Понемножку обо всем
237,936 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
21 авг 2022 11:01:09

Китайская ловушка часть 2

новая дискуссия Статья  138

НЕИЗБЕЖНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО?
В Вашингтоне стандартным объяснением того, почему отношения стали настолько плохими, является то, что Китай изменился: за последние десятилетие или два Пекин перестал “выжидать”, став более репрессивным дома и напористым за рубежом, даже продолжая пользоваться преимуществами отношений и институтов, которые позволили развиться экономическому росту Китая.
Это изменение, безусловно, является частью истории, и оно в такой же степени является результатом растущего влияния Китая, как и того, как Си использует это влияние. Но полный отчет должен также учитывать соответствующие изменения в политике  США, поскольку Соединенные Штаты отреагировали на события в Китае. Вашингтон ответил на действия Пекина целым рядом карательных мер и защитных мер, от тарифов и санкций до ограничений на коммерческие и научные обмены. В процессе Соединенные Штаты еще больше отошли от принципов открытости и недискриминации, которые долгое время были сравнительным преимуществом, одновременно укрепляя убежденность Пекина в том, что Соединенные Штаты никогда не потерпят более сильного Китая. Между тем, Соединенные Штаты колебались в своей поддержке международных институтов и соглашений, которые долгое время структурировали глобальную взаимозависимость, отчасти из-за страха перед растущим влиянием Китая в международной системе.
Более агрессивный подход с обеих сторон привел к зеркальной динамике. В то время как Пекин считает, что только путем длительной борьбы американцев можно убедить сосуществовать с сильным Китаем, Вашингтон считает, что он должен обуздать китайскую мощь и влияние, чтобы защитить первенство США. Результатом является нисходящая спираль, когда усилия каждой стороны по укреплению своей безопасности побуждают другую сторону предпринимать дальнейшие шаги по укреплению своей собственной.
Объясняя растущую напряженность между США и Китаем, некоторые ученые указывают на структурные сдвиги в балансе сил. Грэм Эллисон писал о “ловушке Фукидида”: представление о том, что, когда растущее государство бросает вызов устоявшейся власти, часто приводит к войне за гегемонию. Тем не менее, если сосредоточиться только на возможностях, трудно объяснить повороты в американо-китайских отношениях, которые также обусловлены меняющимся восприятием угрозы, возможностей и цели. После визита президента Ричарда Никсона в Пекин в 1972 году Вашингтон стал рассматривать Китай как стратегического партнера в сдерживании Советского Союза. И когда наступила эра после окончания холодной войны, американские политики начали страховаться от растущей военной мощи Китая, даже стремясь стимулировать экономическую и политическую либерализацию страны посредством большей интеграции.
На протяжении всего этого периода китайские лидеры видели стратегическую возможность уделять приоритетное внимание развитию Китая в стабильной международной обстановке. Они открыли двери страны для иностранных инвестиций и капиталистических практик, стремясь учиться на иностранном опыте, периодически проводя кампании против “духовного загрязнения” и “буржуазной либерализации”. Несмотря на случайные попытки продемонстрировать решимость, в том числе во время кризиса в Тайваньском проливе в 1995-96 годах и после бомбардировки НАТО в 1999 году посольства Китая в Югославии, китайские лидеры в основном придерживались стратегии бывшего лидера Дэн Сяопина "залечь на дно", чтобы избежать возникновения чувства угрозы, которое могло бы ускорить попытки задушить подъем Китая.
Если и есть год, который ознаменовал переломный момент в подходе Китая к миру, то это не 2012 год, когда Си пришел к власти, а 2008 год. Глобальный финансовый кризис побудил Пекин отказаться от любого представления о том, что Китай был учеником, а Соединенные Штаты - учителем, когда дело касалось экономического управления. А Олимпийские игры в Пекине в том году должны были ознаменовать выход Китая на мировую арену, но вместо этого большая часть мира была сосредоточена на беспорядках в Тибете, которые китайские официальные лица списали на внешнее вмешательство, и на последующие репрессии Китая. Коммунистическая партия Китая (КПК) все больше зацикливалась на идее, что иностранные силы намерены помешать подъему Китая.
В последующие годы остановившееся движение к либерализации пошло вспять: партия расправилась с преподаванием либеральных идей и деятельностью иностранных неправительственных организаций, подавила продемократические протесты в Гонконге и создала обширное государство наблюдения и систему лагерей для интернированных в Синьцзяне - все это проявления более широкой концепции “национальной безопасности”, вызванной опасениями беспорядков. На международном уровне Китай отказался от любого подобия стратегического смирения. Он стал более настойчиво отстаивать свои территориальные и морские претензии (вдоль границы с Индией, в Восточно- и Южно-Китайском морях и в отношении Тайваня). Превзойдя Японию будучи второй по величине экономикой в мире в 2010 году, он начал использовать свою экономическую мощь, чтобы заставить уважать интересы КПК. Это ускорило развитие военного потенциала, который мог бы противостоять вмешательству США в регионе, включая расширение их некогда ограниченного ядерного арсенала. Решение развивать многие из этих возможностей было принято до Си Цзиньпина, но именно под его руководством Пекин принял более принудительный и нетерпимый подход.
По мере того, как он регистрировал растущие возможности Китая и готовность их использовать, Вашингтон усиливал свое хеджирование. Администрация Обамы объявила, что она “развернется” в сторону Азии, и даже когда Вашингтон стремился к конструктивной роли Китая в международной системе, темпы подъема Китая быстро опередили  готовность США предоставить ему соответственно весомый голос. С избранием Дональда Трампа президентом оценка Вашингтона стала особенно экстремальной: марксистско-ленинский режим, по словам Трампа, стремился “изнасиловать” Соединенные Штаты, доминировать в мире и подорвать демократию. В ответ администрация Трампа развязала торговую войну, начала говорить о “разъединении” США и китайской экономики, и запустили серию инициатив, направленных на противодействие китайскому влиянию и подрыв КПК. В своих выступлениях высокопоставленные официальные лица США намекали на смену режима, призывая к шагам, чтобы “дать возможность китайскому народу” искать другую форму правления и подчеркивая, что “китайская история содержит другой путь для китайского народа”.

Госсекретарь США Энтони Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан завершают переговоры с китайскими коллегами в Анкоридже, США, март 2021 годаPool / Reuters
Администрация Байдена прекратила любые разговоры о смене режима в Китае и тесно координировала свой подход с союзниками и партнерами, что контрастирует с односторонностью Трампа. Но в то же время она продолжила многие политики своего предшественника и поддержала оценку того, что растущее влияние Китая должно быть сдержано. Некоторые направления усилий, такие как китайская инициатива Министерства юстиции, которая преследовала цель судебного преследования за кражу интеллектуальной собственности и экономический шпионаж, были изменены. Но другие были сохранены, включая тарифы, экспортный контроль и визовые ограничения, или расширены, такие как санкции против китайских чиновников и компаний. В Конгрессе, тем временем, все более яростная оппозиция Китаю может быть единственным, с чем демократы и республиканцы могут согласиться, хотя даже эта общая озабоченность привела лишь к ограниченному согласию (например, недавний закон о внутренних инвестициях в полупроводники) о том, как Соединенные Штаты должны конкурировать.
На протяжении пяти десятилетий Соединенные Штаты пытались сочетать взаимодействие и сдерживание, чтобы включить Китай в международную систему, которая в целом поддерживает интересы и ценности США. Американские политики хорошо знали, что их китайские коллеги были привержены защите правления КПК, но Вашингтон рассчитал, что мир будет менее опасным, если Китай будет внутри, а не вне системы. Эта ставка в значительной степени удалась — и все еще лучше, чем альтернатива. Тем не менее, многие в Вашингтоне всегда надеялись и в разной степени стремились способствовать либеральной эволюции Китая. Таким образом, растущий авторитаризм Китая подпитывает повествование о всеобъемлющем провале политики США, а сосредоточение внимания на исправлении этого провала укрепило неуверенность Пекина и веру в то, что Соединенные Штаты и их союзники не примут Китай как сверхдержаву.
Теперь обе страны намерены делать все необходимое, чтобы продемонстрировать, что любой шаг другой стороны не останется без ответа. Лица, принимающие решения как в США, так и в Китае, считают, что другая сторона уважает только силу и интерпретирует сдержанность как слабость. На диалоге “Шангри-Ла” в этом году в Сингапуре в июне министр обороны Китая генерал Вэй Фэнхэ пообещал "бороться до самого конца" за Тайвань на следующий день после встречи с министром обороны США Ллойдом Остином.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!