвижения» была выпущена в 1910 г. отдельным изданием.

Командуя до мировой войны авиационным батальоном, Дуэ выступил в 1915 г. с резкой критикой деятельности военного министерства в отношении развития авиации. Это выступление привело к удалению Дуэ из авиации перед самым вступлением Италии в мировую войну. Во время войны Дуэ с возрастающим [8] чувством возмущения критиковал высшее итальянское командование, доказывая его несостоятельность и неподготовленность Италии к ведению войны, предрекая неминуемость поражения итальянской армии во главе с таким командующим, как ген. Кадорна. Докладная записка на эту тему, составленная Дуэ для министра Биссолати (бывш. социалист) по настоянию последнего, привела к аресту Дуэ. Суд приговорил Дуэ к годичному заключению в крепости.

Поражение итальянской армии при Капоретто и смена ген. Кадорны изменили отношение правительства к Дуэ. В начале 1918 г. он был назначен, по настоянию палаты депутатов, начальником Центрального управления авиации. На этом посту Дуэ пробыл всего 5 месяцев и по собственному желанию ушел в отставку, не найдя в себе сил для сопротивления правящим кругам. С 1920 г. по 1922 г. Дуэ выпускает ряд произведений, бичующих буржуазный парламентаризм и деятельность военных кругов Италии. Оппозиционные выступления Дуэ настроили против него итальянское общество настолько, что даже его главная работа «Господство в воздухе», изданная в 1921 г. военным министерством и разосланная всему руководящему составу армии, была встречена гробовым молчанием. После фашистского переворота Дуэ на короткий срок вновь вернулся к руководству итальянским воздушным флотом, но, видимо, разойдясь во взглядах по его строительству, в 1923 г. ушел в отставку, получив чин дивизионного генерала.

С этого времени Дуэ только литератор, упорно защищающий свои идеи. У Дуэ создается школа последователей. Он играет видную роль в качестве постоянного сотрудника журнала «Ривиста аэронаутика»{1}, его литературные произведения тщательно изучаются; вокруг них развертываются дискуссии на страницах не только итальянской, но и всей мировой печати. Дуэ становится во главе новой школы, рассматривающей воздушный флот как главное и решающее средство будущей вооруженной борьбы. Хотя в своих работах Дуэ и оговаривается, что он исходит из особых интересов итальянского государства, что его теория не имеет общего характера и не применима к любой другой стране, тем не менее и он сам и его последователи вышли [9] из этих рамок и перенесли основы этой теории на другую почву, придав ей интернациональный характер.

Практическая же деятельность по развитию воздушных вооружений, проводимая в крупнейших зарубежных государствах, — бурное развитие бомбардировочной авиации, резкое повышение значимости воздушных вооружений в общей системе вооруженных сил, создание независимых воздушных армий, образование воздушных министерств — в значительной степени совпала с основными взглядами Дуэ, тем самым повышая интерес к его теории в целом.

Генерал Дуэ умер в 1930 г. Сборник наиболее значительных трудов Дуэ, выпущенный итальянским воздушным министерством вскоре после смерти автора и положенный в основу настоящего издания, является исключительно ценным материалом для изучения не только теоретических построений Дуэ и эволюции его взглядов, но и для понимания указанной выше практической деятельности.

Обратимся к этим трудам.
  • +0.35 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 15:28:31

Даже не смешно, особенно меня восхищает плюсующий это ТанкСмеющийся. Думаю, если бы он знал, кто это предисловие написал, заминусовал бы вас с ходу...Веселый
  • -0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ВТБ! ( Слушатель )
25 июн 2021 15:36:46

А чем так особо отличился Василий Владимирович?
И почему оценки цитирования должны непременно быть связаны с личностями авторов процитированного? Непонимающий
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 15:42:51

Потому что этот человек расстрелян как участник "военно-фашистского заговора", далее поинтересуйтесь у Танка...Подмигивающий
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
25 июн 2021 15:49:02

Комкор Василий Владимирович Хрипин.
Расстрелян в июле 1938.
Суть в том, что работы Дуэ до войны были изданы в СССР, причём издательством Народного Комиссариата Обороны.
Хрипин, кстати, Дуэ критиковал. Много и часто обоснованно. Но суть, опять же, в том, что идеи Дуэ легли в основу западных концепций. Потому и изучались. Немцы пошли немного своим путём и акцент сделали на фронтовой авиации. Из Дуэ у них только бомбардировки городов \ аэродромов (фронтовой авиацией, ага) и говёный BF-110. Более полно его идеи получили развитие у англичан и американцев.
  • +0.31 / 5
  • АУ
 
 
 
  Барристер ( Слушатель )
25 июн 2021 07:23:33

За идиотов генштаб не держите.
  • +0.02 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 07:31:11

Еще один знаток...Как и предыдущему - ссылки в студию.
P.S. Вот нет слов. кроме "бл....", десяток исследователей, занимавшихся темой, написавших статьи, исследования, научные труды, и с критическим, и с восторженным подходом пишут одно - никаких единых планов эвакуации не было, вопрос прорабатывался, но дальше обсуждений и предложений по отдельным вопросам дело не зашло, но некоторые участники все равно пишут - "планы были, так как их не могло не быть". Вот, чую, очередная легенда рождается, на манер легенды о распоряжении на приведение войск в боевую готовность от 18.06.1941 г.....Веселый
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
25 июн 2021 07:58:03

Послушайте, прежде чем шашкой махать и всех и вся обвинять в чем-либо, может сначала надо определиться с базовыми понятиями?
Ну типа: что есть "был/не был план эвакуации"?
Лично я считаю, что наличие в сейфе в 1 отделе пакета с красной полосой и надписью "секретно" в котором лежит даже один листочек с текстом типа " по приказу...эвакуация предприятия проводится штабом в составе Иванов- Директор, Петров-Гл. инженер, Сидоров.-Гл. конструктор/технолог и Фридляндер-Зам директора по снабжению. Штаб завода подчиняется штабу ...области по эвакуации"-это уже был план эвакуации.
  • +0.08 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 08:06:19

Лично считать можете что угодно, план покажите, заодно и разъясните, какую он ценность имеет без места эвакуации, согласования с властями места эвакуации о местах размещения производства и людей, наряда сил и средств, необходимых для эвакуации - автотранспорт и желдортранспорт, и прочая, и прочая. и прочая.... А иначе у вас в лучшем случае список рабочих, ИТР и оборудования, подлежащих эвакуации, а не план эвакуации. 
  • -0.03 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
25 июн 2021 09:04:35

Собственно, Вы  и ответили на свои вопросы.
Не было бы плана ничего бы и не эвакуировалось бы.
А по поводу "покажите план"-раз Вам так интересно, идите в архивы и копайте, слуг для вас здесь нет.
Насколько я знаю, архивы по эвакуации открыли только года после 2005.
Так что еще  широкодоступных трудов не появилось.
Повторюсь, я присутствовал на защитах и дискуссиях, там фотокопии пожелтевших страниц моб.планов предприятий, вкл. в себя и эвакуационные мероприятия- демонстрировались.
С конкретными распоряжениями, сроками и ответственными лицами.
Документы примерно 40-41 гг были.
может и 38-39 гг были-но тут я утверждать не буду.
В масштабах страны такой работой занималась военнопромышленная комиссия при СНК СССР.(Исаев и Куманев говорят , что черновые планы появились в 39-41 гг)
Непосредственно эвакуацией(планированием и выполнением) занимался Совет по эвакуации, образованный 24/06/1941.
Места эвакуации-заранее подготовленные места как отдельно (очень мало, в голове цифра крутится 10-15%, но ничем не подтвержу) так и в составе уже действующих и планировавшихся предприятий. Совсем в чистое поле заводы вывозились мало, потому что смысла не было-очень долго в строй приходилось вводить(это, как правило, эвакуированные в октябре-ноябре 41, которые были введены в строй только через полгода-год, т.е. во второй половине 42 г). А так заводы начинали давать продукцию уже через пару-тройку месяцев после начала эвакуации (т.е. бывало что еще весь завод не вывезли, а первая часть на новом месте уже начинала давать продукцию).
ЗЫ
Вы так и не сказали, что считаете "планом по эвакуации"
  • +0.34 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 14:05:59

Не кажется ли вам, что вы обнаглели? Заявили, что планы эвакуации были, а искать их предлагаете мне? Слив засчитан...
  • +0.01 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
25 июн 2021 06:27:10

сколько для себя разбирал две интереснейшие темы:
1. суммы и источники финансирования индустриализации
и
2. Эвакуация промышленности в 1941 г на восток
по п2 вынес следующее обобщающее суждение:
Планы эвакуации, как таковые были и разрабатывались в межвоенный период, помятуя о проблемах 1915-1916 гг.
Разрабатывались Планы как на самом верхнем уровне, так и на конкретных заводах.
В общем:
1. Планы эвакуации (как часть моб.планов) на заводах были, но планов конкретной эвакуации на заводах могло и не быть.
 Ну, т.е. План эвакуации завода №999 был. Но этот план мог не содержать некоторых обстоятельств эвакуации. Например,  конкретное конечное место и пути эвакуации. А мог и содержать. Зато точно содержал: 
1.1. список оборудования подлежащее эвакуации, со сроками и последовательностью демонтажа,
1.2. список и последовательность эвакуации персонала, подлежащего эвакуации.
1.3.Орг.штатная структура штаба эвакуации, с конкретными фамилиями (согласно занимаемых должностей) их правами и обязанностями.
1.4. расчет наряда транспорта (потребное количество а/м, ж.д вагоны, последовательность подачи , их типы)
1.5. общий план эвакуации (последовательность, сроки, отв. лица)
1.6. действия по приемке на месте эвакуации и типовые планы установки (расстановки)оборудования, расчет потребной инфраструктуры (площади, водоподведение и водоотведение,  э/энергия,  тепло для подключения), временное размещение эвакуированного персонала.
1.7 все то же касалось незавершенки, сырья, заготовок, инструмента и приспособлений потребных для начала работы на новом месте.
2. В рамках формирования восточной экономической базы промышленности СССР, были подготовленные промплощадки с авто и ж/д путями, подстанциями, канализацией. Но количество и площади конечно не были рассчитаны на те объемы, которые содержала массовая эвакуация 1941 г. 
3. рассчитана логистика (это в моб.планах ГШ)-сроки , потребное кол-во пар поездов, потребные мощности ( в первую очередь по э/э)
в приведенной ссылке есть видео с Косыгиным по поводу эвакуации.
  • +0.61 / 17
  • АУ
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 06:58:05

Нет проблем, приведите ссылки - план завода такого-то, в нем план эвакуации на случай войны. Расскажите, зачем приказами на эвакуацию не вводился в действие план по эвакуации, а расписывался полный процесс эвакуации - от пунктов назначения до наряда сил и средств. Расскажите, как при наличии этих тщательно разработанных планов потеряли в ходе эвакуации 85% рабочих и 60% ИТР ХПЗ? Приведенная ссылка - речь Косыгина о необходимости и значении эвакуации никак к данному вопросу не относится....
  • -0.05 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
25 июн 2021 07:37:32

Я диссертаций и монографий по данному поводу не писал и писать, в обозримом будущем, точно не буду. Поэтому хранить ссылки на что-то подобное не собирался и не собираюсь. Но я много читал, в т.ч. и диссертации по экономической истории и, даже, присутствовал на паре защит, касающихся этой темы. И там были небезинтересные дискуссии, сухую выжимку из которых я и привел в своем сообщении. И конечно, я тогда (лет 5-7 назад) и не подозревал, что данная тема так заинтересует некоего Валерия913 (которого я тогда уже заочно знал по данному форуму), что ему запонадобятся академические пруфы. А так бы я сделал и аудиозаписи и пруфы сохранил. (ну это я вру. даже еслиб и знал, все равно лень было бы)

не знаю.
да и не интересовался.

хмы, 
1.потери при перемещениях больших масс народа и оборудования неизбежны, не смотря на наличие сопровождающих и подробного плана действий. Всегда и везде. Так было и так будет. Качество подготовки мероприятия (планы, учеба, тренировки и пр) обратно пропорционально потерям и нестыковкам.
и да,
2.как Вы там говорили?-нет проблем, приведите ссылки ? (это я про про 85% и 60%) ..., но можете и не приводить, мне все равно, потому что эвакуация это форс-мажор, при котором 15%-20% сохранности исходного может говорить как о провале проведенного мероприятия, так и о небывалой, сверхгероической победе. все зависит от условий, нюансов и прочего...

ну я и не настаиваю.
  • +0.07 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 07:54:54

Могли бы просто написать - ссылок нет и не будет, планы были, так как не могли не быть. Больше вопросов не имею.
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
 
  Boris Bakhterev ( Слушатель )
25 июн 2021 10:24:56

Куманев Г. А. Говорят сталинские наркомы. —Смоленск: Русич, 2005, Милитера: 

Цитата
Первухин М. Г. [заместитель Председателя Совета по эвакуации при СНК СССР]: Эвакуация, проведенная в Советском Союзе в первые месяцы войны, является одним из самых выдающихся подвигов, которые совершил советский народ в Великой Отечественной войне. [138] Эта эпопея, без всякого преувеличения, не знает аналогов в мировой истории, в истории войн.

Причем исключительная сложность ее проведения заключалась в том, что в таких масштабах и в такие короткие сроки эвакуация не предусматривалась и никогда не планировалась. ...



Еще свидетельство. Источник:  Микоян, А.И. В Совете по эвакуации // Военно-исторический журнал. - 1989. - №3. - С. 31. Цитируется по Пащенко М. Я К освещению вопроса о времени создания Совета по эвакуации и его руководстве в научной и учебной литературе, ссылка.

Цитата
Микоян А. И. [член Политбюро ЦК ВКП (б). народный комиссар внешней торговли] о Совете по эвакуации:

... ранее даже идея организации органа с такими функциями у нас никогда не возникала.



Вообще, на мой взгляд, при оценке эвакуации важна расстановка акцентов между "не рассчитанные на столь массовую эвакуацию" и "отчего-то отталкиваться нужно было", потому что чистая правда и то, и другое.


О планировании эвакуации в 1923-31 гг. есть здесь: Мелия А.A. Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004, Милитера.
  • +0.44 / 13
  • АУ
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 14:26:30

Пробежался. Резюмируя - до 1931 работа велась целенаправленная, но ввиду низкого развития промышленности, основной упор делался на эвакуацию людей и имущества наркоматов, доля подлежащей эвакуации промышленности (ВСНХ) меньше, чем к примеру, доля подлежащего эвакуации имущества НКПС. Места, назначенные к размещению эвакуируемого имущества и людей, с районами размещения эвакуированных в 1941-1942, не совпадают в большей части, причем некоторые районы размещения эвакуируемых были оставлены нашими войсками еще в 1941. После 1931 года работа по составлению эвакуационных планов не велась вообще. Надо ли говорить, как изменилась промышленность в период с 1932 по 1941 год? 
  • +0.05 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  Boris Bakhterev ( Слушатель )
25 июн 2021 15:47:33

Думаю, что эвакуационные планы разрабатывались и после 1931 г. Просто работа Мелии А. А. не охватывает этот период. По крайней мере там есть такое: "Так, в 1936 г. К. Е. Ворошилов провозгласил лозунг о том, что Красная Армия будет вести войну «малой кровью и на чужой территории». Но это заявление не помешало утверждению в следующем году очередного плана эвакуации из районов, которые могут быть заняты противником". Правда, дальше идет ссылка на сборник 1941 год. — М.: МФ «Демократия», 1998, в котором я ничего такого не нахожу.

Другое дело, что, как я вижу, эвакуационные планы в 1923-31 гг. носили фрагментарный характер и, скорее всего, оставались такими до начала войны. "Фрагментарным характером" я называю то, что тотальную эвакуацию (тысячи заводов, миллионы человек) никто никогда не планировал. Для этого не было ресурсов. Например, у Мелии А. А, сказано: "Ввиду невозможности проведения полной эвакуации ленинградской промышленности был создан Ленинградский укрепленный район". К 1941 году возможности НКПС, конечно, выросли по сравнению с 1920-30-ми годами, но и количество объектов, объемы грузов, которые нужно было вывозить увеличилось. Еще интересно упоминание, что планы эвакуации составлялись по ведомствам и часть заявок в планы перевозок не попадали. Мне кажется, что Alexandr Ivanov Nette  Сегодня в 06:27 пишет именно об этом.

Еще одна деталь: директивы командующим военными округами на разработку планов прикрытия (май 1941 г.) включали такое указание: "4. На случай вынужденного отхода разработать, согласно особых указаний, план эвакуации фабрик, заводов, банков и других хозяйственных предприятий, правительственных учреждений, складов, военного и государственного имущества, военнообязанных, средств транспорта и прочего."

Т. е. планы-то были, писать что подготовка эвакуации "не велась вообще" я бы не стал. Другое дело, что реальность оказалась настолько далека от всех предвоенных планов...
  • +0.51 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
25 июн 2021 16:10:21

Исаев указал в рассматриваемом обзоре - последний план в документах датирован 1937, с 1932 ежегодно без каких-либо обновлений и уточнений просто перепечатывался прошлогодний план....
  • +0.03 / 4
  • АУ