Бен Нортон, он же Мультиполярист, берет интервью у Майкла Хадсона: Судьба цивилизации часть 4
новая дискуссия
Статья
86
Так что это почти как если бы – я бы не стал обвинять Байдена в том, что он на содержании у России, и я бы не сказал, что лидеры Конгресса – российские агенты, но если бы они были российскими агентами, если бы им платила Россия, они могли бы не сделали лучше, помогая России катализировать ее протекционизм, чем она не сделала бы сама.
Дело в том, что президент Путин и многие люди вокруг него все еще были неолибералами. Я имею в виду, что они начали как неолибералы в 90-х.
Они начали с надежды, что смогут договориться с Германией и Европой, что Европа будет развивать их промышленность и сделает Россию такой же эффективной экономикой, как Германия или Соединенные Штаты. Ну, очевидно, что этого не произошло.
Тем не менее, они не думали о введении защитных тарифов, как это сделали Соединенные Штаты. Они не защищали свое сельское хозяйство. Они покупали зерно, сыр и другие сельскохозяйственные продукты как из Прибалтики, так и из других стран.
Ну, теперь, когда американцы наложили санкции, начиная уже при администрации Трампа, внезапно России пришлось производить свою собственную еду.
И это произошло. Она сделала инвестиции. В настоящее время это крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции в мире, а не страна с дефицитом продовольствия. Она больше не импортирует сыр из Литвы и Прибалтики. У нее есть свой собственный сегмент сыра.
И санкции заставляют Россию делать именно то, что делали Соединенные Штаты, Германия и другие протекционистские страны в 19 веке, развивая свою собственную промышленность, изолируя ее от дешевого иностранного импорта, который был бы оценен так низко, что русские в противном случае не могли бы позволить себе инвестировать в заводы, заводы, оборудование, исследования и разработки.
Итак, то, что сделали Соединенные Штаты, на самом деле катализирует совместное движение России.
А также, в течение трех или четырех лет, я говорил с русскими, и с китайцами, и с другими странами о необходимости дедолларизации. Если вы хотите развивать свою собственную экономику, вы должны развивать свою экономику в своих интересах с государственными расходами и планированием, независимыми от Соединенных Штатов.
Ну, теперь все думали, что через несколько лет Китаю, России, Ирану, всем этим странам может потребоваться десятилетие, чтобы отделиться от США, но Америка сказала: "Мы поможем вам, мы ускорим процесс откола". Мы собираемся изолировать вас. Итак, вы должны объединиться против нас.
Так что это именно то, что она сделала. Вы только представьте себе, как русские плачут по этому поводу всю дорогу до банка.
И как Китай наблюдает за тем, что американцы делают с Россией, и слушает, как президент Байден говорит: "Вы знаете, Россия не наш настоящий враг, наш настоящий враг Китая. А когда мы покончим с Россией, то пойдем против Китая и сделаем с ним то же самое.
Ну, вы можете себе представить, к чему это приводит, когда китайское правительство пытается планировать быть достаточно независимым от Соединенных Штатов, так что санкции подобного типа ему не повредят.
И президент Си в последние несколько недель сказал, что мы должны сделать Китай как можно более независимым. Мы должны сделать наши собственные компьютерные чипы. Мы не должны зависеть от Соединенных Штатов ни в чем, кроме, может быть, фильмов Уолта Диснея. Это в основном об этом.
Так что это как если бы – вы знаете, я упоминал ранее, что финансы живут в краткосрочной перспективе. Американская политика, будучи финансовой политикой, живет в краткосрочной перспективе. И она смотрит, сможет ли она быстро одержать быструю победу и забыть о том, что произойдет дальше.
Мне рассказывают, что много лет назад, уже после войны с Ираном, а затем Ираком и Сирией, в Госдепартаменте, если и были арабские специалисты, говорившие по-арабски, то все они были уволены. Потому что они сказали: "Ну, если ты умеешь говорить по-арабски, значит, ты выучил арабский, потому что сочувствуешь им". Ты уволен. У нас здесь не будет никого, кто умеет читать по-арабски.
Ну, теперь в последнее десятилетие или около того они уволили всех российских специалистов из Госдепартамента и ЦРУ, сказав: "Ну, если вы можете читать по-русски, зачем вам было учить русский?" Вам должно быть что-то нравится в России. Ты хотел этому научиться. Ты уволен.
Поэтому у них есть люди, которые понятия не имеют о том, что происходит в России, не имеют представления о том, что происходит в этих других странах. И они ослеплены своей идеологией.
И если кто-то скажет: подождите минутку, государственное планирование и превращение образования в общественную полезность на самом деле делают их более конкурентоспособными, что ж, это противоречит идеологии. Это не корпоративный тип.
И их учат, ну, мы действительно не можем доверять людям, может быть, они стремятся к социализму, и они выходят за дверь.
Таким образом, американская политика в значительной степени управляется слепыми, а европейцы просто принимают заказы и деньги в маленьких белых конвертах из Соединенных Штатов, чтобы просто показать свою лояльность, и в основном готовы тратить в три-семь раз больше на свою энергию, на свой сжиженный природный газ и другие товары, лучше покупая нефть у Соединенных Штатов, чем они по долгосрочному контракту с Россией.
Европа готова потратить сейчас $ 5 трлн на создание портов, которые могли бы обрабатывать танкеры для сжиженного природного газа, вместо того чтобы полагаться на российский трубопровод "Северный поток-2", который уже существует.
Так что Европа идет на огромные жертвы. Если у нее нет российского газа, и она отказывается платить рубли, мол, если вы не даете нам ваши газ и нефть бесплатно, вы на нас нападаете, потому что мы получили всю вашу нефть и газ бесплатно, потому что все доллары, все деньги, которые мы платим, вы вернули Соединенным Штатам в свои валютные резервы. Слава богу, США могут захватить все это. Если вы не будете продолжать давать нам это бесплатно, то вы нападете на нас..
Для Соединенных Штатов другие страны, защищающие свою экономику, другие страны, пытающиеся повысить свой уровень жизни, и особенно другие страны, проводящие земельную реформу, рассматриваются как враги Соединенных Штатов, потому что они являются врагами неолиберальной американской финансовой системы.
И идея однополярного мира, где Соединенные Штаты получают всю прибыль, и ренту, и интересы мировой экономики, точно так же, как Древний Рим лишил свои провинции, получив все их богатство и доход для себя, а не производя его у себя дома, в то же время обедняя свое собственное внутреннее население. Это просто точная параллель.
Поэтому Европа готова сказать: ну, хорошо, если у нас нет российского газа, то это означает, что наши химические компании не могут покупать газ для производства удобрений, чтобы наши культуры росли, и производительность нашего сельского хозяйства упадет примерно на 50%.
Мы также собираемся потратить гораздо больше денег на американские военные, натовские вооружения для поддержки НАТО. Так что выше продовольствие, выше военные расходы, выше энергозатраты.
Это ставит крест на Европе как промышленном сопернике Азии и Евразии, я бы сказал, потому что теперь китайская инициатива "Пояс и путь" и другие инвестиции, капиталовложения по всей Западной Азии создают новый производственный завод, который не только самодостаточен, но и оставляет Соединенные Штаты и Европу без какой-либо промышленной конкурентоспособности. Они вытеснили себя с мирового рынка. Они больше не конкурентоспособны.
Итак, мир развивается. И я уверен, что единственный способ, которым страны НАТО могут бороться с ним, - это военный, угрожая бомбить. Но они не могут бороться экономически. Они не могут бороться финансово. Они попытались отключить Россию от системы SWIFT. Она очень быстро поместил все в свою собственную систему.
Они действительно остались без стратегии, за исключением того, что они проделали замечательную работу по контролю над аспектом связей с общественностью этой войны, заставляя ее выглядеть так, как будто другие страны являются агрессорами, не позволяя Америке эксплуатировать их, и заставляя их выглядеть так, как будто Россия является агрессором на Украине, а не наоборот. НАТО подталкивает и подталкивает Россию сказать, что мы собираемся захватить ваш порт в Крыму, и мы собираемся атаковать русскоязычных, если вы не будете сопротивляться, и мы будем продолжать бомбить их год за годом, начиная с 2014 года, мы будем продолжать бомбить их, пока вы не защитите их.
Поэтому все это трактуется так, как будто Америка просто защищается. Ну, это то, что нацисты говорили во Второй мировой войне. Гитлер и Геббельс говорили: "мы всегда можем мобилизовать население на поддержку нашей войны, заявив, что это война для самозащиты".
И именно так это делают Соединенные Штаты в Европе. Мало того, что они вытаскивают стратегию из нацистской книги Геббельса, но несколько недель назад Германия пошла в музеи, военные музеи, где у них были старые танки со Второй мировой войны, и они послали танки, нацистские танки со Второй мировой войны, на Украину говоря, что это символично, теперь мы можем бороться с Россией теми же немецкими нацистскими танками, которыми управляют неонацистские группы, которые поддерживает Зеленский, той же нацистской борьбой против России. Мы можем воспроизвести Вторую мировую войну с теми же танками, даже символически, чтобы показать, что это борьба нацизма и неолиберализма против Евразии.
БЕНДЖАМИН НОРТОН: Мы также видели, как Германия не только повторно милитаризируется, но и укрепляет свои отношения с Японией. Есть некоторые ужасающие отголоски Второй мировой войны.
Но вы упомянули кое-что, что я хочу проанализировать немного больше, а именно силу российского рубля. Я говорил о концепции финансового шока и трепета, которая была развернута против России. И президент Байден сказал: “Российский рубль превратился в руины”, - пошутил он. Он сказал, что российский рубль превратился в руины.
Ну, на самом деле это совсем не то, что произошло. Это стоимость доллара к российским рублям, прямо сейчас [показывает график]. Российские рубли находятся на 69 к доллару. Несколько дней назад он был на уровне 64, или 65 за доллар, что на самом деле лучше, чем было даже до российской войны на Украине, которая началась в феврале 24th.
И это был всплеск, и здесь был пик, на котором он был девальвирован до 139 к доллару, примерно в два раза меньше, чем сейчас. Но в месяцы, предшествовавшие российскому военному вмешательству, в ноябре и декабре, это было около 75 за доллар.
Таким образом, рубль фактически укрепился, несмотря на эти санкции. И вот отчет Reuters от пяти дней назад, это было 4 мая: “Рубль прыгает к более чем 2-летнему максимуму против доллара, евро, поскольку ЕС усиливает санкции”. Так что рубль чувствует себя неплохо.
И вы говорили о российском механизме, чтобы заставить Европу покупать экспорт энергии из России в российских рублях. И вот этот рисунок для тех, кто смотрит, он написан на русском языке, но на самом деле он просто показывает этот механизм, в котором европейская фирма, которая хочет купить газ у российского государственного газового гиганта "Газпром", должна отправить деньги в евро в Газпромбанк, который, очевидно, является банком, который работает с "Газпромом", а потом он кладет его на специальный счет в евро, а потом продает на Московской бирже за российские рубли.
И затем эти рубли помещаются на другой специальный счет, называемый K-счетом, который принадлежит этой европейской фирме. У него есть два счета, два специальных счета в Газпромбанке, один в евро, один в рублях. А затем этот специальный рублевый счет отправляет эти деньги в Газпром. И затем, как только деньги достигнут Газпрома, именно тогда Россия считает, что платеж официально прошел.
Таким образом, это механизм, с помощью которого Россия получает деньги в рублях. И большая часть Европы сначала утверждала, что они этого не сделают, но в конце концов они сдались. Так что это невероятное развитие.
И в связи с этим я хотел бы вас спросить: я думаю, что еще одна причина того, что российский рубль укрепился и стабилизировался, заключается не только в том, что Россия продолжает поддерживать постоянный экспорт энергоносителей в Европу и другие части мира.
Вы можете говорить о политике центрального банка. Но одна из стратегий заключается в том, что российский центральный банк фактически поставил рубль на золото, что, на мой взгляд, является очень интересным и историческим событием.
И мы видели, что с начала апреля до конца июня Банк России говорит, что собирается покупать золото по фиксированной цене 5000 рублей за грамм золота. И тогда вопрос в том, будет ли в июле, когда эта политика закончится, если она будет продолжаться и если рубль в принципе станет фиксированным, он будет привязан к золоту, как доллар США был до 1971 года.
Так ты думаешь, что этого не будет? Итак, поговорим об этой политике. Вы думаете, что золотой стандарт вернется? Или, по-видимому, вы так не думаете.
МАЙКЛ ХАДСОН: Нет, Россия не переходит на золотой стандарт. То, что она делает, - это инвестирование своей иностранной валюты единственным способом, который не поддается захвату. Она вкладывает ее в золото, она кладет золото в свои резервы.
Она не устанавливает свой обменный курс в соответствии с ценой золота, а покупает золото за то, что получает.
Я хочу вернуться к вашему разговору о рублях. Вы говорили о том, что “от рубля к рублю”, как сказал президент Байден.
За последние несколько дней в новостях появилось много фотографий обломков. Например, есть разговоры о том, что вот украинская фотография, а посмотрите на эту фотографию российского танка, мы его подбили, это обломки. Оказывается, это украинский танк, что они просто говорят, что это был русский танк, который мы подбили.
Таким образом, по сути, они сами себя уничтожают, и они говорят, что в то время как их уничтожают, они говорят: нет, это картина уничтожения России, уничтожения российских активов, а не украинских активов.