Наблюдаю за развитием украинского дурдома
Действующий высокопоставленный сотрудник Госдепа с расширенными полномочиями посла должен за две недели полностью изменить политический ландшафт Украины, сделав ее удобной территорией для реализации Женевских соглашений. Справится ли старина Джо с поставленной задачей? Не утонет ли в степях великой нации?
У друга Украины Джорджа Кента есть чрезвычайный мандат на проведение образцового сеанса внешнего управления. Всего за две недели этот гастролер с особыми полномочиями – штатный сотрудник Госдепа и одновременно посол США в Украине, не считая его чисто спецслужбистских обязанностей, должен провести мастер-класс по смене политического ландшафта одной маленькой, но влиятельной страны с массой зеленых насаждений.Начал Кент очень бурно: 12 июля встретился с министром внутренних дел Арсеном Аваковым, а уже 13 июля Арсена не стало. Написал заявление по собственному желанию, и завтра, 15 июля, Рада проголосует за его отставку. Еще старина Джо, который два срока отмотал на разных должностях в Украине, встретился с министром обороны Тараном и главным ветеринаром Совбеза Даниловым. Но отставок не последовало. Чтобы понять происходящее, надо просто осознать задачи, которые стоят перед чрезвычайным эмиссаром Вашингтона.
То, что динозавра украинской политики, пережившего двух президентов и кучу премьеров, де-факто отправили в отставку – это вовсе не заслуга главы офиса Андрея Ермака, как с придыханием сообщают «телеграм-каналы» Кремля. Ну да: «Дефективный» («Легитимный») и «Свазиленд» («Резидент») в унисон захлебываются от восторга, описывая, как «Ермак, этот наш Ришелье в юбке, дожал Авакова». А еще в феврале СБУ зачислила эти «телеги» в арсенал «кремлевской пропаганды». Странный такой «арсенал» получается. Но не важно.
Надо понимать, что Кент меняет политический ландшафт нации, делая его более приятным и удобным для демократов Джо Байдена. Аваков был застарелой «занозой в заднице», если использовать выражения старины Джо, для Вашингтона. С одной стороны, вроде свой, хорошо выполнял поставленные задачи, в том числе и по утилизации слишком «умного» Петра Алексеевича. С другой – нагулял «излишний», с точки зрения посольства США, политический вес, потенциально способен вести самостоятельную игру. Плюс возник странный «симбиоз»: Арсен стал гарантом режима Зеленского, поскольку пока он с ним, никакие протесты радикалов его партнеру не страшны.
Поэтому разговор чекиста Кента с Аваковым на самом деле получился дружественным, без прелюдий. Стороны прекрасно знали, чего ожидать друг от друга. Не надо было даже трясти пресловутыми флешками с компроматом. После Женевы Арсен Борисович стал мешаться под ногами, путая расклады. У него была альтернатива: либо нормально уйти без последствий и заморозки активов, либо вступить в увлекательный, но нецелесообразный в стратегической перспективе половой акт с администрацией Белого дома.
Условия для отступления ему предложили очень даже комфортные. «Преемником» назначили Дениса Монастырского, вполне ручного и комфортного ноунейма из команды Авакова. Он возглавляет пока комитет по правоохранительным органам и был помощником Антона (Антонины) Геращенко. Геращенко тоже уходит с должности заместителя министра МВД. И легендарные сиамские близнецы Зорян и Шкиряк тоже. Никто «догонять» Авакова пока не будет. Ну а если бы заявления об отставке не было, то перспективы были бы совсем другие. МВД возглавили бы горячие грузинские парни и девушки, которые наломали бы дров. Кент очень любит грузин. Это его давняя агентура.
С отставкой Авакова снимается с повестки дня и такой токсичный, особенно перед визитом Зеленского в Вашингтон, вопрос, как «парамилитаристские формирования». Так наши стратегические партнеры называют добробат «Азов», а также «Национальный корпус» и «Национальные дружины», которые действовали под крышей Арсена Борисовича.
Одновременно решается проблема контроля улиц, поскольку теперь есть только один «уличный король» – Стерненко. Спецпроект Ульяны Супрун, ее секретарши и мужа из ЦРУ. Такая вот «шведская семейка». У «Нацкорпуса» и «Нацдружин», а также «Азова» есть одна «альтернатива»: либо частично перекочевать в проект Стерненко, либо окончательно маргинализироваться в криминальные группировки без политической крыши.
Теперь объясню, почему Аваков пришелся не ко двору Вашингтону. Кент пытается запустить свое детище – монструазную систему антикоррупционных органов, которая была благополучно сломана тем же Арсеном Борисовичем. Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура, Высший антикоррупционный суд и Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции должны стать полнокровными институтами, следящими за нужным Вашингтону порядком. В эту архитектуру вообще не вписываются: а) нынешняя судебная система, которая будет поставлена под контроль США; б) СБУ в ее нынешнем виде; в) Офис генерального прокурора; г) Государственное бюро расследований.
Из списка «препятствий» уже можно вычеркнуть МВД. Его судьба понятна: придет «европейский менеджер», начнет кадровую чистку. Национальная гвардия будет выведена из состава министерства. Национальная полиция станет самостоятельным субъектом. Сфера экономической преступности – хлебное направление, уже отдано новосозданному Бюро экономической безопасности. То есть МВД «демонополизируют». Оно уже не в состоянии будет конкурировать с Кентовскими органами: НАБУ, САП, НАПК. Закон об СБУ усилиями Марьяны Безуглой тоже будет принят, и контора превратится в чисто декоративную структуру под внешним управлением. В таком раскладе «политическому динозавру» не место.
Да, и плохая новость для Данилова – в американской антикоррупционной архитектуре нет места таким «ноу-хау» офиса Зеленского, как санкции Совбеза. Никакого дублирования полномочий быть не может. Только одна карательная система. Поэтому Совбез с его пятничными заседаниями сливается в политическую канализацию. Потрепыхаются немного и завянут. Куда денутся.
Одновременно «вашингтонский чекист» реформирует оборонную сферу Украины. Та же фигня: отказ от громоздких бюрократических структур. «Укроборонпром» уже ликвидировали. Вместо него создадут несколько холдингов с целью окончательно развалить украинское военное производство и не допустить передачи оставшихся технологий китайцам. Зачем свое судостроение, если можно покупать у британцев и турок? Если Таран этого не понял, то ему на замену придет Ирина Верещук и быстро все финализирует.
Ну и самое важное в миссии «чекиста» Кента: голова Игоря Валерьевича. Настоящая деолигархизация. Договориться с ним у американцев не получилось. Поэтому выход только один – экстрадиция. Даже для реформированных антикоррупционных органов Украины Коломойский – слишком большой кусок. Подавятся. А американская Фемида справится. Пример Игоря Валерьевича станет уроком для Рината Ахметова. У него тоже перспектив не много: либо поселиться в Испании и купить футбольный клуб «Барселона» по примеру Абрамовича, либо остаться с замороженными активами и уголовными делами. Сфера украинской энергетики – это вопрос национальной безопасности США. Только американские компании могут обеспечивать украинцев «зеленой энергией». И наша газотранспортная система – тоже сфера интересов США. Поэтому Кент в считанные часы реформирует «Нефтегаз». Возможно, туда даже вернут Коболева, поскольку его замена на Витренко состоялась без учета интересов США.
К концу июля Зеленский будет полностью подготовлен к визиту в США. Он превратится в формального лидера формальной политической системы, которого в любой момент можно абсолютно безболезненно заменить. В этом и заключается архитектурный план Кента.
Александр Зубченко