Цитата: Dobryak
Как, наверное, легко догадаться, угро-финны Поволжья и Северо-Востока европейской части Руси были язычники и христианство пришло с взятием Казани (для мордвы и горных мари чуток раньше). Так вот, прошло почти три века христианизации, но посреди полей вокруг родной деревни, с очевидностью мешая трактору, стояли священная липа и на другим поле яблоня (по народным песням липа это мать, а дуб - отец). Мало кто смог бы объяснить, почему, но все знали: неприкосновенны! Липа так и стоит, обросшая молодняком, на месте яблони моего детства несколько новых дичков выросли. Такая народная память заставляет задуматься, не так ли? Неважно совершенно: язычество ли, христианство ли.
Думается мне, не были марийцы и многие другие, не вовлечённые в христианизацию Киевской и Московской Руси народы - язычниками. Якуты или чукчи - вероятнее всего. А жители Средней полосы - едва ли.
Скорее всего они сохраняли дохристианские верования, близкие к Христианскому Православию по сути.
Образ дерева - так называемое "Мировое дерево" - это ключевой образ дохристианской евразийской космогонии. Он присутствует и в исландских Сагах и в древнегерманских и в русских устных источниках.
Так что, уважаемый Добряк - не торопитесь своих предков в язычники писать.
Вполне вероятно, что они имели абсолютно стройную космогонию и уравновешенную религию, далёкую от языческих извращений. Да, они не были Христианами, но так проповедь была завещано - нужно нести народам. Кому то раньше, кому-то позже.
Как сказано в притче - и кто за минуту пришёл, столь же дорог, как пришедший первым. А многие из пришедших первыми - проповедь или не поняли или отвратились.
Язычниками были например варяги Владимира - Крестителя Руси, когда они объявили в Киеве культ Перуна и принесли идолу человеческие жертвы. Вот это - дикость и с точки зрения дохристианской Религии. Как можно одновременно признавать Всевышнего и приносить людей в жертву его карающему Образу?